По благословению Епископа Покровского и Николаевского Пахомия

Православное заволжье

Официальный сайт Покровской Епархии

Русская Православная Церковь Московского Патриархата

История епархии

До учреждения самостоятельной Покровской епархии, ее территория в разное время входила в состав разных епархий Нижнего Заволжья.

Во второй половине XVIII в. правительство Екатерины II с целью усиления вассальной зависимости и заинтересованности населения германских княжеств от России, укрепления своего влияния на российских окраинах, провело ряд мероприятий по привлечению в малонаселённые приграничные районы нижнего Поволжья жителей из стран Западной Европы. Так 4 и 14 декабря 1762 г., 22 июля 1763 г., в 1764 г. через русских посланников в Швейцарии, Голландии, Германии и других государствах Европы были обнародованы манифесты Екатерины II, приглашавшие граждан этих стран и ранее бежавших из России старообрядцев переселиться на территорию нижнего Поволжья. 

Расселение переселенцев производилось округами (окружность их была определенна в 60-70 вёрст, а площадь – такою, чтобы на ней могли поселиться до 1000 семей). Переселенцам гарантировалась свобода в отправлении религиозных обрядов. 

Началось массовое заселение территории нижнего Поволжья. Поселения первых колонистов имели русские названия: Нижняя Добринка, Усть-Залихинская, Лесной Карамыш, Каменская и др. Это говорит о том, что они селились в русских селениях, а также о желании первых поселенцев мирно сосуществовать с коренным русским населением, об их стремлении вжиться в культуру российских народов и не противопоставлять себя волжанам. [1] 

Покровск (Энгельс)

В 1678 г. в черте современного города Покровска (Энгельса) находился левобережный Саратов, впоследствии перенесенный на правый берег реки Волга.

В 1747 г. на пути доставки соли с озера Эльтон как важный перевалочный пункт была основана Покровская слобода. Управлялась она по образцу казачьих семей головой и атаманом.

1.jpg

Учрежденное в 1747 г. соляное комиссарство пригласило в Поволжье украинских чумаков-возчиков соли из Киевской, Полтавской и Харьковской губерний.

В 1770 г. на собранные жителями деньги в слободе была построена деревянная церковь. Во время одного из пожаров она сгорела. В 1781 г. выстроена на деньги прихожан церковь «зданием каменная, с такой же колокольнею крепка …». Престол был в ней один, освященный в честь Покрова Пресвятой Богородицы. И за слободой укрепилось название Покровской.

К 1801 г. Покровскую церковь перестроили, она стала двупрестольная. Второй престол освящен в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы. 
При церкви было открыто 3 училища – первое мужское (в 1840 г.), второе – женское (в 1854 г.) и земское трехклассное для мальчиков и девочек (в 1866 г.).

В 1857 г. Покровская церковь имела около 3 тысяч прихожан. В 1805 г. на средства местной сельской общины была основана Петропавловская церковь с тремя престолами: главный – во имя св. первоверховных апостолов Петра и Павла, южный – в честь усекновения главы Иоанна Предтечи и северный – во имя святителя Николая Мирликийского, чудотворца.

В 1825 г. тщанием прихожан была построена Троицкая церковь.

В 1850 г. церковь была перестроена и стала трёхпрестольной. Главный престол был освящен во имя Святой Живоначальной Троицы, правый – во имя святой Великомученицы Екатерины, левый – в честь Казанской иконы Божьей Матери.2.jpg Тогда же были возведены каменная колокольня и ограда. В приходе имелись три училища: мужское двухклассное, приходское земское мужское и приходское земское женское. 

В 1861 г. была возведена каменная церковь в честь Вознесения Господня с колокольней. При церкви существовала земская и женская школы грамоты.

В 1884 г. построена каменная Крестовоздвиженская церковь с колокольней. В ней имелось три престола: главный – в честь Воздвижения Честнаго Животворящего Креста Господня; с правой стороны предел в честь Преображения Господня, с левой стороны – предел во имя Иоанна Предтечи Господня. В каждой из этих церквей существовала библиотека. [2]

12 июня 1914 г. Покровская слобода получила статус города и стала именоваться городом Покровском. В 1931 г. город Покровск получает новое название Энгельс. [3] 

Новоузенск

В 1760 г. при слиянии рек Большой Узень и Чертанла основана деревня, названная также Чертанлой, которой впоследствии суждено было стать городом. Для охраны этих мест от нападений кочевников по указанию правительства от Камышина между Волгой и Уралом возводится линия кордонов, а в урочище Узеней сооружается крепость. Крепость эта, называвшаяся также городом Узенем (ныне село Крепость Узень), вскоре оказалась на 75 километров позади основанного русскими переселенцами Александрова Гая и не могла считаться форпостом. Просуществовала она недолго. Остатки земляного вала вокруг села Крепость Узень заметны и сейчас как свидетели далекого прошлого. При упразднении крепости имевшаяся там церковь была перенесена в деревню Чертанлу, туда же переселилась и часть жителей Старого Узеня. По царскому указу 1835 г. административным центром обширного Новоузенского уезда определялось село Чертанла, которое переименовывалось в город Новый Узень, позже названный Новоузенском.

3.jpg

В 1850 г. была учреждена Самарская губерния, и город Новоузенск и его уезд, принадлежавшие ранее Саратовской губернии, были отнесены к Самарской. Территория Новоузенского уезда равнялась почти 40 тысячам квадратных километров.

 По своей величине он превосходил каждую из четырех губерний: Московскую, Тульскую, Калужскую и Кутаисскую - и составлял более половины площади Италии. Он простирался от границ с Уральской областью до берегов Волги. В настоящее время на этой территории расположены десять заволжских районов Саратовской области.

В 1895 г. в уезде было 219 различных церквей. В центре Новоузенска располагался огромный Покровский собор. А в одном из самых живописных уголков города, на его северной окраине, находился женский монастырь со своими землями, водоемами, хозяйственными постройками и большим садом. Действовало в городе и еще семь церквей и молелен. [4] 

Балаково

Историческое прошлое г. Балаково прослеживается с первой трети восемнадцатого века: в архиве Санкт-Петербурга был обнаружен документ, датированный 1738 г., в котором упоминается казачье луговое владение Балаков юрт, расположенное в двух верстах от Волги.


Традиционно годом рождения Балакова считается 1762 г. Селом оно стало называться после того, как в нем построили первый храм, в честь святых Косьмы и Дамиана, в 1765 г. По преданию, сама Екатерина II прислала серебряную утварь богослужебные книги и облачение первому балаковскому храму: в то время императрица одаривала многие новые церкви в России.

4.jpgНа рубеже XVIII-XIX вв. село находилось под огромным влиянием старообрядчества. Центром села считалась Христорождественская площадь с одноименной церковью, сельским приказом и сельским училищем.


К 1857 г. оно становится огромным, по тем временам, селом. Построено две церкви: одна – деревянная, другая, в честь Рождества Христова, – уже каменная. Она была построена по проекту архитектора Меера в 1848 г., на месте одноименной деревянной, в стиле русского классицизма середины XIX в. [5] Церковь имела три престола: главный – в честь Рождества Христова, два других – во имя святителя Николая чудотворца, и в честь Покрова Пресвятыя Богородицы. Была разрушена в 1932 г. В 1877 г. была построена Иоанно-Богословская церковь. [2]

Центром села считалась Христорождественская площадь с одноименной церковью, сельским приказом и сельским училищем. На рубеже XVIII-XIX вв. село находилось под огромным влиянием старообрядчества. После указа о веротерпимости 1905 г. балаковский купец Анисим Михайлович Мальцев, принадлежащий к старообрядцем, задумал построить храм во имя Пресвятой Троицы, «в параллель» к уже существующему в Балаково Свято-Троицкому храму Русской Православной Церкви. В 1911 г. по проекту академика архитектуры Ф.О. Шехтеля возведен Троицкий храм. Тогда же выполнены наружные мозаики храма – Рублёвская Троица над западными вратами храма, икона Божией Матери «Знамение» над северными и Нерукотворный Образ Спасителя над Южными.[6]

В начале XX в. село значительно расширило свои границы, и в мае 1911г был подписан Высочайший указ о присвоении Балакову статуса города с правами самоуправления.

Николаевск (Пугачев)

5.jpgВ 1764 г. старообрядцы образовали слободу Мечетную. Назвали так, потому что здесь еще от Золотой Орды оставались развалины мусульманских храмов. Слобода Мечетная в ту пору представляла собой одну улицу. По переписи 1765 г. в ней числилось 264 души мужского пола.

Одновременно с возникновением слободы выше и ниже её по течению реки Большой Иргиз образовалась группа старообрядческих монастырей, скитов и тяготеющих к ним селениями крестьян. Впоследствии монастыри приобрели громкую известность: мужские – Верхний Спасо-Преображенский, Средне-Никольский и Нижне-Воскресенский, и женские - Покровский и Успенский.

Впоследствии, в 1828 г., саратовский губернатор А.Б. Голицын с помощью военной силы сумел обратить часть иргизских старообрядцев в единоверие. 
Слобода Мечетная тем временем росла и развивалась. В начале XIX века население на Иргизе настолько увеличилось, что императорским указом от 18 декабря 1835 г. слобода Мечетная получила статус уездного города и была переименована в Николаевск.

В последнее дни уходящего, 1835 г., император Николай I подписал в числе прочих и указ об учреждении в Саратовском Заволжье трех новых уездов – Николаевского, Новоузенского и Царевского. Торжественное открытие нового уездного города состоялось 9 мая (22 мая по новому стилю) 1836 г.  1 января 1851 г. заволжские уезды Саратовской губернии (Новоузенский и Николаевский) в гражданском отношении были переданы новосозданной Самарской губернии, а в церковном – переподчинены от Саратовской епархии к новооткрытой Самарской.

6.pngВ 1843 г. был построен Иоанно-Предтеченский градской собор (не сохранился). В 1845 г. трудами Преосвященного Иакова (Вечеркова), епископа Саратовского, было открыто Духовное училище. [2]

По инициативе почетного гражданина города купца С.О. Локтева, более двадцати лет бывшего церковным старостой Иоанно-Предтеченского собора, председателем попечительства и городским головой было решено возвести еще один собор с главным приделом в честь Воскресения Господа нашего Иисуса Христа. Проект на постройку Воскресенского собора был рассмотрен и одобрен техническим строительным комитетом 12 июня 1875 г. Автором проекта собора является Алексей Маркович Салько. В 1899 г. был возведен величественный каменный пятиглавый собор с отдельной трехъярусной колокольней и двумя часовнями на углах. Собор был освящен 25 сентября епископом Самарским и Ставропольским Гурием (Буртасовским).

В 1901 г. было учреждено Николаевское викариатство, и первым его епископом стал преосвященный Тихон (Оболенский).

7 ноября 1908 г. в пределах Николаевского викариатства Самарской епархии и присоединении к ней выделенной из Оренбургской епархии Уральской области была учреждена Уральская епархия. Изначально как Самарское викариатство, а затем с 5 октября 1916 г. как самостоятельная Уральская и Николаевская епархия.[7] 11 ноября 1918 г. город Николаевск переименован в Пугачёв.

В марте 1919 г. Новоузенский и Николаевский уезды вошли в состав Саратовской губернии. В 1920 г. образованы Покровский и Дергачёвский уезды, которые в церковно-административном отношении подчинялись не Саратовской, а Самарской епархии. 

Годы гонений

После октябрьского переворота 1917 г. и захвата власти большевики ни на один год не оставляют Церковь своим жестоким вниманием. Советская власть с первых дней своего существования поставила задачу – полное, с самой беспощадной жестокостью, уничтожение Православной Церкви. Эта установка лидеров большевиков ярко выражена в известном ленинском письме («Членам Политбюро. Строго секретно») от 19 марта 1922 г.: «...изъятие ценностей, в особенности самых богатых лавр, монастырей и церквей, должно быть произведено с беспощадной решительностью, безусловно ни перед чем не останавливаясь и в самый кратчайший срок. Чем большее число представителей реакционной буржуазии и реакционного духовенства удастся нам по этому поводу расстрелять, тем лучше» 

Трудно оценить общее количество пострадавших за Христа в годы советской власти. Счет пострадавшим шел на сотни тысяч: по разным оценкам, было от 500.000 до миллиона православных людей, за Христа пострадавших.[8]

Гонениям подвергались священники и миряне – прихожане храмов, церковные старосты, члены приходских советов. Людей, открыто исповедавших православную веру, расстреливали или отправляли в лагеря и ссылки. Храмы закрывались, разрушались, приспосабливались под зернохранилища, склады, кинотеатры, клубы. Приходы облагались непосильными налогами. В 1929 году община Троицкого храма г. Балаково была вынуждена подписать документ о «добровольной» передаче храма властям ввиду неуплаты долгов государству. После закрытия храма специально вызванный из Москвы И. Грабарь «установил», что храм «не представляет никакой архитектурной ценности» и подлежит уничтожению, но Промыслом Божьим, он, единственный из всех балаковских церквей, сохранился до нашего времени. [6]

В это трудное время Николаевскую кафедру занимал викарный епископ Павел (Флеринский). С 1926 по 1931 годы Покровск и Николаевск (Пугачев) входят в состав Уральской и Покровской епархии. 

В 1931году Заволжские земли вошли в Саратовскую епархию и   учреждено Покровское викариатство. 3(16)мая 1931г. в Саратове архимандрит Серафим (Зборовский) хиротонисан во епископа Покровского, викария Саратовской епархии. Чин хиротонии совершали: митрополит Саратовский Серафим (Александров), архиепископ Досифей и епископ Енотаевский Алексий. [9] В этом же году город Покровск получает новое название Энгельс.

7.jpgГонения на Православие в Заволжье были особенно люты в первой половине 1930-х годов. Так, в 1932 году в городе Балаково в одну ночь были взорваны храм Преображения Господня, Троицкий собор, Христорождественская церковь, Иоанно-Богословский собор и часовня на Базарной площади, были национализированы все церковные дома и усадьбы.[10] Похожая судьба ожидает многие храмы епархии. В конце 1935г было арестовано практически все духовенство г. Пугачева во главе с викарным епископом Стефаном (Виноградовым). В 1936г была уничтожена колокольня Воскресенского собора, подлежал уничтожению и собор, но он сохранился. В конце 30-х годов ХХ века здание переоборудовали под зернохранилище. 

Церковная жизнь в Заволжье возобновляется лишь в октябре 1942 года. В это время епархией управлял преосвященный Григорий (Чуков) архиепископ Саратовский и  Сталинградский. Снова стали открываться храмы, в том числе в 1945 году  Воскресенский собор г. Пугачева, который с тех пор не закрывался. [11]  

В первый же день после начала Великой Отечественной войны Русская Православная Церковь устами Патриаршего Местоблюстителя митрополита Сергия выразила безоговорочное осуждение вероломного нападения фашистской Германии на нашу страну и призвала православных верующих встать на защиту Родины. С первых дней войны в действующих храмах Советского Союза развернулась работа по сбору средств на нужды обороны. Свой весомый вклад в дело спасения Отечества внесли и верующие Саратовской епархии. Вот, например, один из указов преосвященного епископа Саратовского Паисия (Образцова): "Предлагаю церковным советам Саратовского кафедрального собора, городов Вольска, Петровска, Пугачева и Ртищева отчислить ко дню Святой Пасхи все свободные церковные денежные средства и сдать на текущий счет Фонда помощи детям и семьям павших в Великую Отечественную войну бойцов Красной Армии. Пастыри и миряне! В преддверии великого христианского праздника - Светлого Христова Воскресения - проявим чувство деятельной любви и христианского долга в этом великом и святом деле. Этим мы явимся участниками подвига многих святых, подвизавшихся в вере и любви. Раскроем сердца наши для участия к ним, откроем щедрую руку помощи детям и семьям наших родных воинов, которые защитили и отстояли нашу веру, нашу Родину, наш родной народ, наш покой и безопасность и благо всего человечества.

В годы войны, церковный совет Пугачевской церкви сдал в сберегательную кассу: на счет Пугачевского детского дома облигации госзайма на сумму 200 000 рублей и внес четырнадцать тысяч рублей наличными на его ремонт; пожертвовал Пугачевской средней школе № 3 пять тысяч рублей и раздал бедным три тысячи рублей. Также, как дословно сообщал в своей телеграмме на имя Преосвященного настоятель храма протоиерей Чумаков, "передано семьям воинов на месте один бычок и четыре козы". [12]

В конце 50 – начале 60-х годов в Советском Союзе принимаются законодательные акты, направленные на ужесточение положения религиозных организаций, и прежде всего, Русской Православной Церкви.  

Духовенство отстраняется от финансово-хозяйственной деятельности, управление приходом передается органам, выбранным из числа верующих. Прекращается государственное социальное и профсоюзное обслуживание гражданского персонала церкви, налогообложение духовенства производиться по повышенным ставкам. Церкви запрещается проводить благотворительную деятельность и проповедывать, особенно среди молодёжи. К концу 1965 года, во время управления Саратовской епархией епископа Пимена (Хмелевского), в Саратовской области действующими были: два собора в Саратове, 7 храмов (в Вольске, Петровске, Пугачёве, Хвалынске, Аркадаке, Ртищеве, Дергачах) и молитвенные дома (в Энгельсе, Балашове и Балаково). Это количество не изменится до юбилея 1000-летия Крещения Руси в 1988 году. [13] 

Наше время

Возрождение церковной жизни с конца 1980-х годов в нашей стране коснулось и нижнего Заволжья.  Постепенно восстанавливаются духовные ценности. Церкви были возвращены некоторые храмы и монастыри. В 1989 году официально передано Русской Православной Церкви здание храма Святой Троицы в городе Балаково. В 1990 возвращен храм в Покровске (Энгельсе). Поруганные, полуразрушенные они восстают из небытия, свидетельствуя о Воскресении Христовом.

8.jpgВ 2000 году в посёлке Монастырский Пугачёвского района был возрождён Свято–Никольский женский монастырь. 20 сентября 2008 года Епископ Саратовский и Вольский Лонгин совершил Чин освящения и первую Божественную Литургию в восстановленном храме во имя Святителя Николая Чудотворца.

В 2005 году близ села Криволучье Балаковского района открыт Нижне-Воскресенский мужской монастырь. На месте, где некогда процветала одна из Иргизских обителей, возобновилась монастырская жизнь, был освящен храм во имя святого апостола Иоанна Богослова.

В Ивантеевском районе обустроен Вавилов Дол – который находится на месте мужского монастыря, братия которого была расстреляна в годы  гонений. В июле каждого года жители Саратова, Вольска, Балакова и других городов совершают многодневный крестный ход в Вавилов Дол, посвященный памяти новомучеников и исповедников Российских.

За последние 20 лет, тщанием архипастырей, священнослужителей и прихожан построены десятки новых храмов, идет  реставрация старых.

Большое внимание уделяется миссионерско-просветительской деятельности. При храмах создаются Воскресные школы. Проводятся конкурсы творческих работ, фестивали, научные конференции, культурно-просветительские программы. В общеобразовательных школах вводится предмет «Основы православной веры». С каждым годом увеличивается количество приходов.

Решением Священного Синода от 5-6 октября 2011 года путём выделения из состава Саратовской епархии образована Покровская епархия. Правящему архиерею Синод постановил иметь титул Покровский и Николаевский, а также постановил включить Покровскую епархию в состав Саратовской митрополии.

Покровская епархия объединила приходы в административных границах Александрово-Гайского, Балаковского, Дергачевского, Духовницкого, Ершовского, Ивантеевского, Краснокутского, Краснопартизанского, Марксовского, Новоузенского, Озинского, Перелюбского, Питерского, Пугачевского, Ровенского, Советского, Федоровского и Энгельсского районов области. Кафедральные центры в городе Энгельсе (Покровске) и Пугачёве (Николаевске).

Правящим архиереем назначен епископ Покровский и Николаевский Пахомий (Брусков)

Литература:

  1. Бочкарев  В. П. За Волгой для нас земли нет?//Гонец. Саратов, 1992. №6. С. 28.
  2. СЕА. Опись церквей по Самарской епархии за1895г. Т 1, 2.
  3. Сайт МО Город Энгельс 
  4. Портал Саратовского региона
  5. СЕА
  6. Попова Н. А. Белокаменный феникс.//Православие и современность. Саратовские епархиальные ведомости. Саратов: Издательство Саратовской епархии, 2009. №10(26). С. 113 
  7. Открытая православная энциклопедия "Древо"
  8. Сайт Православный Иерусалим
  9. Благотворительный фонд «Русское Православие»
  10. Попова Н.А. Историко-архитектурное наследие степного края Заволжья и проблемы его возрождения. Православная культура как основа духовного возрождения России/ Под ред. прот. Дмитрия Полохова, И. А. Дорошина. – Саратов: Издательство Саратовской епархии, 2007. С.225. 
  11. Свящ. Кирилл Краснощеков. Открытие храмов в Саратовской и Сталинградской епархии в период Великой Отечественной войны//Православие и современность. Саратовские епархиальные ведомости. Саратов: Издательство Саратовской епархии, 2007. №2(18).С. 106. 
  12. Саратовская епархия в годы Великой Отечественной войны
  13. Теплов В., Яковлев А. Сердце, полное любви. Материалы к биографии архиепископа Пимена (Хмелевского). 1965-1987 годы.//Православие и современность. Саратовские епархиальные ведомости. Саратов: Издательство Саратовской епархии, 2009. №10(26). С. 92.
Оставить комментарий
Поделиться в: