По благословению Епископа Покровского и Николаевского Пахомия

Православное заволжье

Официальный сайт Покровской Епархии

Русская Православная Церковь Московского Патриархата

Дивный тайновидец Иоанн

Кроме великих проповеднических трудов, святой апостол Иоанн прославился как автор четвертого Евангелия, трех Посланий и книги «Откровения» (Апокалипсис). Несмотря на отсутствие у апостола образования, написанные им труды отличаются исключительной глубиной и мудростью.


За свое Евангелие апостол Иоанн был назван Богословом, а его символом стал орел: подобно тому, как орел высоко парит в небесах, Иоанн в своем Евангелии поднимается до самых высоких духовных истин. Так как апостол Иоанн стал четвертым евангелистом, его задачей было восполнить предыдущие тексты и подробнее написать о том, что в других Евангелиях освещено не было.

Одно из побуждений, которым руководствовался апостол Иоанн, составляя свое Евангелие, — доказать, что Иисус Христос действительно был Сыном Божиим. Не случайно оно начинается с определения Иисуса Христа: В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог (Ин. 1, 1). Вовсе не о литературном слове говорит здесь апостол (как порой кажется нашим современникам), но — о Христе, воплотившемся Боге-Слове, жившем среди людей, умершем на Кресте за наши грехи и Своим Воскресением открывшем человечеству путь к жизни вечной.

Апостола Иоанна называют апостолом любви. Прочтя три его послания, нетрудно понять почему: один из главных вопросов для их автора — что такое любовь. Сейчас это слово воспринимается людьми неверно, неглубоко. И часто бывает так, что любовь наша — это всего лишь переодетый эгоизм. Любовь в посланиях апостола Иоанна — это не страсть, не абстрактное чувство, а жертвенность и, в первую очередь, отношения между человеком и Богом. Любовь же состоит в том, чтобы мы поступали по заповедям Его (2 Ин. 1, 6).

Жизнь по заповедям — естественное поведение человека, который с любовью относится к тем, кто его окружает. По мнению святого Иоанна, у человека есть два пути: либо грешить и в этом уподобляться диаволу, либо не грешить, любить и таким образом становиться подобным Богу. Среднего, неопределенного состояния быть не может. Может быть, сначала это будет непросто, но зато в день Страшного Суда человек не будет осужден и окажется в числе праведников.

Апостол Иоанн пишет и о любви Бога к людям. Прежде всего, она выражается в жертве, принесенной Им за человеческие грехи. Чтобы ответить на эту Божественную любовь, человек должен полюбить людей, которые живут рядом с ним.

Иоанн Богослов — человек, предсказавший судьбу мира. Ему единственному открылось будущее человечества, и он зашифровал увиденное в Откровении (Апокалипсисе) — самой загадочной и неоднозначной из пророческих книг. Постичь глубокий смысл этой книги непросто. Произведение написано таинственным языком символов. Это единственная пророческая книга в Новом Завете. И если книги ветхозаветных пророков читают в Церкви как предсказание о пришествии Христа, Апокалипсис за богослужением не читается никогда. Над символами Апокалипсиса люди размышляют веками, и все же его смысл полностью откроется лишь во время Второго Пришествия Христова.

Блаженный Феофилакт Болгарский писал о святом апостоле: «Иоанн был незлобивее, проще и кротче всех и за это был любим». Может быть, и мы, если постараемся хоть немного подражать этому удивительному апостолу любви, удостоимся чести стать друзьями Христа и Его верными последователями.

 

Наталья Комиссарова
Оставить комментарий
Поделиться в: