По благословению Епископа Покровского и Николаевского Пахомия

Православное заволжье

Официальный сайт Покровской Епархии

Русская Православная Церковь Московского Патриархата

Учат в школе…

Любое дело, требующее времени и стараний, награждает человека знаниями, опытом. Учит, образовывает, воспитывает. Разве нельзя назвать это школой? Разве нельзя считать школой пастырство, преподавание, саму жизнь? Наши респонденты – священнослужители и педагоги – уверены, что можно, что школа – это нечто большее, чем многолетнее ежедневное посещение классных занятий, и что учит она не только базовым знаниям, но еще и… 

…смирению

Епископ Покровский и Николаевский Пахомий:

— Школа и семья – два важнейших фактора, влияющих на образование человека. Под образованием нужно понимать не только получение знаний, но воспитание, формирование личности. Школа оставляет в сердце много ярких детских воспоминаний, школа очень многому учит. Например, дружбе, взаимовыручке, терпению, трудолюбию, постоянству (только подумайте, в течение десяти лет каждый день ходить на занятия!), уважению старших.

Безусловно, в этом есть большая заслуга педагогов. Людей, которые наставляли, воспитывали нас личным примером. Я помню свою первую учительницу – Валентину Александровну. Эта мудрая, сдержанная женщина умела вести себя так, находить такие слова, что ее хотелось слушаться. И мы, ученики, слушались. Она всегда говорила, что чтение – это лучший способ отдохнуть. И я это усвоил. Помню и своих педагогов по истории, начальной военной подготовке, физкультуре. Они были примером для всех мальчишек. Их авторитет был непререкаем, потому как слова имели силу и не расходились с делом. Они жили всем тем, о чем говорили. Историк возил нас по музеям, монастырям, в Лавру. Мог остановить наши шалости одной, но очень мудрой, глубокой фразой. Учителем начальной военной подготовки у нас был отставной летчик. Он тоже умел объясняться с нами коротко и доходчиво. Учитель физкультуры – фронтовик, разведчик – много рассказывал нам о Великой Отечественной войне, а на уроке занимался и выполнял нормативы наравне с нами. Я очень благодарен всем этим людям. И, конечно, благодарен Богу, что смог их встретить на своем жизненном пути, поучиться у них.

Как архиерей я учусь до сих пор. Как-то Митрополит Лонгин сказал, что архипастырство учит смирению. Став епископом, я в этом убедился. Не хочешь смиряться, тебя заставят – духовенство, сотрудники, прихожане. Не будешь смиряться – сгоришь. Архиерей – это не царь, который правит всем и вся. Это человек, которому тоже приходится терпеть, быть снисходительным к недостаткам тех, на кого он возлагает ответственность, надежды. Важно понимать, что не все в твоих силах, что не всегда удается достичь желаемого результата. Однажды духовник сказал мне, что результата нет, потому что смирения нет. Надо учиться смирению, руководствоваться примером Архипастыря-Христа, не забывать, чего Господь от тебя ждет. Архиерейское служение учит видеть широту церковной жизни. Священники, миряне – у каждого свои переживания, мысли, опыт…

Есть чему удивиться, от чего смириться и за что Бога поблагодарить. Оно учит ответственному отношению к своему долгу, к каждому поступку и слову. Твое слово не должно обижать, наоборот, должно быть взвешенным и не расходиться с делом, ведь тебя слушают, на тебя смотрят не только твои сторонники, но и противники, ищущие повода, а давать повода нельзя. 

…ответственности

Протоиерей Александр Милованов, настоятель храма во имя святой великомученицы Екатерины г. Новоузенска, магистр теологии:

— Моя школа – это военный вуз. Особое заведение со своим порядком, уставом и взаимоотношениями внутри коллектива. Я очень благодарен Богу, что прошел ее, став офицером внутренних войск. Военная школа научила многому – быть ответственным перед коллективом за свои поступки, за слова и данные обещания, мыслить системно и прагматично, думать не только о себе, но и о подчиненных, соотносить задания с их силами, уметь поддержать в нужную минуту и мотивировать в непростых обстоятельствах. Еще преподаватели часто говорили, что основа образования офицера – самообразование. И я научился стремиться к новым знаниям.

Будучи офицером, я мечтал стать пастырем. Священническое служение в чем-то схоже с военным, а потому знания, которые я получил в вузе, мне очень помогают. Например, человеку можно сказать: «Делай, как я сказал» или «Делай, как я». Но именно слова «делай как я» должны быть основой учительства, наставничества. Священник – это ведь еще и учитель для паствы. Только сказать – легко, нужно еще и личный пример подавать, помнить об ответственности перед людьми и Богом. Это идеал, к которому мне хочется стремиться, преодолевая собственные немощи и недостатки. Пастырство учит тому, что Господь действует через тебя без твоего разумения, что всегда, как сказал наш Владыка, нужно «быть не торговцем чужой мудростью, а раздаятелем собственного опыта». 

…самостоятельности

Екатерина Александровна Александрова, доктор педагогических наук, профессор, заведующая кафедрой методологии образования Саратовского национального исследовательского государственного университета им. Н.Г. Чернышевского:

— В силу особых обстоятельств я обучалась дома. Школу посещала только в старших классах, чтобы сдать контрольные. В моей жизни действует принцип, который выразил Марк Твен: «Я никогда не позволял школе вмешиваться в процесс моего образования». Для меня опыт домашнего обучения был основополагающим. И вот почему. Я могла очень много читать, размышлять, работать, погружаясь в себя. Читая, могла много думать. Думать не о том, что отвечу учителю и понравится ли ему мой ответ, а о содержании, анализировать прочитанное и представлять в предложенных обстоятельствах действия героев из других произведений.

Еще я научилась заставлять себя учиться, грамотно структурировать время. Индивидуальный темп позволял изучать интересовавшие меня темы дольше, а другие – пройти быстрее. Мне не приходилось переживать, что я чего-то не успеваю. Конечно, не могу сказать, что домашнее образование лучше, чем школьное, потому как оно не всем подходит. По закону сегодня ребенок может обучаться дома или в школах индивидуального образования, но все-таки главное – чтобы у него был взрослый или, как я его называю, поддерживатель, который бы научил ребенка учиться, помог ему сделать первые шаги в обучении. 

…искренности

Ольга Николаевна Турукина, заместитель главы администрации по социальным вопросам, начальник управления образования администрации Советского муниципального района, заслуженный учитель Российской Федерации:

— Моя дружба со школой длится уже более полувека. Именно здесь я получила прочный фундамент знаний, навыки, которые помогают мне на протяжении всей жизни, а самое главное — помогли стать учителем!

Я очень люблю детей, и мне с ними интересно. Мои ученики научили меня быть искренней, справедливой, развиваться, двигаться вперед и стремиться к результату. Потому что результату всегда предшествует работа с детьми – подготовка совместных мероприятий, участие в конкурсах. Эта работа учит нас уважать, понимать друг друга, строить отношения, которые со временем перерастают в дружбу. Жизнь все это подтвердила – без уважения к окружающим, без самообразования не обойтись. 

…мудрости

Елена Николаевна Плахова, главный хранитель Энгельсского краеведческого музея, преподаватель Покровского епархиального образовательного центра:

— Для меня школа – это не только учебное заведение. Это непрерывный процесс постижения нового, ведь человек учится всю жизнь, и его наставниками могут выступать не только учителя, а еще и книги, поступки окружающих людей, события, новые встречи.

Необходимым атрибутом учебного процесса обязательно должна быть благодарность. Если ученик не благодарен своему учителю, он никогда не возьмет ценное зерно из этого учения, и все усилия и труды останутся втуне. Моя память хранит имена педагогов, оставивших след в моей жизни. Это очень разные люди, и я благодарна Господу, что на моем пути встретились именно они. Они научили меня основополагающим ценностям, без которых человек не может быть личностью.

Школа – это своеобразная книга жизни. Человек призван изучать ее постоянно, и если он нерадив, то и жизнь его, к сожалению, будет таковой, а если прилежен, и главное – желает учиться, то в итоге будет обладать бесценным сокровищем, имя которому — мудрость. 

…любви

Тамара Николаевна Кацуба, помощник благочинного по образованию и катехизации Андреевского благочиния, руководитель районного методического объединения учителей ОРКСЭ Марксовского района, директор воскресной школы «Ставрос» Свято-Андреевского храма г. Маркса, учитель физики средней школы с. Звонарёвка:

— В школе я серьезно занималась спортом. Это закалило мой характер, научило терпению, трудолюбию, взаимовыручке, сформировало силу воли, научило планировать свой день по минутам. Эти навыки помогают до сих пор. Школа привила мне любовь к книгам. Сейчас читаю в основном литературу по предмету и православную литературу.

Преподавание в воскресной и общеобразовательной школе научило меня любить детей, потому что на первом месте стоит воспитание, а потом уже образование. В воскресной школе работать сложнее из-за чувства ответственности перед Богом за свою деятельность. Очень хочется детей многому научить, много рассказать, но наши занятия ограничены по времени – ребята приходят в свой единственный выходной день, уставшие, невыспавшиеся. И среди этих многочисленных «но» нужно привить детям любовь к Богу, воцерковить их, дать знания. Я думаю, что только с Божией помощью и получается работать, и недавно в одной из передач на телеканале «Спас» услышала этому подтверждение от одного батюшки, который сказал: «Для православного человека нет слова “не могу”, потому что он всегда все делает с Божией помощью, а для Господа возможно все».

Дарья Хохлова
Теги: образование, школа.
Оставить комментарий
Поделиться в: