По благословению Епископа Покровского и Николаевского Пахомия

Православное заволжье

Официальный сайт Покровской епархии

Русская Православная Церковь Московского Патриархата

«Небесных Воинств Архистратиги»: Комментарий к тропарю Собора Небесных сил бесплотных

Собор Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных. Трапезная монастыря Дионисиат на АфонеИстория Церкви знает множество достойнейших людей, подвиги и добродетели которых зримо свидетельствовали об их святости. За прошедшие тысячелетия к лику святых причислены сотни праведников благочестия Ветхого и Нового Заветов. Среди всех святых особо выделяется сонм бестелесного Небесного воинства.

8/21 ноября вся полнота Церкви чтит память Собора Архистратига Божия Михаила и прочих Небесных сил бесплотных. По словам святителя Филарета (Дроздова),

«торжественно собрался ныне собор земной воздать честь Собору Небесному, собрался собор человеков воспеть хвалы Собору Ангелов».

И действительно, ангельские силы почитаемы народом Божиим за скорое предстательство перед Небесным Отцом. Особую любовь этот праздник приобрел на Руси, где в честь Небесных сил строили храмы и монастыри, писались иконы и даже назывались целые поселения и крупные города, например Архангельск.

Еще в древности Ангелов считали посланниками, провозвестниками Божией воли. В Новом Завете благие вести, сообщающие о совершившихся или грядущих событиях, приносили именно Небесные силы. Архангел Гавриил благовестил Деве Марии о рождении от Нее Спасителя мира (см.: Лк. 1: 28–33). Весть о Рождестве Христовом пастухи услышали от Ангела и Небесного воинства, воспевающего: «Слава в вышних Богу, и на земли мир, во человецех благоволение» (см.: Лк. 2: 8–15). О Воскресении Христовом женам-мироносицам свидетельствовали два Ангела в блестящих одеждах (см.: Мф. 28: 1–8; Мк. 16: 1–8; Лк. 24: 4–7; Ин. 20: 11–13).

Поклонение Небесным силам в первые века христианства было настолько велико, что многие стали неверно почитать их творцами и повелителями вселенной, превращая их почитание в идолопоклонство. Однако отцы Лаодикийского Собора (около 343 года по Р.Х.) осудили это еретическое учение и установили православное почитание ангельских чинов.

Со временем было установлено празднество Собору Архангела Михаила и прочих Небесных сил бесплотных 8 ноября по старому стилю, то есть в восьмой день девятого месяца. Выбранный день указывал на эсхатологический «восьмой день», день Страшного суда, когда «приидет Сын Человеческий в славе Своей и вси святии Ангелы с Ним» (Мф. 25: 31), а девятый месяц года символизировал девять чинов ангельских: серафимы, херувимы, престолы, господства, силы, власти, начала, архангелы, ангелы.

Тропарь – краткий текст, в котором емко рассказывается основной смысл празднуемого события. Тропарь праздника Собора Архангела Михаила и прочих Небесных сил бесплотных созвучен с общим тропарем «Архангелу единому». В нем центральное внимание уделяется известным поименно небесным посланникам – Архангелам. Звучит он следующим образом:

«Небесных воинств Архистратизи, молим вас присно мы, недостойнии, да вашими молитвами оградите нас кровом крил невещественныя вашея славы, сохраняюще ны, припадающия прилежно и вопиющия: от бед избавите ны, яко чиноначальницы Вышних сил».

Протоиерей Владимир Успенский для лучшего понимания данного текста сделал такой перевод тропаря на русский язык, на примере которого мы проведем разбор:

«Небесных сил военачальники! Мы, недостойные, умоляем вас непрестанно, чтобы вы своими молитвами защитили нас покровом своего заступления – невещественной (бестелесной) вашей славы, охраняя нас, усердно падающих пред вами и взывающих: избавьте нас от бедствий, как вожди вышних сил!».

Архистратиги Небесных воинств

В первую очередь тропарь повествует о том, что мы обращаемся к Архангелам, которые здесь называются архистратигами. В церковнославянском языке архистратигами считали предводителей ангельского воинства. Отец Владимир переводит это слово как «военачальники».

Перед нашими глазами предстает образ бесчисленного мужественного сонма ангельских чинов, во главе которого стоят Архангелы Божии, готовые вести Небесные полки на праведный бой с силами князя бесовского.

Молитва Ангелов

«Да вашими молитвами оградите нас» – несмотря на то, что Ангелы не имеют телесного облика, а их природа не может быть познаваема человеческим умом, все мы верим, что именно они являются ходатаями перед Творцом за грешных людей. Они, как служители Божественной Славы, ближе всего находятся у Престола Божия и молят Господа помиловать Его постоянно согрешающие творения.

Православное вероучение говорит о том, что у каждого человека есть свой Ангел-хранитель, личный заступник, к которому человек может и в горе, и в радости обращаться за предстательством перед Богом.

Бестелесность и крылья

В обращении к Архангелам мы просим покрыть нас покровом их «невещественной славы».

У протоиерея Владимира Успенского мы видим слово «бестелесной». В литургических текстах и творениях святых отцов об Ангелах говорится как о бесплотных духах, что в свою очередь основано на словах Христа: «дух плоти и костей не имеет» (Лк. 24: 39).

В церковнославянском тексте тропаря есть точное указание на наличие крыльев у Ангельских сил: «кровом крил невещественныя вашея славы». Показательно, что отец Владимир при переводе на русский язык опустил данную подробность. Однако если знать о бестелесной сущности Ангелов, становится понятно, что ни о каких крыльях не может быть и речи, ведь бестелесные Ангелы не подвержены законам физики. Священное Писание свидетельствует о том, что зачастую Божии посланники являлись в облике людей, а не крылатых существ, хотя в Ветхом Завете есть упоминания и о них. Крылья – это аллегория, символизирующая быстроту и всепроникновение.

Вожди вышних сил

Моление людей: «избавьте нас от бедствий, как вожди вышних сил!» – раньше рассматривалось как потенциальная возможность Архангелов управлять некоторыми Небесными силами. Недаром в древности считали: в молитвах Архангелам можно было просить «благорастворения воздухов», то есть хорошую погоду. Мы не можем быть уверены, что Ангельские силы имеют хоть какую-то власть над силами природы, но точно можем сказать: по их ходатайству Господь может всё управить.

Весь тропарь Архангелу Михаилу и прочим Небесным силам наводит на мысль о том, что человеческая жизнь – постоянная борьба человека с силами зла, грехом, диаволом. Но не стоит забывать: в этой битве мы не одни. Господь посылает нам в помощь все Свое Небесное воинство во главе с Архангелами Божиими. В этой борьбе человека с диавольскими искушениями на нашей стороне весь ангельский мир.

 
Поделиться в: