Православное заволжье

Официальный сайт Покровской епархии

Русская Православная Церковь Московского Патриархата

Избегая почестей и славы

События, происходившие на Руси во второй половине ХV века, надолго предопределили пути ее социально-политического развития. Именно тогда закладывались духовные и политические основы государственности Московской Руси, поэтому те годы отмечены острой полемикой по различными религиозным и политическим вопросам. Преподобный Нил Сорский – один из основоположников скитского подвижничества на Руси – стал одним из ярких участников тех событий. Хотя святой совсем не стремился оказаться в их эпицентре. Напротив, он искал уединения, строгого подвижничества и бесславия.

Поселянин и невежда

По этой причине он называл себя поселянином и невеждой, хотя есть свидетельства, что святой происходил из боярского рода Майковых. Монашеский постриг Нил Сорский принял в Кирилло-Белозерской обители. Там он трудился, предавался молитве и послушанию, учился аскетической жизни под руководством опытного подвижника старца Паисия Ярославова.

Пожив какое-то время в монастыре, преподобный Нил вместе с учеником монахом Иннокентием отправился путешествовать по святым местам. Больше всего его привлекла Святая Гора Афон. Там он задержался, чтобы от местных отцов перенять опыт духовной жизни, пустынножительства, трезвения, умно-сердечной молитвы. Святой стремился к уединенному жительству и безмолвию Христа ради.

Возвратившись на Русь, он оставил родную Белозерскую обитель и выбрал безлюдное болотистое место приблизительно в 15 верстах от монастыря, на реке Сорке. Подвижник воздвиг там крест, вырыл колодец, построил келью и часовню. «Дико, пустынно и мрачно то место, где Нилом был основан скит. Почва ровная, но болотистая, кругом лес, более хвойный, чем лиственный... Трудно отыскать место более уединенное, чем эта пустыня», – описывал Нилову пустынь посещавший ее в XIX веке историк А.П. Шевырев.

Вокруг пустынника стали собираться и другие монахи, искавшие спасения. Они сооружали себе тесные кельи-хижины, где жили по двое-трое. Постепенно количество братии росло, общими стараниями они построили церковь. Это требовало огромных усилий, ведь храм возводился на болотистой почве, которую пришлось предварительно уплотнить насыпью.

Так был создан монашеский скит, перенявший Афонский устав скитского жительства. Он подразумевал полный отказ от имущества и угодий. По субботам и праздничным дням монахи собирались на богослужение. Службы в обители отличались особой строгостью и полнотой. К примеру, всенощная, оправдывая свое название, длилась всю ночь. Жизнь подвижников проходила в труде и молитвах, изучении Писания и произведений святых отцов.

«Един бо нам есть Учитель...»

Общение преподобного с братией не носило характера управления – Нил не хотел быть игуменом или учителем. Он вообще невысоко ставил человеческое руководство на путях духовной жизни. Хотя и советовал пользоваться «беседами разумных и духовных мужей». Свое «Предание ученикам» он адресует «братьям, яже суть моего нрава: тако бо именую вас, а не ученики». «Един бо нам есть Учитель», – пишет святой.

«В Ниле Сорском обрело свой голос безмолвное пустынножительство русского Севера. Он завершает собой великий XV век русской святости. Единственный из древних наших святых, он писал о духовной жизни и в произведениях своих оставил полное и точное руководство духовного пути», – пишет о святом профессор Георгий Петрович Федотов в книге «Святые древней Руси».

Литературное наследие Сорского подвижника состоит из труда «Предание старца Нила пустынника своим ученикам», посланий к монахам на темы духовной жизни и обширного «Монастырского» или «Скитского» устава Нила Сорского. Последний, по сути, представляет книгу по православной аскетике. А в посланиях и «Предании» говорится о борьбе с помыслами и страстями, о терпеливом перенесении скорбей, о памяти смертной. В своих трудах святой одновременно раскрывает глубокие знания греческой аскетической литературы и делится личным опытом духовной жизни.

Борец с еретиками …

Как не скрывался подвижник в глухих лесах, слава о нем все же распространилась. В 1491 году преподобный Нил Сорский, сыскавший к тому времени известность и уважение, участвовал в Соборе, исследовавшем дело о ереси жидовствующих.

Эта ересь ведет свое начало с 1471 года, когда в свите приглашенного в Новгород киевско-литовского князя Михаила Олельковича прибыл чернокнижник и астролог «жид Схария», а с ним и другие иудеи. Соглашаясь с «догматами» иудейских сект, жидовствующие отрицали Святую Троицу, хулили Сына Божиего и Святого Духа, отвергали Божество Спасителя и Его воплощение, отрицали Второе пришествие Христово и Его Страшный Суд. Апостольские и святоотеческие писания и все христианские догматы еретики не признавали, также они отрицали церковные установления: таинства, иерархию, посты, праздники, храмы, иконопочитание, монашество. Казалось бы, что противоречие этого учения Преданию Церкви очевидно, но оно увлекло множество людей, включая значимых государственных особ и представителей духовенства.

В 1490 году было решено собрать Собор против еретиков. В нем по приглашению архиепископа Новгородского Геннадия принял участие и преподобный Нил. В отличие от новгородского владыки, настаивавшего на том, что еретиков надо сжигать, преподобный считал, что к ним надо относиться снисходительно. Тем более что некоторые из отпавших от Православия впоследствии принесли покаяние. Со временем очаги этой ереси были подавлены общими усилиями ревностных православных защитников.

…и с любыми излишествами

Сорский подвижник был участником и другого спора. Спор «иосифлян» и «заволжцев» о монастырских владениях начался при жизни святого и продолжился после его кончины. Удивительно, что оппонентом святого оказался другой выдающийся русский духовный писатель – преподобный Иосиф Волоцкий.

Преподобный Нил Сорский и его ученики, называемые «нестяжателями», боролись за идею освобождения иночества от всех экономических забот. По их мнению, в духовной жизни нищета подчеркивала верность евангельскому образу уничиженного Христа. Преподобный Нил возражал даже против храмовой роскоши и украшений, монахам предписывал кормиться от трудов своего рукоделия, а милостыню от мирян принимать только в крайней нужде.

Иной точки зрения придерживался преподобный Иосиф и его сторонники. Крайне негативно относясь к личному обогащению, они поддерживали богатство монастырей как источник благотворительности и православного образования. Монастыри соратников преподобного Иосифа тратили громадные средства на помощь нуждающимся. Эти затраты требовали больших денег, хорошим подспорьем здесь служили монастырские хозяйства.

Противостояние двух духовных течений велось в письмах и посланиях оппонентов, и в итоге нашло выход на церковном Соборе 1503 года. «Иосифляне» одержали победу в борьбе за неотчуждаемую церковную собственность, но духовный образ инока и его личное нестяжание, а также многие элементы монастырского общежития по образцу Нила Сорского, были окончательно утверждены Собором в монашеской жизни.

Спор «нестяжателей» и «иосифлян» хоть и продолжился после Собора и смерти преподобных Нила и Иосифа, но все же носил характер истинного христианского смирения. Историк А.В. Карташев подчеркивает, что «тихая бесшумная победа “иосифлян” очень показательна. Показательно и тихое, пассивное отступление “нестяжательства”. В Западной Европе, например, несколько подобный духовный спор вылился в Реформацию с ее 150-летними кровопролитными религиозными войнами».

Перед смертью святой Нил Сорский дал последние наставления братиям. Избегая почестей и славы мира сего, он завещал ученикам бросить тело его на съедение зверям и птицам или похоронить без всяких почестей на месте его подвига. Скончался святой на 76-м году жизни 7 мая (20 мая по новому стилю) 1508 года. Мощи его, погребенные в основанной им обители, прославились множеством чудотворений. Однако в советское время обитель, основанная преподобным Нилом, была разорена, мощи святого почивают в безвестности.

 

Татьяна Уютова
Теги: жития святых .
Оставить комментарий
Поделиться в: