По благословению Епископа Покровского и Николаевского Пахомия

Православное заволжье

Официальный сайт Покровской Епархии

Русская Православная Церковь Московского Патриархата

Услышать Бога

Люди часто спрашивают: что такое вера? Это убеждение, к которому человек приходит рациональным путем, изучая Священное Писание, духовную и богословскую литературу, или вера возникает в сердце, как необъяснимое чудо, как дар Божий? Как не потерять этот дар, чтобы вера наша из маленького зернышка выросла в могучее дерево, чтобы мы, уповая на Господа, ничего не боялись? Чтобы Его поддержка, забота и любовь помогали все преодолеть? Поговорим об этом с клириком храма во имя Спиридона Тримифунтского священником Алексием Талалаевым. 

Се стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой, и отворит дверь, войду к нему и буду вечерять с ним, и он со Мной.

Откр. 3, 20. 

– Отец Алексий, как зарождается в человеке вера? Зависит ли она от нашей просвещенности, религиозной грамотности, количества прочитанной духовной и богословской литературы, или это дар Божий?

– Конечно, дар Божий. Давайте вспомним житие великомученицы Варвары, жившей в III веке. Отец-язычник очень берег свою единственную дочь и соорудил для нее высокую башню, в которой девушка и жила. Единственным развлечением Варвары было созерцание красоты земного мира из окна своей комнаты.

Проводя время в наблюдениях за природой, поражаясь ее гармонии, девушка самостоятельно пришла к мысли, что у этого прекрасного мира должен быть Творец. Она понимала, что те идолы, которым поклонялся ее отец, не могли создать такое высокое светлое небо, солнце, звезды и такую земную красоту, потому что сами были сотворены руками людей из камня, дерева, золота и серебра. Рассуждая таким образом, девушка поняла, что должен быть Единый Бог, который Своею рукой создал этот мир, дал всему жизнь и обо всем промышляет. От знакомых христианок узнала Варвара о Христе и Его искупительной жертве. В сердце девушки, давно жаждавшей услышать слово истины, загорелась любовь к Господу. Она научилась основам христианской веры и приняла Крещение.

Варвара дала обет посвятить свою жизнь Христу, за что была подвергнута жесточайшим истязаниям от собственного отца, но от Христа не отреклась и приняла за Него мученическую смерть. Такая горячая любовь к Богу может возгореться только в сердце. Даже если Бог познаётся рациональным путем, через созерцание окружающего мира, книги, какие-то философские или богословские диспуты, то почувствовать Его можно только сердцем, но никак ни умом.

– Но почему в сердце одного человека такая любовь возгорается, а другой остается холоден?

– А почему один человек, не раздумывая, бросается на помощь тому, кому плохо, кто в беде, а другой пройдет мимо, и ничего в его душе не шевельнется? Ему нет дела до чужого несчастья! Он подавляет голос Божий в своем сердце, сопротивляется Его призыву, душа такого человека каменеет. Господь открывается каждому человеку, и человек какое-то время ощущает Его присутствие, его заботу, но потом из-за корки грехов и страстей на своем сердце перестает замечать Бога в своей жизни. Господь как бы говорит: «Вот Я открылся тебе, а теперь приложи усилия, чтобы дальше жить с Богом». Однако не все готовы на этот подвиг.

Есть такая известная картина английского художника XIХ века Уильяма Ханта «Светоч мира». На ней изображен Христос в дорожной одежде и в терновом венке. Он стоит с фонарем у двери некоего дома и стучится в нее. Стучится аккуратно, тихо и терпеливо, но Его не слышат, дверь плотно закрыта, заросла бурьяном, видимо, нечасто ее открывали. Не открыли и теперь. Художнику как-то сказали: «Мы понимаем эту аллегорию, видим, что Бог стучится в наши сердца, но вы забыли нарисовать на двери ручку». На что автор картины ответил: «У этой двери есть ручка только изнутри. Снаружи у дверей сердца ручки нет». Это очень важная мысль. Человек должен сам открыться Богу, Господь никогда не войдет в наше сердце насильно, без нашей воли.

Существует и другая крайность: человек говорит, что Бог живет в его сердце, но сам человек не желает развиваться, остается духовно безграмотным, не укрепляет свою веру знаниями. Современный христианин, конечно же, должен быть просвещенным.

– Но в былые времена неграмотные наивные люди были искренне верующими. Давайте вспомним, что, к примеру, апостолы были простыми рыбаками.

– Апостолы имели веру, основанную на личном общении с Богом, они своими ушами слышали слова Спасителя и шли за Ним. Примеров явления Господа Бога и Пресвятой Богородицы святым в истории Церкви много. Вспомним апостола Павла. Он, в отличие от других, был образованнейшим человеком. В совершенстве знал культуру и верование своего народа, наверняка был знаком со всеми пророчествами, но, как и его народ, считал Иисуса самозванцем, был ярым гонителем Церкви и христиан. Встреча с Воскресшим Спасителем на пути в Дамаск перечеркнула всю его прошлую жизнь. Будущий апостол моментально понял, Кто перед ним, и принял Бога всем сердцем, всем своим существом. Но это случилось только тогда, когда он услышал голос Бога: Савл, Савл, что ты гонишь Меня? (Деян. 26, 14). Конечно, обращение Савла произошло по могуществу Божьей благодати, но и он, рассудочным сознанием отвергая Иисуса, постоянно думал о Нем. Можно прочитать множество книг, узнать, как верили святые, что они испытывали, но если сам человек близости Бога не почувствовал, как он станет верующим человеком?

– Как это можно почувствовать простому человеку?

– Надо услышать стук в дверь и открыть ее, тогда и произойдет встреча. Это похоже на то, как некий благодетель оказывает нам помощь, но мы его не узнаем, пока не откроем дверь, пока не увидим. Но для этого надо освободить ее от бурьяна и мусора, очистить свое сердце. Святые отцы утверждают: нужно заставить себя жить по-христиански. Одна их заповедей блаженства говорит нам: Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят (Мф. 5, 8). Бог не говорит, что блаженны умные, образованные, но чистые сердцем. Это те люди, которые не только явно не грешат, но и не таят в своем сердце порочных и нечистых мыслей, чьи сердца свободны от страстей, самолюбия и гордости.

Яркий пример рационального и чувственного познания Бога – это апостолы и мироносицы. У апостолов было больше рационального, они пытались разобраться, постоянно рассуждали, задавали какие-то вопросы, наверное, это свойственно мужчинам. Вспомним Петра, шагнувшего из лодки на волны. Пока он верил Господу, море было для него твердью, как только усомнился – сразу начал тонуть. А жены-мироносицы принимали Бога без рассуждений и сомнений, всем сердцем. Они же первые и возвестили о Воскресении Христа.

Давайте вспомним еще один яркий пример – преподобная Мария Египетская. Ее жизнь и вера абсолютно уникальны. Несчастная блудница имела желание войти в храм, но не смогла – неведомая сила выталкивала ее вон. Ее охватил ужас, и она бросилась за помощью, за спасением, за милостью к Матери Божией. И с Марией произошло то, что перевернуло всю ее жизнь. В ее сердце родилась великая вера и любовь к Богу. Она не вернулась к прежней греховной жизни, а ушла в пустыню, где в совершенном одиночестве, в постоянной молитве и покаянии провела всю оставшуюся жизнь. Она нигде не обучалась, но мгновенно узнала Бога сердцем и стала великой святой.

– Какие же люди быстрее придут к Богу? Те, что доверяют своему сердцу, или те, кто привык добиваться истины рациональным путем?

– Нельзя сказать, какие люди быстрее приходят к вере – ученые или неученые. Вера – это встреча с Богом, и у всех она происходит по-разному. Один переживает эту встречу как вспышку молнии и не нуждается в рассуждениях, другой думает, анализирует, сопоставляет факты и наконец приходит к выводу, что Бог есть, и эта уверенность передается его сердцу. Альберт Эйнштейн писал: «Чем больше наука делает открытий в физическом мире, тем больше мы приходим к выводам, которые можно разрешить только верой». Все зависит от того, насколько человек дает волю своему сердцу в познании Бога и насколько контролирует разум для того, чтобы не блуждать. Ведь наш разум, даже если мы уверовали в Бога, часто мучают сомнения. Сомнения, наверное, могут быть, «неверие» апостола Фомы Церковь даже называет благим. Он должен был убедиться, что перед ним Иисус Христос, потому что очень Его любил и боялся ошибиться. Но вера в Бога не может постоянно колебаться на чаше весов. Либо ты веришь, либо – нет.

– Нередко можно услышать от людей неверующих, что вера нужна слабым людям, сильные сами справятся со своими проблемами.

– Так может сказать только тот, кто не имеет о православной вере никакого представления. Вера не удел слабых. Я бы сказал наоборот, что верующий человек – сильный. Признать свою немощь, свои ошибки, свою неправоту – для этого требуются усилия над собой. Вера требует от человека полной ответственности за свои поступки и за саму жизнь. Покаяться на исповеди в грехах, о которых и думать стыдно, попросить прощение у своих близких – это совсем не просто, порой требуется определенное мужество.

Если говорить о жизни в Церкви, то слабый человек вряд ли согласится половину дней в году соблюдать посты, отказываться от различных удовольствий и каких-то простых человеческих радостей ради главной цели всей своей жизни – спасения. А какой невероятной по обычным человеческим меркам силой духа обладали мученики за веру! «Где вера, там и сила, а где неверие, там немощь», – сказал святитель Иоанн Златоуст.

Вопрос о вере, о смысле жизни волнует и мучает в глубине души каждого человека. Он может погружаться в свои будничные проблемы и заботы о материальном достатке, карьере, земных успехах, здоровье. Но жизнь так устроена, что совсем отмахнуться от этого вопроса невозможно. Смысл нашего существования на земле – первый и главный вопрос всей нашей жизни. И когда человек начинает задумываться над ним, он начинает двигаться к Богу.

Ольга Стрелкова
Теги: вера, поиск Бога, христианство, советы священника.
Оставить комментарий
Поделиться в: