Православное заволжье

Официальный сайт Покровской епархии

Русская Православная Церковь Московского Патриархата

Крест — основа нашего спасения

14 августа, в первый день Успенского поста, Православная Церковь чествует праздник Происхождения (изнесения) Честных Древ Животворящего Креста Господня. С того времени, как Сын Божий освятил Крест Своими страданиями, в нем стала проявляться необыкновенная чудодейственная сила. О ее проявлении свидетельствует и сама история этого праздника.

Животворящая сила Креста

Согласно церковному преданию, мать первого христианского императора святого равноапостольного Константина равноапостольная царица Елена нашла в Иерусалиме три погребенных креста. Чтобы определить, на котором из них был распят Христос, ко всем трем поочередно прикладывали тела умерших. Один из них ожил, прикоснувшись к истинному, животворящему Древу.

Разделение истинного Креста началось сразу же после его обретения. Часть Крестного Древа была оставлена Еленой в Иерусалиме, а часть перенесена в столицу и передана императору Константину, особо чтившему Животворящий Крест. Впоследствии частицы Креста были разнесены по всему христианскому миру.

Праздник Происхождения (изнесения) Честных Древ Животворящего Креста Господня был установлен в Константинополе в IX веке, а уже в XII–XIII веках он утвердился во всех Православных Церквях во всем мире. Русское название «происхождение» — неверный перевод греческого слова («предъисхождение», то есть «несение впереди», означает торжественную церемонию, крестный ход). Поэтому в название праздника добавлено слово «изнесение». Греческие источники говорят о его происхождении следующее: «По причине болезней, весьма часто бывавших в августе, издревле утвердился в Константинополе обычай износить Честное Древо Креста на дороги и улицы для освящения мест и в отвращение болезней. Накануне, износя его из царской сокровищницы, полагали на святой трапезе Великой церкви (в соборе Святой Софии). С настоящего дня и далее до Успения Пресвятой Богородицы, творя литии по всему городу, предлагали его потом народу для поклонения». 14 августа по старому стилю Животворящее Древо Креста переносили обратно в царские палаты.

С этим обычаем соединялся и другой — освящать в придворной Константинопольской церкви воду первого числа каждого месяца, за исключением января и сентября. Эта благочестивая традиция была унаследована Православной Русью и положила начало водоосвящению 1 августа по старому стилю. И сегодня в этот день Честной Крест выносится на середину храма для поклонения, а после Литургии совершается освящение воды.

Начало почитания Креста Христова восходит к самым древним временам христианства. Издавна с помощью Креста не только боролись с эпидемиями, ходили с ним на крестные ходы, служили молебны, но и побеждали видимых врагов Православной Церкви. Так, некогда святому равноапостольному Константину Великому, когда он не мог победить своего противника — ярого язычника кесаря Максентия, явилось на небе знамение Креста и слышен был глас: «Сим побеждай!». Когда он приказал изобразить крестное знамение на оружии, тотчас же победил врагов. Это событие имеет глубокий духовный смысл: христианин не может ничего доброго сделать без помощи Божией и силен он только в борьбе за правду.

До революции на Руси при возникновении всяких общественных и государственных нестроений всегда износился крест для усмирения народных волнений. Вместе с иконами его несли впереди войск, идущих на сражение, с ним и побеждали. Крестным знамением и призыванием имени Божия святые подвижники творили чудеса, изводили воду из земли, поражали бесовскую силу. С крестными ходами и по сей день ходят по городам и селам в воспоминание о священных событиях в истории нашей Русской Церкви.

Крест всюду сопутствует христианину во всей его жизни — начиная от рождения и до самой смерти. При Таинстве Крещения на крещаемого надевается нательный крест. Благословляя, священник осеняет нас крестным знамением. Отходя ко сну, благочестивый христианин целует нательный крест. Мы прибегаем к Кресту Христову в различных жизненных искушениях, перед началом дел, в трудных обстоятельствах. И после смерти на могиле христианина ставится крест, венчающий его жизненный путь.

С самого начала христианства на Руси русские люди знали силу горячих молитв, искреннего покаяния и заповедь о милосердии старались сделать законом жизни. По словам святителя Иоанна Златоуста, те, кто с верой и любовью почитает Крест, знают присущую ему силу и пользуются ею для победы над диаволом. Поклоняясь Кресту Господню, будем же и мы помнить о его значении в нашей христианской жизни и деле нашего спасения, чтобы нам обрести радость Царствия Небесного.

С помощью Христа и Богородицы

В этот же день совершается празднование Всемилостивому Спасу, Христу Богу нашему, и Пресвятой Богородице Марии, Матери Его. Этот праздник установлен в память двух побед: константинопольского императора Мануила над сарацинами и святого благоверного великого князя Андрея Боголюбского над волжскими болгарами, которые произошли в один и тот же день 1 августа 1164 года. Оба государя видели со своими войсками светлые лучи, исходившие от взятых на войну икон Спасителя и Богоматери. Греческий царь и русский князь обменялись посланиями об одержанных победах, и в знак благодарности Богу был установлен в этот день праздник.

В праздник Происхождения Честного Креста освящали не только воду, но и мёд. Народ окрестил этот праздник Медовым спасом, так как к этому времени пчелы переставали доставлять мед, можно было выламывать соты и пробовать мед нового сбора. К богословскому смыслу праздника освящение меда отношения не имеет, но Церковь благословила эту многовековую народную традицию.

* * *

Тропарь Всемилостивому Спасу

С вышних призирая, убогия приемля, посети нас, озлобленныя грехи, Владыко всемилостиве, молитвами Богородицы, даруй душам нашим велию милость.

Тропари Богородичные

Еже радуйся Ангелом приимшая, и рождшая Зиждителя Твоего, Дево, спасай Тя величающия.

Воспеваем Сына Твоего, Богородице, и вопием: Пречистая Владычице, всякия беды избави рабы Твоя.

Царем, пророком, и апостолом, и мучеником Ты еси похвала, и предстательница миру, всенепорочная.

Язык всяк православных похваляет, и блажит, и славит пречистое рождество Твое, Марие богоневестная.

 Наталия Бондаренко

 

Теги: Крест Господень, Воздвижение Креста Господня.
Оставить комментарий
Поделиться в: