Православное заволжье

Официальный сайт Покровской епархии

Русская Православная Церковь Московского Патриархата

Не бойся!

Страхи бывают разные. Есть страхи первичные или врожденные, например боязнь высоты, темноты, неизведанного, одиночества. Их Господь вложил, как служебную вспомогательную программу, прекращающую нежелательное, опасное для жизни действие человека или животного в природе в моменты, когда промедление подобно смерти.

Польза страха

По Божией воле не нужно оценивать высоту обрыва или вероятность нахождения в темном лесу ночного хищника. Ты дневное травоядное? – спи до утра в норе, будешь целее. Чувствуешь, что твое стадо уходит? – ори, догоняй, не отставай, иначе станешь добычей льва.

С полезными страхами человек рождается и живет, более или менее их подавляя. Их преодоление доставляет части населения известное удовольствие. Американские горки, аттракционы с переворачиванием в высоте, прыжки с парашютом принесут вам бурю положительных эмоций под названием «я это сделал».

А вот мальчику, насильно или обманом попавшему на вышку, которого перед тем отец обозвал слабаком, а мама уговаривала не бояться, не придется испытать этой эмоции. Его папа хочет видеть сына смельчаком, он не даст ему расти трусом и хлюпиком. Намерения у папы наилучшие – вырастить сына храбрецом, а что выходит на деле? Травма, обида, недоверие и упорное нежелание даже видеть любые вышки и даже говорить о них.

Есть, конечно, в любой популяции и совершенно бесстрашные особи, которые по Божией воле своей безрассудной отвагой спасают популяцию = народ. Обычно это самые привлекательные, самые красивые и темпераментные особи, ведь им надо оставить потомство до своей ранней смерти. И в силу многих причин им хочется подражать.

Любому папе хочется видеть сына таким смельчаком. Но с чем, спрошу я, борется отец этого мальчика? – с биологической программой самозащиты обычной особи (бесстрашных особей как раз всегда надо удерживать от геройских поступков). Почему у него плохо это получается? – потому что природа все-таки сильнее папы.

Кошмарный ужас моей матери

Один из врожденных глубинных страхов – Великий Ужас Перед Тем, Чего Боится Моя Великая Мать. Своей матери ребенок доверяет, считает ее гарантом безопасности. Несмотря на множество несогласий с нею по поводу пользы каши, вреда кока-колы, необходимости шапки и бесполезности шестисот восьмой игрушечной машинки, малыш внутренне четко осознает, что все, вызывающее страх его матери, является тем, что она не сумела победить, а значит, и его, беспомощного малыша, спасти от этого не сумеет.

И у Валены на памяти масса вариаций на тему «мама боится, что ребенок испугается…». Одна из самых впечатляющих и причудливых – иррациональный ужас одной девочки перед другой маленькой девочкой, выросший из страхов ее мамы и бабушки.

Мама Милы, поступившая на работу к нам в садик, неожиданно развила бурную деятельность по выдворению из детского сада вполне адаптированной девочки Даши с вполне компенсированным расстройством аутистического спектра.

Утром и вечером самые разные мамы справлялись у Валены, не натворила ли чего-нибудь Даша. Видя Валенину усталость, участливо спрашивали: «Вас Даша довела?» – «Да нет, остальные ребятишки тоже постарались». Любой Дашин проступок обнародовался и всесторонне обсуждался, несмотря на незначительность его по сравнению с массой проступков ее сверстников.

Что бы ни произошло у нас в старшей группе, первый вопрос родителей и сотрудников: «Даша?» – «Да что далась вам эта Даша? – взорвалась Валена. – Года два назад, когда мы, воспитатели, и в самом деле испытывали серьезные трудности с приучением малышки к порядку, никого не интересовало ее поведение и мое самочувствие. А что же случилось сейчас, когда о Дашиных проблемах посторонний уже не догадается, а мы никому не скажем?»

А вот что! Мила не хочет в сад, потому что Даша шумит! Мила боится Даши! Мила не спит, Мила плачет и бьется о стену головой, потому что «так делает Даша».

Валенины вопросы: «Чем и когда Даша напугала Милу?» и «Когда это Даша билась об стену, что я даже из ее младенческого прошлого не могу такого припомнить?» — остались без ответа. Зато она услышала от мамы и бабушки Милы массу леденящих душу историй из жизни других аутистов. То, что расстройство аутистического спектра и аутизм – совсем разные вещи, эти женщины так и не услышали. А то, что Валена, как одна из адаптировавших Дашу воспитателей, посчитала себя вправе насладиться на работе плодами трудов, имея в группе нормально развивающегося ребенка, хотя бы и спектральника, сочли ее непонятной странностью.

Нетрудно оказалось восстановить цепочку событий. Мама Милы поступает в сад одновременно с дочкой, чтобы разведать обстановку и обезопасить среду. Находит потенциально опасный с ее точки зрения объект – аутистическую спектральную девочку. Лихорадочно в Интернете и у знакомых собирает сведения об АУТИЗМЕ (слова «аутистический спектр» она просто не замечает с перепугу).

Дома все, что нашла за день, обсуждает с близкими людьми, прежде всего со своей мамой… и совершенно забывает, что во время всей этой «операции по спасению рядового Райана» где-то рядом копошится сама Мила, которая слышит обрывки этих разговоров и мотает себе на ус. И ее собственная тревожность, вовлеченность в предмет, детская фантазия, непонятные слова, а главное, тотальный страх ее мамы и бабушки формируют даже не страх, а огромный ужас девочки перед ее безобидной соседкой и даже самим садиком, где этот ужас обитает. Все это формирует поведение Милы, характерное для панической атаки.

Бороться и искать, найти и не сдаваться

Нельзя победить детский страх наскоком. Чтобы страх победить, и детям и взрослым надо:

  1. Посмотреть страху в лицо.
  2. Оценить опасность явления, вызывающего страх.
  3. Приблизиться к нему, насколько это возможно, и рассмотреть возможные пути его преодоления.

Наша Анечка настолько боится насекомых, что ей все равно, кто летает по комнате – оса, муха, комар, мошка. Увидев насекомое, Аня прячет свою голову и истошно визжит, пока насекомое не покинет помещение.

Любое ползающее существо отчаянно беспокоит ее до тех пор, пока не погибнет под жесткой подошвой ее или чужого башмака. Летом, когда через москитную сетку в спальню чудом пробралась муха и села на Анину подушку, девочка истошным воплем устроила преждевременный подъем в своей и соседней группе. Сама она спросонья была в таком ужасе, что еще минут двадцать в окружении взрослых выла в темном коридоре, с головой накрывшись няниным халатом.

Положение усугублялось тем, что и Анина мама панически боялась насекомых, хотя, конечно, вела себя намного приличнее своей дочери.

Утром, когда Валена шла на работу, к ее ногам спланировал великолепный жук-носорог, такой большой, что с трудом уместился в спичечном коробке. Несмотря на внушительные размеры, эти жуки безобидны. Они вполне могут быть использованы, как учебный материал для преодоления страхов перед насекомыми.

Жук посажен в прозрачную банку на столе. Дети его видят, подходят, чтобы рассмотреть, некоторые сразу же после этого отбегают подальше. Это первый этап.

Второй – когда все перестали бояться жука в банке и перестали отбегать, посадим его сначала себе на руку, а потом выпустим на стол (только следите, чтобы самый трусливый из ребят не прихлопнул его чем-нибудь!). Дождемся, пока все дети не перестанут бояться жука, ползущего по столу.

А теперь возьмем жука в руки и предложим потрогать его спинку. Боишься трогать пальцем? А соломинкой? Потрогай соломинкой. А половинкой соломинки? Может, теперь и пальчиком стало не страшно?

Вот так, шаг за шагом страх будет окончательно преодолен.

Когда за Аней пришла мама, девочка, засунув руку в банку с жуком, закричала: «Мамочка, посмотри, какая у нас есть чудесная мерзость!». Валена, заметив у мамы нетвердость походки и изменившийся цвет лица, поспешила к ней навстречу. Но мама стояла твердо и прямо. Ее побелевшие губы почти беззвучно шептали: «Боже, только бы мне не закричать…»

 

Ирина Струкачева
Теги: дети, семья, воспитание, Валена.
Оставить комментарий
Поделиться в: