Православное заволжье

Официальный сайт Покровской епархии

Русская Православная Церковь Московского Патриархата

Стояние в покаянии, или О преподобной Марии Египетской

На пятой седмице Великого поста, в среду вечером, в храмах совершается богослужение утрени четверга, которое особо любят православные христиане. 

В народе оно называется «Мариино стояние» — в знак того, что в этот день читается на утрене житие преподобной Марии Египетской, разделяемое Великим покаянным каноном преподобного Андрея Критского. Этот канон, за чтением которого верующие уже молились в первые дни первой седмицы Великого поста, на этот раз прочитывается полностью, и к концу каждой песни добавляются тропари соответствующих песен канона Марии Египетской, составленного преподобным Симеоном Метафрастом. Негромкие голоса священников и певчих, полумрак храма, огоньки свечей в руках молящихся, земные поклоны… Мариино стояние, наше стояние в покаянии, в непримиримости с грехом, в вере и верности Господу.

Преподобную Марию Египетскую почитает весь христианский мир Востока и Запада, ей посвящены храмы; часовня ее имени есть в Храме Гроба Господня в Иерусалиме, на месте ее обращения. У нас на Руси издревле ее житие было одним из любимых домашних чтений, поминовению Марии Египетской посвящена отдельная неделя Великого поста. Ее жизнь — образец покаяния для нас, маловерных и малодушных детей века сего,— покаяния не в психологическом только смысле «сожаления о содеянном», но в смысле «метанойи», что по-гречески означает «перемена ума», кардинальное изменение мировоззрения, сердечного устроения и самой своей жизни. Эта перемена совершается благодатным действием Божиим, поданным в ответ на нашу веру и наше усилие.

Как мы знаем из жития преподобной, первоначально составленного еще в VII веке святителем Софронием Иерусалимским, родилась она в V веке в Египте и в возрасте 12 лет убежала из дома. Судя по ее дальнейшим приключениям, Мария вполне могла быть тем, кого мы называем «проблемным ребенком»,— о таких детях плачут и поныне многие родители, которым чада разбили сердце… Оказавшись в Александрии, в огромном городе, одном из центров тогдашней ойкумены, Мария стала блудницей. Причем, как можем мы понять из скупых строк жития, телом она торговала не за деньги, не ради куска хлеба, а, что называется, за интерес, страсть пьянила ее и несла вразнос… Уже здесь мы можем понять, что это был неординарный характер, являвший качества неудержимости и бескомпромиссности, качества той цельности, которая впоследствии привела ее ко Христу, к самоотреченной аскезе, непосильной для иных обычных людей, в нечеловеческие условия пустыни.

Пристав к группе паломников, плывущих в Иерусалим на праздник Воздвижения Креста Господня, Мария и на корабле не оставляла разгульных утех, а тем временем таинственный Промысел уже вел ее к перекрестку путей жизни, к границе, за которой человек меняется кардинально… Рука этого Промысла остановила ее, не пустила, когда Мария попыталась вслед за всеми войти в Храм Гроба Господня. Удар об эту преграду был тем благодатным толчком, который пробудил в сердце блудницы чувство, спрятанное до поры глубоко, занесенное слоем грехов, но — живое. В покаянии и слезах пала Мария на колени у входа — и, подняв глаза, увидела икону Пресвятой Богородицы, тезоименной ей Пречистой Девы, увидела в Ее взоре не только печаль о грешнице, но чистоту и любовь, без которых погибает, засыхает заживо человеческое сердце. После слезной молитвы перед образом Мария смогла войти в храм и поклониться Животворящему Кресту Господню. А когда выходила и снова обратилась с благодарственной молитвой к Пречистой Деве, услышала голос: «Если пойдешь за Иордан, то обретешь блаженный покой»…

Пустыня за Иорданом — страшное место: камни и палящее солнце. Но для души кающейся блудницы оно стало местом поистине райским, где она поняла: настоящая пустыня — та бездна грехов, внешне сладостных, но губительных, в которых она прежде проводила свою жизнь вдали от Хрис­та… Причастившись в храме Святых Христовых Таин, Мария пересекла Иордан и провела в пустыне, скрываясь от людей, сорок семь лет, до самой своей кончины. Сколь безудержно бежала она из родительского дома в то, что казалось ей свободой, столь же полно, без тени сомнения, стала она на путь, ведущий ко Христу, в жизнь подлинную и вечную.

У каждого человека этот путь — свой и неповторимый. Путем Марии стал путь покаяния, уединения, поста и молитвы. Первые годы воспоминания прежних грехов и страстные прилоги терзали ее, это были годы борьбы за собственную душу, борьбы не на жизнь, а на смерть: «Когда я принималась за пищу, я мечтала о мясе и вине, какие ела в Египте; мне хотелось выпить любимого мною вина. Будучи в миру, много пила я вина, а здесь не имела и воды; я изнывала от жажды и страшно мучилась. Иногда у меня являлось очень смущавшее меня желание петь блудные песни, к которым я привыкла. Тогда я проливала слезы, била себя в грудь и вспоминала обеты, данные мною при удалении в пустыню»,— так рассказывала сама Мария иеромонаху Зосиме, иноку Иерусалимского монастыря, единственному человеку, который видел ее в эти годы и принял ее исповедь. А по прошествии лет, когда кончилась пища и истлела одежда, истлел ветхий человек в ее сердце — и народился новый, Христов, уже только сила Божия укрепляла и живила пустынницу, Сам Господь, таинственным и прямым образом, был ей пищей, питьем и научением.

Авва Зосима, встретив Марию в пустыне и отдав ей часть своей одежды для прикрытия наготы, вскоре понял, что перед ним — величайшая подвижница. Как говорит житие, во время молитвы Мария парила над землей. А в беседе цитировала тексты Священного Писания так, словно знала их наизусть с детства. После рассказа о своей жизни она попросила авву Зосиму удалиться, но вернуться через год и причастить ее Святых Христовых Таин. Он так и сделал. Придя к берегу Иордана через год, в Великий Четверг, со Святыми Дарами, он увидел Марию, которая, как по суху, перешла к нему по воде с того берега, чтоб приступить к Причастию. А третья их встреча, состоявшаяся еще через год, стала последней в земной жизни… На том месте, где они впервые когда-то встретились, на земле лежало тело Марии, а рядом с ним — надпись: «Погреби, авва Зосима, на этом месте тело смиренной Марии, отдай прах праху. Моли Бога за меня, скончавшуюся в месяце, по-египетски Фармуфий, по-римски апреле, в первый день, в ночь спасительных Страстей Христовых, по причащении Божественных Таин»… Авва Зосима понял, что скончалась Мария еще год назад, после того, как приняла из его рук Тело и Кровь Христовы, и теперь она — с Тем, пред Кем в покаянии открывала свое сердце, к Кому направила свою горячую любовь, очищенную от ядовитой примеси греховных страстей, устремившуюся к Первоисточнику, как река неудержимо стремится к морю… Зосима предал тело христианскому погребению, причем копать могилу в твердокаменной заиорданской почве ему, по преданию, помогал пришедший из пустыни лев. Со слов аввы Зосимы рассказ о подвижнице дошел и до нас.

Иной, читая житие преподобной Марии Египетской, может недоверчиво воскликнуть: «Да разве такие подвиги под силу простому смертному человеку?! Тем более — мне, живущему в ХХI веке, в обычной житейской суете, не монаху, не аскету…». Сомневаясь в том, что совершили святые, мы сомневаемся в том, что и они — не полубоги или волшебные существа, но просто люди, наши старшие братья во Христе, явившие нам пример горячей веры, самоотречения, любви. И их иконы размещены в храмах вовсе не для украшения стен, но для того, чтобы, составляя семью верных на Божественной литургии, мы помнили: Церковь во Христе — едина, и вместе со святыми и Ангелами и мы, земные грешные человеки, новоначальные христиане, составляем единое нерушимое целое.

А мера поста и аскезы… Конечно, она у каждого своя, ведь мы все — разные. В канонах, уставах, примерах аскезы подвижников Церковь только дает нам некий ориентир, к которому мы стремимся, учитывая свое собственное духовное и телесное устроение. Великий пример преподобной Марии Египетской являет нам другое: бескомпромиссность покаяния, осуждения собственных грехов. Решимость переменить свою жизнь. Пусть мы слабы и не можем вмиг отстать от своих греховных страстей и навыков так, словно их и не было, но, осознавая свое бедственное положение, мы не можем не давать им шанса тем, что ни на йоту их не будем оправдывать, не будем считать естественными для нас, будем отказывать им в своей симпатии. И в этом бессилии возопием к Богу: «Я сам не могу — но Ты помоги и спаси!». И вот тогда, действием благодати Божией, мы получим избавление от рабства греху, и на нас сбудутся слова, сказанные в Евангелии Самим Господом нашим Иисусом Христом: Человекам это невозможно, Богу же всё возможно (Мф. 19, 26).

Прославляя великую подвижницу, явившую нам образец подлинного бескомпромиссного покаяния и любви ко Христу, Церковь Православная поет: «Греха мглы избежавши, покаяния светом озаривши твое сердце, славная, пришла еси ко Христу, Сего всенепорочную и святую Матерь, молитвенницу милостивную принесла еси. Отонудуже и прегрешений обрела еси оставление, и со Ангелы присно срадуешися». Этого оставления наших прегрешений, сорадования с Ангелами и единения со Христом испрашиваем в молитве и мы, призывая на помощь наших старших товарищей — святых Церкви, и среди них — преподобную Марию Египетскую, не только сейчас, во дни Великого поста и подготовки к Страстной седмице и Пасхе, но и во все дни жизни нашей.

Священник Сергий Круглов

Православие и современность

 

Теги: Великий пост, Мариино стояние, преподобная Мария Египетская.
Оставить комментарий
Поделиться в: