Православное заволжье

Официальный сайт Покровской епархии

Русская Православная Церковь Московского Патриархата

Главное – не победа, а люди

Да, люди и человек вообще. Главное – наши ближние и мы сами. Так считают настоящие спортсмены, каким и является наш собеседник. Он убежден, что жизнь, труд, талант спортсмена должны быть посвящены прославлению Бога и ближним. Этому важно научиться самому и научить каждого воспитанника спортивной школы, каждого ребенка. Как это сделать и какую роль в процессе развития и воспитания личности играет спорт, рассказывает Иван Геннадьевич Панков, мастер спорта России, тренер высшей спортивной категории по гребле на байдарках и каноэ, воспитавший финалистов, серебряных призеров и победителей всероссийских соревнований.

 

– Иван Геннадьевич, скажите, всех ли детей нужно отдавать в спортивные секции? С какого возраста это лучше делать?

– Дети все разные, поэтому каждый случай требует отдельного разговора. В принципе, отдать в спортивную секцию можно любого ребенка, главное, чтобы он и его родители знали, чего хотят добиться, и чтобы их интересы в этом вопросе сходились.

По законодательству в государственной спортивной школе можно заниматься бесплатно с 10 лет. Можно начать и раньше – такие занятия будут платными, но зато они подготовят к дальнейшему спортивному развитию. Вообще, было бы хорошо знать, что за спорт родители выбирают для ребенка. В каждом виде свои возрастные рамки. Например, художественной гимнастикой начинают заниматься с трех-четырех лет. В этом возрасте дети очень гибки, пластичны, музыкальны. Ребенок постарше уже не будет иметь таких данных, а значит, и результатов. А вот в греблю можно прийти даже в 14 лет – это немного поздновато, но при желании и наличии хорошего тренера все получится.

– Секция – это возможность понять, что интересно ребенку, а может, это и первая ступенька в спортивной карьере. Какими критериями нужно руководствоваться при выборе дисциплины?

– Самое главное – знать, чего ты хочешь. Родители в основном хотят, чтобы их дети были физически развиты, чтобы не сидели за компьютером. Ребятам постарше хочется хорошо выглядеть. Обычно хотят сделать из детей профессионалов родители-спортсмены. Но разглядеть чемпиона может только тренер – это его работа, поэтому родителям так важно определиться со своими желаниями, с желаниями ребенка и найти хорошего квалифицированного наставника.

– Бывает, что родители хотят отдать ребенка в секцию с целью перевоспитать – например, из тихони сделать бойца. Правильно ли заставлять ребенка посещать те секции, к которым он не расположен в силу темперамента?

– Без желания ребенка очень сложно вообще что-либо сделать. Но в этом вопросе важна и личность тренера. Можно переменить настрой ребенка, интересно рассказав о своем виде спорта, о тренировках, о возможных достижениях. Я бы посоветовал родителям обратиться к Богу, помолиться, чтобы Господь направил, помог. Это будет лучше, чем пытаться переделать ребенка.

– Как Вы думаете, стоит ли делать из ребенка спортсмена? Спорт ведь опасен серьезными травмами.

– Спорт закаляет. Но это в большей степени касается тех видов, которые подразумевают тренировки на свежем воздухе. Вот у гребцов восемьдесят процентов тренировок проходят на улице.

Что касается травм, то, действительно, спорт не способствует укреплению здоровья, в отличие от физкультуры. Физкультура оздоравливает, развивает организм, поэтому ею может заниматься каждый, а спортом или профессиональной физической культурой, где все направлено на достижение результата, – единицы. Хорошо если из десяти человек, а может, и из ста, один станет профессионалом.

Впрочем, в спорте много здоровых, крепких людей. Травмы, боль учат жить дальше, идти к цели несмотря ни на что. Мой друг, спортсмен, каждый раз после того, как справлялся с какой-то травмой, обязательно добивался хороших результатов: становился призером чемпионатов Европы и мира. На мой взгляд, между трудом спортсмена и работой библиотекаря разницы нет. У библиотекаря тоже много проблем – и с поясницей, и с плечами.

В продолжение разговора о здоровье, спорт и пост – вещи совместимые?

– В этом вопросе нужно советоваться с батюшками. Но, так или иначе, в плане питания спортсмен делает все то, к чему призывает Церковь – учится воздержанию. Перед выходом на старт ограничивает себя в тяжелой пище, ведь чтобы что-то хорошо сделать, нужно не переесть. В нашем организме все это заложено.

– Вы сказали, что обычно родители отдают детей в спортивную секцию, чтобы они развивались физически, а какие личностные качества формирует спорт?

– Спорт может развить любую добродетель и любую страсть. Здесь все зависит от намерения человека. Зачем он это делает? Чтобы стать победителем или чтобы научиться преодолевать сложности, защитить честь Родины, прославить Бога – показать своими результатами, что можно жить по-другому: честно бороться и помогать ближним? Всегда воодушевляют ситуации, в которых спортсмен выбирает не медаль, к которой он шел, может быть, двадцать лет, а помощь ближнему. Например, когда спортсмен помогает тому, кто упал от изнеможения, когда в сложной ситуации он за долю секунды принимает решение, которое характеризует его как человека с большим сердцем.

– А какие искушения подстерегают спортсмена?

– Обычно искушения связаны с первыми достижениями – ты начал заниматься, вроде чего-то добился и успокоился; c послушанием и благодарностью тренеру – этот человек в любом случае знает больше тебя, он дает тебе основу, доводит до определенного уровня; с победами – на победу влияет и физическая подготовка, и моральная собранность, и случайность… Здесь важно не поддаться гордости, тщеславию, не забыть, для чего ты пришел в спорт, не потерять себя.

Тренеру важно не задавить спортсмена, а наоборот, помочь реализоваться, раскрыть таланты, которыми наградил его Бог, дать возможность тоже стать тренером, научить кого-то и тем самым принести добрый плод.

– В СМИ нередко появляется информация о том, что тренеры проявляют грубость и даже жестокость по отношению к спортсменам. Так ли это? Как строятся отношения с воспитанниками?

– Воспитание – сложный процесс, а тренер – это человек, со своими слабостями и страстями. Как, впрочем, и сам спортсмен. У нас на базе работают больше тридцати тренеров, но я не слышал о каких-то вопиющих случаях. Единственное, всегда советую родителям присматриваться, выбирать уравновешенного, негневливого человека, ведь это выбор на всю жизнь.

Какими будут отношения, зависит только от тренера и спортсмена. Тренеру хочется увидеть в спортсмене желание заниматься. В ком он это желание увидит, тому и будет помогать. Для других спортсменов это хорошая мотивация – они наверняка задумаются, почему тренер не обращает на них внимания и кому-то помогает больше. В спорте очень важно уметь выстраивать отношения с окружающими, особенно в командных видах, к которым относится гребля. Каждый человек со своим интересным набором качеств, добродетелей и страстей. Нужно учиться жить, учиться любить.

– В спорте есть соревновательная компонента, которая может спровоцировать нездоровые отношения среди спортсменов: конкуренцию, агрессию, зависть. А есть ли место человеческому общению?

– СМИ обычно выделяют самые скандальные и редкие случаи. Спортсмены общительные, веселые и интересные люди. Они умеют находить общий язык. Но предательства все-таки случаются. Что тут сказать – если человек, который вредит другим, попадается, то с ним уже никто не захочет общаться. Об этом всегда нужно помнить и делать соответствующие выводы, меняться.

И спорт поможет измениться?

– Спорт может изменить человека и его намерения в лучшую сторону, но все зависит, в первую очередь, от самого человека, его желания.

– Но что-то или кто-то же влияет на личность будущего спортсмена: учит адекватно оценивать успехи и поражения, не превозноситься, уважать окружающих, в том числе и конкурентов?

– Сегодня спортивная школа не несет воспитательной функции. Изменились профессиональные стандарты, а мотивационная система выстроена на финансах – за каждого спортсмена школа, тренерский состав получают бонусы. Тренер должен научить ребенка управлять телом, но он все равно будет стараться воспитывать спортсмена. А воспитание, как известно, преподается добрым примером.

– Какова тогда роль родителей?

– Родителям нужно поддерживать ребенка до тех пор, пока он не станет самостоятельным. Когда ребенок не захочет идти на тренировку, поинтересуйтесь, почему, спросите, может быть, у него что-то не получается, что-то болит. В таких случаях надо поддержать, ободрить, объяснить, что трудности преодолимы. Просто нужно побороть себя: потерпеть боль, во всем слушаться тренера, заниматься столько, сколько он назначил, и постепенно входить в жизнь под названием спорт. Такой подход укрепит характер ребенка, научит не отступать в сложных ситуациях.

– Люди посвящают спорту всю жизнь, жертвуя здоровьем, временем, учебой. Но если со спортивной карьерой не сложится, что тогда?

– Все ошибаются, но отрицательный опыт – тоже опыт. В спорте не получилось, получится в чем-то другом. Главное – желание. И потом, с сегодняшними технологиями можно и тренироваться, и учиться в перерывах между тренировками. Некоторые спортсмены даже дополнительным видом спорта успевают заниматься.

– Как считают спортсмены: правда ли, что для победы все средства хороши?

– Нет, конечно. Мы не считаем героями тех, кто идет по головам и расталкивает окружающих локтями. Не хочешь, чтобы с тобой поступали так? Тогда и сам не поступай таким образом.

– И последний вопрос. Главное – не победа, а участие?

Главное – не победа, а окружающие тебя люди. Ими нельзя пренебрегать, над ними нельзя превозноситься. Их нужно любить.

 

 

 

Дарья Хохлова
Теги: воспитание, дети, спорт .
Оставить комментарий
Поделиться в: