По благословению Епископа Покровского и Николаевского Пахомия

Православное заволжье

Официальный сайт Покровской Епархии

Русская Православная Церковь Московского Патриархата

Истинный смысл крылатых фраз

«Что посеешь, то и пожнешь», «Умыть руки», «Не хлебом единым жив человек» – эти и многие другие библейские цитаты очень прочно вошли в нашу жизнь, их легко употребляют даже неверующие люди. Достаточно вспомнить строку из кодекса строителей коммунизма – «Кто не работает, тот не ест» – авторство которого приписывали Ленину. Сопоставим крылатые выражения, которые мы постоянно употребляем в своей речи с точными цитатами из Библии. Правильно ли мы их понимаем, что на самом деле они означают? Поговорим на эту тему с клириком Свято-Троицкого кафедрального собора священником Аркадием Махсумовым.

– Отец Аркадий, предлагаю начать нашу беседу с самого известного лозунга советских времен: «Кто не работает, тот не ест». Кому на самом деле принадлежат эти слова и почему они были подхвачены идеологами коммунизма?

– Вождь мирового пролетариата действительно часто употреблял эту известную фразу в своих сочинениях, позаимствовав ее из послания апостола Павла. Только контекст самого послания, сложно сотканный, принципиально отличается от коммунистического лозунга. К тому же, он не столь категоричен и в Священном Писании звучит так: Если кто не хочет трудиться, тот пусть и не ест (2 Фес. 3, 10).

– При каких же обстоятельствах эти слова были произнесены и какой смысл вкладывал в них автор послания?

– Этому посланию почти две тысячи лет, оно обращено к жителям города Фессалоники (нынешний греческий город Салоники), которые впервые услышали от апостолов о Христе, Его Воскресении и Втором пришествии. Речь в послании идет о том, что каждый, кто получил от Господа жребий апостольства, а такой жребий получает каждый христианин уже по факту своего крещения и вхождения в Церковь, должен нести Евангельскую весть в мир. Проповедовать правильно, ответственно, чтобы благая весть дошла до каждого человека.

Однако многие новообращенные христиане, услышав о Втором пришествии Христа, настолько впечатлились апостольской проповедью, что в ожидании этого события бросили работу и самые необходимые для человека заботы. Павел приводит в пример себя, что даже он, избранный Богом апостол, кормится трудом своих рук. Ибо мы не бесчинствовали у вас, ни у кого не ели хлеба даром, но занимались трудом день и ночь, чтобы не обременить кого из вас, – не потому, что мы не имели власти, но чтобы себя самих дать вам в образец для подражания нам (2 Фес. 3, 7-9).

Слова апостола больше апеллируют к внутреннему состоянию человека, который не должен жить за счет других. Он увещевает, убеждает свою паству, но никаких условий при этом не ставит. Не угроза, а любовь слышится в его обращении к новообращенным христианам. Послание заканчивается словами: Если же кто не послушает слова нашего в сем послании... не считайте его за врага, а вразумляйте, как брата. Господь со всеми вами! (2 Фес. 14, 15).

У коммунистов слова апостола стали категоричным требованием трудиться. Причем государство само решало, кого считать работающим человеком, а кого нет. Согласно этой доктрине, под ударом оказывалась интеллигенция, духовенство, люди творческие — словом, все, чей труд, по мнению власти, не был «общественно полезным». Люди, занятые умственным, творческим трудом, становились второстепенными, ущербными, ненужными советскому строю. Появился даже такой термин – лишенцы. В Священном Писании ни о каком делении людей на сорта по признаку их занятости физическим трудом, ни о какой дискриминации речи нет. Так что советский лозунг – это пример извращенного восприятия библейского текста.

– Из Евангелия мы знаем, что Понтий Пилат, согласившись на казнь Христа, умыл перед толпой свои руки. Что в языке современного человека означает выражение «Я умываю руки»?

– Понтий Пилат омыл со своих рук символическую кровь Христа, сказав при этом: Не виновен я в крови Праведника Сего (Мф. 27, 24). Наверное, если бы он не испугался народных волнений, собственной участи, будущей карьеры, а проникся величием Христа и понял Его жертву, Его миссию, он мог бы проявить мужество и настоящее сострадание ко Христу и повести себя по-другому. Но он испугался ответственности, смалодушничал, закрыл глаза на происходящее. Выражение «Умываю руки» мы сегодня используем в подобных ситуациях, когда хотим уйти от ответственности.

Хотя фигура Понтия Пилата не однозначна, и разными христианскими культурами оценивается по-разному. В некоторых Церквях, например Эфиопской, его признают как святого, потому что имеется устное предание, что римский начальник после случившегося раскаялся и остаток жизни провел в молитве и верности Христу. Не знаю, можно ли этому верить, православное учение ничего нам об этом не сообщает.

– Прочно вошло в нашу жизнь меткое выражение «Что посеешь, то и пожнешь». Чаще всего мы его употребляем, когда говорим о воспитании детей. Откуда оно произошло, каков его евангельский смысл?

– Семя как образ – это глубочайшая библейская метафора. Тема семени, его возрастания и прекрасных плодов звучит во всех пророческих книгах. В евангельской притче о сеятеле, имеющей абсолютно духовное содержание, семя – это слово Божие, это учение о спасении, это обращение Самого Бога к человечеству. Это притча о самом главном. Сеятель, то есть Сам Господь, слово сеет, и только от самих слушателей зависит: пройдет ли сев мимо них, и спасение обойдет их стороной, либо они примут его, оно в них прорастет и принесет обильный плод. Почвой для семени является сердце человека. И от того, каким оно будет, зависит и жатва. Речь идет о готовности принести нашу жизнь Богу, отдать ее целиком на дело спасения собственной души.

Мы кровно заинтересованы, чтобы спасти себя и наследовать жизнь вечную. Как ты отнесешься к слову Божьему, такой и будет твоя участь. К сожалению, сердца наши, как говорится в притче, чаще похожи на камень или на тернии, в которые что бы ни упало забивается колючками, зарослями и не дает плода. Это наша бесконечная суета, бег от самих себя за ненужными мифическими благами, материальным достатком и другими суррогатами жизни вместо спасения. Святитель Иоанн Златоуст, размышляя о судьбе погибших зерен, подмечает очень тонкую грань: «Пусть дьявол и хищничает, но от нас зависит не давать ему расхищать».

Но есть и открытые сердца, чистые, сохранившие в себе первозданную восприимчивость откровения Божьего. Такая почва, такое сердце даст несравненно больший урожай: иное тридцать, иное шестьдесят, и иное сто (Мк. 4, 8).

– Отец Аркадий, молодое поколение не знает, а старшее, думаю, не забыло строку из революционного гимна: «Отречемся от старого мира, отряхнем его прах с наших ног». Эти слова означали призыв к борьбе, к уничтожению государственных устоев, религии. А каков их смысл в Евангелии?

– Господь, посылая апостолов по городам и весям проповедовать Царство Небесное, давал наставления довольствоваться тем, что им предложат для пропитания. А если кто не примет вас и не послушает слов ваших, то, выходя из дома или из города, отрясите прах от ног ваших (Мф. 10, 14). Ничего не должно связывать, пленять волю и сознание тех, кто призывает к покаянию, благовествует Евангелие. Вот о чем говорит эта метафора.

А дальше Господь произносит страшные слова: отраднее будет земле Содомской и Гомморской в день суда, нежели городу тому (Мф. 10, 15). Так будут наказаны непринимающие и неслушающие слов апостольских. И, тем не менее, Господь, проявляя долготерпение, через апостолов призывает: «Знайте, что приблизилось к вам Царство Небесное». Чтобы, даже закрыв уши, закрыв глаза, через свое каменное неприятие все равно услышали люди слова Господа. Такова к нам Его любовь.

– Интересно, что, устанавливая кровавый террор в стране, выжигая в людях веру в Бога, уничтожая духовенство, авторы этого революционного гимна берут строку из Евангелия. Это парадокс!

– Не секрет, что дьявол не обладает творческой энергией. Все, что он использует в своей темной человеконенавистнической деятельности, – это переработка, если можно так сказать, материала, созданного не им, а творческим гением Самого Господа и людей, получивших дар Божий творить.

Дьявол искажает созданное Богом, пытается придать Божьему творению гротескные насмешливые формы, и люди, которые вольно или невольно служат лукавому, следуют за ним. Они не понимают, что творят, потому что в это время благодать Божия их покидает вместе со здравомыслием. И происходит такой вот перевертыш. Здесь нет ничего удивительного!

– Огромный резонанс вызвал в свое время (1956 год) роман В.Д. Дудинцева с необычным названием «Не хлебом единым», заставивший советского читателя домысливать, чем же еще жив человек? Роман рассказывал о трагедии талантливого свободомыслящего ученого в несвободной стране. Что стоит за его названием?

– Я думаю, что своим названием писатель, по сути, отстаивал право на инакомыслие, на свободу творчества, что жестоко преследовала советская власть. Смысл названия романа и его идея в том, что для счастья человеку мало материального благополучия, сытой жизни, ему необходима пища духовная. Об этом сказал Господь: Не одним хлебом будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих (Мф. 4, 4).

Человек создан Богом, и в глубочайшем его устройстве, в его онтологии заключена постоянная жажда богообщения. Человек по своей природе духовен, он имеет душу бессмертную. И, наверное, души людей, которые насильственным образом были отсечены от своих духовных корней, тем более писатели, получившие вдохновение, творческий гений от Бога, стремились соединиться с Творцом.

По-настоящему талантливый и глубокий писатель Владимир Дудинцев понимал, что человек — не индустриальная машина, которая всю жизнь должна что-то штамповать и производить, ни о чем другом не задумываясь. Именно в такую машину пыталось государство превратить людей. И вот впервые в нашей советской литературе в романе «Не хлебом единым» прозвучали слова: «Кто научился думать, того нельзя лишить свободы».

– Насколько беднее был бы наш язык, если бы не Священное Писание, в котором тремя словами можно выразить глубокое духовное содержание.

– Может быть, автор романа и не знал, в чем же состоит истинная свобода и настоящая духовность, но интуитивно он шел к ней. Это еще раз убеждает нас в том, что вечные вопросы и вечные ответы заключены в Библии, и если мы будем чаще обращаться к Священному Писанию, вчитываться в него, проникать в его смысл, то никто нас не обманет. Никакие тупиковые пагубные идеи не смогут сбить нас с толку и не смогут придать странное искаженное звучание истинному Божьему слову.

Ольга Стрелкова
Оставить комментарий
Поделиться в: