Православное заволжье

Официальный сайт Покровской епархии

Русская Православная Церковь Московского Патриархата

Хочешь быть смиренным – будь им

Настоящий христианин между тем, чтобы приобрести любовь людскую, и тем, чтобы приобрести любовь Божию, выберет последнее. И между тем, чтобы стать успешным, и тем, чтобы стать таким, каким его хочет видеть Бог, – тоже. Потому Великим постом он и просит, повторяя за преподобным Ефремом Сириным, даровать ему дух целомудрия, смиренномудрия, терпения и любви. Смирение и терпение – для современного мира это пережитки прошлого, олицетворение неспособности постоять за себя и добиваться желаемого. Для мира, но не для настоящего христианина. Почему? Объяснит наш собеседник – Епископ Покровский и Николаевский Пахомий.

– Владыка, человек часто и в жизни, и в храме слышит о том, что должен быть целомудренным, смиренным, терпеливым, должен любить, но редко понимает, что значит быть таким. А правда, что это значит?

– Это значит обладать добродетелями, которые способны приблизить к Богу и спасению. Каждая из перечисленных преподобным Ефремом добродетелей подразумевает определенное состояние ума и сердца. Например, быть целомудренным – значит иметь цельное мудрование, сочетать в себе чистоту телесную и сердечную, чистоту помыслов и поступков по отношению к окружающему миру и ближним. Это очень важная добродетель, преподобный ставит ее на первое место неслучайно. Человек, у которого слово расходится с делом и который судит других людей, исходя из своих предубеждений, страстей, не надежен. На него нельзя положиться, да и он сам не способен построить нормальные человеческие отношения с кем-либо.

Быть смиренным – значит противиться дьявольской страсти – гордости, из-за которой происходят все беды. Именно по гордости Денница лишился неба, а Адам – рая. Бог гордым противится, а смиренным дает благодать (Иак. 4, 6), – говорит Священное Писание. Смирением можно исправить себя, изменить взгляды на жизнь и саму жизнь.

Быть терпеливым – значит обладать внутренней собранностью, уметь преодолевать трудности и скорби. Еще мне кажется, быть терпеливым – значит быть трудолюбивым.

Последняя добродетель, о которой говорит преподобный Ефрем, – любовь. Любовь к человеку, к Богу. Как говорит апостол Павел, любовь есть исполнение закона (Рим. 13, 10). Любить – значит уметь в какой-то степени отказаться от себя в пользу ближнего, совершить какой-то подвиг ради него. Приобретая эту добродетель, человек уподобляется Богу.

– В молитве преподобного Ефрема Сирина мы просим Господа подать нам эти добродетели. Но, по словам святых отцов, если просить Бога научить нас смирению, Он пошлет человека, который нас смирит. Что же подаст Господь в ответ на просьбу о целомудрии, смиренномудрии, терпении, любви?

– Верно замечено, что Господь посылает нам людей или обстоятельства, в которых так или иначе придется потрудиться, поупражняться в добродетели. Но не стоит думать, что так будет происходить всегда. У Господа есть замысел о каждом человеке, и постичь его невозможно. Можно только молиться Богу, доверять Ему, надеяться, что Он подаст для исправления все необходимое и сделает это так, как будет угодно Ему, а не нам.

Смирение очень часто связывают с самоуничижением. Почему? Правда ли есть эта связь?

– Определенная связь есть, однако смирение и самоуничижение – вовсе не синонимы. Когда человек работает над какой-то добродетелью, он приобретает опыт, привычку. Меняется и его самоощущение. Тот, кто постоянно смиряется, действительно может считать себя хуже, грешнее всех. Но, наверное, подобное чувство свойственно только человеку высокой духовной жизни – святому. У преподобного аввы Дорофея как раз есть замечательное поучение о таком человеке – о старце Зосиме. Его еще при жизни называли святым, но старец считал себя грешником. На вопрос: «Почему?» – он ничего не мог ответить, он просто так чувствовал.

– Многие верующие, возможно, желая уподобиться подвижникам, для которых самообвинение и самоукорение – особый вид аскетического делания, тоже открыто называют себя грешниками. Как Вы думаете, правильно ли это?

– Опыт показывает, что люди так говорят о себе по гордости, а не по смирению. Это подтверждают любые непростые, неприятные ситуации, в которых вместо того, чтобы действительно смириться, человек демонстрирует себя настоящего – вовсе не такого, каким сам себя видит и хочет показать другим. Зачем это нужно – не понятно. Добродетель должна быть деятельной. Хочешь быть смиренным – будь им: лишний раз потерпи ближнего, смолчи в ответ на обидные слова.

– Потерпеть, смолчать, признать себя хуже всех – разве такие установки помогут человеку в жизни? Сегодня люди предпочитают строить отношения, как личные, так и деловые, с теми, кто знает себе цену, а не с теми, кто готов умалять себя.

– Думаю, что помогут. Нужно только определить свою меру. Ощущение собственной греховности, собственного недостоинства свойственно подвижникам. Их жизнь, их поучения – это в свою очередь ориентир для тех, кто хочет достичь духовного совершенства, для монахов. А то, что хорошо для монаха, неприемлемо для мирянина, и наоборот. Поэтому, прежде чем следовать наставлениям святых отцов, прежде чем обращаться к их литературному наследию, нужно узнать, какими людьми они были, чем они жили, каких взглядов придерживались. Только тогда можно будет понять, какую мысль они стараются донести до нас. Согласны ли мы с этой мыслью или нет – другой вопрос.

Современный человек, конечно, не сможет понять, как можно считать себя хуже всех. Ведь для него главный критерий оценки себя и ближних – внешние успехи и материальное благополучие, и потому быть хуже всех очень не хочется. Да, впрочем, и не нужно. Всем нам, так или иначе, приходится чего-то добиваться в жизни, главное – делать это по-христиански, по-человечески. Зная испорченность мира, ищите компромиссы, пробивайте себе дорогу, но ни в коем случае не расталкивайте всех вокруг локтями, не идите по головам. Не считайте себя хуже всех – просто не уподобляйтесь фарисею, который всех остальных считал хуже себя, за что и был осужден Господом. Лучше, как мытарь, смотрите на свои поступки и грехи.

– Для этого вполне достаточно просто не быть наглым, высокомерным, разве нет?

Достаточно, но только для того, чтобы быть хорошим или душевным человеком. Быть хорошим человеком, жить по совести – не так уж мало на самом деле, но мы же говорим о большем о духовном совершенстве. Духовный человек поступает так, как подсказывает Евангелие, Бог. Он принимает замысел Божий о себе и исполняет его.

Смирение – это духовный идеал, его трудно достичь. Но к нему нужно стремиться помнить, что на первом месте должна быть духовная жизнь, помнить, что Господь не посрамит того, кто доверяет Ему и исполняет евангельские заповеди – смиряется, не боится пропускать вперед других. Без опыта духовной жизни это сложно принять и еще сложнее сделать. А сделать нужно для того, чтобы получить подтверждение – Господь рядом, Он не оставляет.

– Всегда ли нужно смиряться? Наверняка есть ситуации, в которых этого лучше не делать.

– Смиряться друг перед другом нужно, но не всегда это бывает полезно. Человек может быть не прав, может в чем-то заблуждаться, ошибаться, и его необходимо остановить, чтобы не усугубить положение. Допустим, родители не должны смиряться со своеволием и непослушанием ребенка, а начальники не должны спускать с рук подчиненным пренебрежение своими должностными обязанностями. Такое несмирение будет проявлением внимательности, мудрости.

– Как узнать, смиренный ли ты человек?

– Попробовать смириться в ситуации, которая этого требует: не обидеться, подавить гнев, раздражение. Святые отцы советуют хотя бы не отвечать ударом на удар, если не можешь ударившему тебя по одной щеке подставить другую (см.: Мф. 5, 39). Получилось – хорошо, это достижение, но нужно и дальше трудиться над этой добродетелью. Не получилось – значит, тем более нужно и дальше трудиться.

– Можно смириться внешне, но в душе все равно переживать бурю эмоций. Что с этим делать?

– Борьба со страстями, как и работа над добродетелями, проходит на разных уровнях. Сначала мы учимся справляться с внешними проявлениями. Например, не вспыхивать и не отвечать грубостью на грубость. Научившись контролировать слова и поступки, мы должны научиться контролировать чувства и помыслы. Не просто не отвечать ударом на удар или криком на крик, а разбираться в себе, задаваться вопросом: «Может, я действительно не прав?». Порой проступки и страсти заметнее окружающим, нежели нам самим. И если нам на них указали, не нужно обижаться, нужно поблагодарить. Умного человека как раз и отличает спокойная реакция на сделанное ему замечание. Он попытается его осмыслить и обратить себе на пользу.

– Преподобный Нектарий Оптинский говорил: «Только когда человек смиряется окончательно и почитает себя за ничто, Господь может сотворить из него что-то подлинно великое». А разве плохо стремиться к чему-то великому самостоятельно?

– Смотря кому. Мирянам не плохо, а монахам просто не нужно. Для последних дружба с миром есть вражда против Бога (Иак. 4, 4). Господь всех призывает быть совершенными, как Отец Небесный (см.: Мф. 5, 48) и собирать сокровища на небе (Мф. 6; 20), а не только на земле. Каждый делает это по мере своих сил и желаний. Кому-то хочется добиться чего-то в жизни, а кто-то готов отвергнуться себя, взять крест свой и последовать за Христом (см.: Мк. 8, 34). Как бы там ни было, Господь каждого готов привести к спасению.

В Евангелии есть множество примеров, подтверждающих это. Христос не осуждает тех, кто как в притче о бедной вдове жертвовал на храм от избытка своего (см.: Мк. 12, 41-44), не осуждает юношу, который не смог ради Него расстаться с большим имением (см.: Мк. 10, 17-30). Христос не говорит, что богатые и успешные люди не войдут в Царствие Небесное. Он говорит, что им, обремененным богатством и заботами, сложнее будет это сделать. Поэтому, повторюсь, нет ничего плохого в том, чтобы добиваться каких-то успехов в жизни. Главное – не идти по головам к своей цели, не приписывать заслуги только лишь себе и помнить, что все в этой жизни человеку подает Господь и что только от самого человека зависит, как он этим распорядится.

– Еще святые отцы говорят, что для смирения необходимо покоряться и служить всем. Что это значит?

– Так и Сам Господь говорит: Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих (Мк. 10, 45). И мы, как Его ученики, должны исполнять эти слова – служить ближним. Но служить – не значит быть безвольным рабом. Служить – значит замечать нужды и боль окружающих, помогать им, в чем-то ущемляя себя, жертвуя собой.

– Но ведь бывает, что искренность и доброту люди принимают за слабость, и пользуются ею.

Чаще всего так и происходит. Возьмем, к примеру, подвиг материнства. Мать растит дитя, вкладывает в него все силы и душу, не требуя ничего взамен. Ребенок вырастает и начинает самостоятельную жизнь. И порой проявляет неблагодарность, забывая и бросая мать…

Смирение, умение предпочесть себе ближнего – это высшая добродетель. И ее по-настоящему, духовно оценит меньшинство. Большинство действительно ею воспользуется. Человек глубоко верующий, ведущий духовную жизнь, увидит за таким отношением к себе Промысл Божий, будет надеяться на Господа, на Его высшую правду и, наверное, сможет такой труд, такой подвиг понести. Если не сможет или не захочет, пусть не позволяет обращаться с собой таким образом.

– Владыка, как бы Вы объяснили человеку, пока еще далекому от храма, что добродетель смирения – это не только сокровище духовное, но и душевное. То есть ценное не только для настоящего христианина, но и для хорошего, душевного человека?

– Действительно, иногда, чтобы понять Божественные истины, чтобы постичь великое, нужно начать с малого. Чтобы достичь Неба, нужно научиться жить здесь – на земле, научиться любить Родину, ближних.

Смиренный, кроткий человек, пусть при этом неверующий, в жизни многого добивается. И я думаю, он это прекрасно понимает – понимает, что не всегда нужно действовать напролом, иногда нужно и уступить.

Смиренного человека преподобный авва Дорофей сравнивает с пловцом, который, если склонится под восходящую волну, то без вреда для себя, успешно окончит плавание, а если начнет с ней бороться, потеряет силы и утонет. В жизни все точно так же – в некоторых случаях, если будешь сопротивляться и упорствовать, ничего не получишь, а если смиришься, потерпишь, подождешь – добьешься результата, превосходящего все ожидания.

Дарья Хохлова
Теги: Великий пост, молитва Ефрема Сирина, добродетели, смирение, духовная жизнь, советы священника.
Оставить комментарий
Поделиться в: