Православное заволжье

Официальный сайт Покровской епархии

Русская Православная Церковь Московского Патриархата

Иконы возвращаются в храм

Кража церковных икон всегда считалась самым позорным из уголовных преступлений, не зря в народе существует поговорка: «Что икону украсть, что человека зарезать». Кражи из храмов правоохранительные органы квалифицируют по-разному, в зависимости от ценности иконы. А для людей верующих эти деяния называются одним словом – святотатство.

Не много ли чести?

В ночь с 22 на 23 мая 2019 года из кафедрального Свято-Троицкого собора Покровска (Энгельса) злоумышленники похитили одну из самых любимых и почитаемых икон – святителя Николая Чудотворца. Грабителей привлек не святой образ, а серебряные и золотые украшения, которые приносили верующие в знак благодарности святому за его молитвенную помощь. Преступники не догадывались, что совершают похищение иконы великого святого в день его праздника.

Чудом было возвращение иконы. В этот же день она была найдена и после реставрации вернулась в храм на свое прежнее место. Реставраторы решили оставить на лике святителя рану, которую ему нанесли похитители, когда вынимали из кивота драгоценности. Чтобы люди помнили и о безумии человеческом, и одновременно о любви святителя к нашему роду.

Сейчас в иконописной мастерской епархии для иконы святителя Николая пишут его житийный цикл – клеймы. Вокруг лика святого появятся маленькие иконки с изображением главных событий его жизни: рождения, крещения, постановления в епископы и т.д. Но появится и одно необычное для традиционной иконографии клеймо. На нем изображен наш Троицкий собор и бандиты, которые выносят из храма икону Николая Чудотворца.

Не много ли чести для грабителей быть изображенными рядом с образом великого святого? Отвечая на этот вопрос, Епископ Пахомий напомнил историю жизни сотника Лонгина, участника многих сражений, который под конец своей военной службы вынужден был стать тюремным надзирателем и палачом Христа Спасителя. Римского воина, ставшего потом святым, часто на иконах изображают в момент Распятия Христа с копьем в руках.

– Сотник Лонгин, чье имя вошло в Священное Писание, был человеком, приложившим руку к страданиям Господа. Однако во время казни сотник Лонгин так был потрясен увиденным и чудеснейшим воскресением Спасителя, что не только уверовал в Бога, но оставил службу и стал открыто проповедовать христианство. За свою веру он добровольно принял мученическую смерть и стал святым, почитаемым в православном мире. В честь этого святого редко называли храмы, зато копье, пронзившее ребра Спасителя, почиталось как орудие Страстей Христовых. Лонгин коснулся им сердца Христа. И своего сердца тоже.

Мы не знаем, как сложится жизнь у людей, похитивших образ Николая Угодника. Вдруг кто-то из них попадет в наш храм, услышит чудесную историю возвращения похищенной иконы, увидит это изображение и себя в нем узнает. И придет к покаянию, и жизнь свою исправит. У Бога все сложно и просто одновременно, Промысл Его нам неизвестен. Мы же не станем ожесточать свои сердца против этих злоумышленников, а будем молиться, чтобы Господь простил их и дал им покаяние.

«Батюшка, простите»

Информационный резонанс имела другая история с похищением иконы из Свято-Ильинского храма Покровской епархии. Эта криминальная история случилась десять лет назад, но настоятель храма священник Виктор Лузган помнит ее до мельчайших подробностей.

– Началось все с того, что уборщицей в наш храм устроилась женщина – родственница преступников, как потом выяснилось. Ее подослали, чтобы все разведать и найти подходящее время для кражи. Как раз тогда на две недели для профилактики была отключена сигнализация, этим и воспользовались грабители.

Женщина привела своего брата и племянника, имевших уже несколько судимостей, в храм и оставила их на ночь. Злоумышленники метались по храму, как бесноватые, разбили витрину, забрали ювелирные изделия, сгребли сосуды с жертвенника. Они думали, что в храме все из чистого золота. Прихватив икону благоверного князя Александра Невского и на радостях выпив бутылку кагора, бандиты спокойно вышли из храма через боковую дверь, которая запиралась тогда только изнутри.

Икона святого когда-то находилась в саратовском храме в честь иконы Божией Матери «Утоли моя печали». Когда началась его реконструкция, то все старые иконы убрали, храм расписывали заново в едином стиле. Я тогда только начинал строительство церкви в Летном Городке и попросил у настоятеля игумена Нектария (Морозова) передать нам несколько икон. Так икона благоверного Александра Невского и попала на нашу Покровскую землю.

Образ этот необычный – святой изображен в полный рост в княжеском облачении, но в руке он держит не меч, а колосья пшеницы. Икона старинная, очень тяжелая, она и привела стражей порядка к грабителям. Воры ее уронили, икона раскололась надвое, и потому продать ее грабители не смогли. После кражи прошло несколько недель. Проводя очередной рейд по злачным местам, где-то на свалке в будке, где скрывались грабители, милиционеры и обнаружили нашу икону.

Когда отдали ее на реставрацию, специалисты определили возраст иконы – более 100 лет! Ценность святыни сразу возросла, и преступники, уже не раз судимые, вновь попали за решетку и получили большие сроки лишения свободы.

Один из них уже после суда из тюрьмы написал мне покаянное письмо: «Батюшка, простите»! Я ничего ему не ответил, но по-христиански зла этим людям не желаю. Если Христос молился с Креста за Своих распинателей, то мы тем более должны прощать грешников и желать им перемены ума и спасения.

 

Ольга Стрелкова
Поделиться в: