Православное заволжье

Официальный сайт Покровской епархии

Русская Православная Церковь Московского Патриархата

Отец возрождения духовной жизни

В первый день Рождественского поста, 28 ноября, Церковь совершает память одного из выдающихся наставников монашества XVIII века — преподобного Паисия Величковского.

Иеросхимонах Паисий Величковский занимает в истории православного монашества особое место. В его лице удивительным образом сочетались святость жизни, любовь к просвещению и большое литературное дарование. Он был устроителем монашеского общежительного братства, умел привлечь к себе и духовно воспитать многочисленный сонм учеников, создать около себя школу православного духовного подвижничества. Его житие и учение представляются нам как пример того совершенства, к которому мы все — и монашествующие, и миряне — должны стремиться.

Этому человеку выпала доля идти монашеским путем, когда все исторические условия для этого подвига были чрезвычайно неблагоприятны. На протяжении всего XVIII века губительная политика отрицания духовных корней России привела, с одной стороны, к распространению раскола и порождению всякого рода сект, а с другой — исказила и обеднила жизнь Церкви, оторвав от нее просвещенный слой общества, поставила на грань исчезновения монашество, которое преследовалось особенно безжалостно.

Преподобный Паисий (в миру Петр Величковский) родился 21 декабря 1722 года в Полтаве. Отцовская линия Петра была духовного сословия — брат, отец, дед и прадед были священниками. В четырехлетнем возрасте младенец лишился отца, а в отрочестве лишился и брата. Попечителем и воспитателем Петра стала его мать. Грамоте отрок обучился по Псалтири и после этого в возрасте 12 лет был отдан на учение в Киевскую Духовную Академию. В академии Петр впервые стал тянуться душой к монашескому житию. Он мечтал принять постриг непременно в бедной, удаленной от мирского шума обители.

Осенью 1738 года Петр покинул стены академии и устремился на поиски старца, в послушании которому он надеялся овладеть наукой монашеского делания — поста и молитвы.

В то время в стране резко сократилось число монастырей. Многие из них были отданы под казармы и дома инвалидов. К середине века иноческая жизнь, лишенная старческого руководства, совершенно оскудела даже в прославленных обителях. Так, Петр, юноша из знатной семьи, стал нищим странником, бродившим по бесконечным просторам России в поисках истинного духовного руководства.

Наконец он поступил в Медведовский монастырь под Чигирином в Украине, где 6 августа 1741 года был пострижен в рясофор с именем Платон. Дальнейшие странствия привели Платона в 1746 году на Афон. Здесь же в 1750 году он был пострижен в мантию с наречением ему имени Паисий.

Вскоре к отцу Паисию стали стекаться ученики. Вместе с ними в 1757 году он переселился в заброшенный Ильинский скит. Со временем скит превратился в своеобразный центр славяно-молдавской культуры на Афоне. Здесь преподобный активно занимался поисками и переводом творений святых отцов о духовной и монашеской жизни. На Афоне сложилась община преподобного Паисия и зародились те принципы монастырской жизни, которыми в дальнейшем будут отличаться его монастыри: «…вместе идти средним путем, открывая друг другу волю Божию, побуждая друг друга к исполнению заповедей Божиих, отсекая друг перед другом свою волю и рассуждение, имея одну душу и одно желание, имея общим все необходимое для существования».

После 17 лет пребывания на Афоне преподобный Паисий вместе со своим братством, которое насчитывало уже более 60 иноков, возвратился в Молдавию, где и остался до конца своей жизни. В городе Яссах по благословению митрополита Молдавии он получил в свое распоряжение Драгомирнский монастырь в честь Сошествия Святого Духа. В этом монастыре преподобный принял схиму с тем же именем и установил богослужебный устав Афонской Горы.

Все послушания внутри монастыря выполняли сами иноки. Братия читала и переводила творения святых отцов. «Во время работы на устах должно быть молчание,— наставлял старец Паисий,— а в сердце тайная молитва. Удерживайте язык, чтобы он не говорил пустых слов. Кто бережет язык, оберегает душу от скорби. От языка — и жизнь, и смерть».

Сам старец нередко выходил с братией на общее послушание и работал вместе с прочими. Когда же иноков стало более семисот, двери его кельи до поздней ночи оставались открытыми. Одни уходили, другие приходили по делам духовным или хозяйственным. «Тридцать лет прожил я при нем,— вспоминает преподобного Паисия его келейник,— и не видел его скорбящим о нуждах материальных. Он только тогда сильно скорбел, когда видел нарушение заповедей Божиих».

В 1774 году та часть Молдавии, где располагался Драгомирнский монастырь, отошла к Австрии. Опасаясь за будущее своей обители, преподобный Паисий вместе с братией перебрался на турецкую территорию в опустевший Секульский монастырь. А через несколько лет, в 1779 году, получил в свое распоряжение также Нямецкий монастырь.

Преподобный сделал свой монастырь центром православного монашества, школой подвижнической жизни и духовного просвещения для всего православного Востока. В Нямецком монастыре проживали иноки более чем десяти национальностей, и число их к 1790 году возросло до тысячи человек. В то время это была самая многолюдная обитель Восточной Православной Церкви.

Преподобный вел обширную переписку с многочисленными адресатами не только в Молдавии, но и на Афоне, в Царьграде, России и в других местах. Он сам научился духовной жизни из книг и стал живым учителем для многих. Возрождение монашества в России в XIX веке — это продолжение трудов святого Паисия Величковского. Например, первые старцы Оптиной пустыни вели с ним переписку, общались с его учениками.

Предчувствуя свою кончину и не в состоянии преподать свое предсмертное благословение всем инокам обители, преподобный Паисий призвал к себе двух старейших монахов и через них благословил всё братство. После этого он тихо скончался у них на руках и был погребен в соборном храме Вознесения в Немяцком монастыре.

В 1988 году Русская Православная Церковь причислила старца Паисия к лику святых, а в 1992 году в сонм святых возвела его и Румынская Православная Церковь.


Наталья Комиссарова
Оставить комментарий
Поделиться в: