Православное заволжье

Официальный сайт Покровской епархии

Русская Православная Церковь Московского Патриархата

Десять лет спустя

Десять лет прошло с тех пор, как на заседании Священного Синода было принято историческое и судьбоносное для многих жителей православного Заволжья решение. 5 октября 2011 года образована путем выделения из состава Саратовской епархии наша Покровская епархия. Десять лет для епархии – возраст младенческий, но для людей, которые трудятся здесь и молятся о ее развитии, – это целая веха в судьбе. И в первую очередь для ее архипастыря – епископа Покровского и Николаевского Пахомия.

Крест и позлащенные ризы

«Позлащенные праздничные ризы, по традиции приличествующие твоему сану, будут блеском своим скрывать от мира тяжесть архиерейского служения. Эту тяжесть сможешь почувствовать только ты, и никто другой, ибо никому другому не дано будет нести твой личный архипастырский крест. Символом этого крестоношения является архиерейский омофор, являющий образ заблудшей овцы... По примеру Небесного Пастыреначальника, потерявшуюся овцу отыщи, угнанную возврати, пораненную перевяжи, больную укрепи (см.: Иез. 34, 15–16)», – с такими словами 19 декабря 2011 года Патриарх Московский и всея Руси Кирилл обратился к епископу Пахомию.

«Революция, гражданская война, репрессии, голод не обошли стороной наш край, – скажет владыка в одном из интервью чуть позже. – “Благодаря” советскому режиму Саратовское Заволжье лишилось значительной части населения, традиций, в том числе и церковных. Отсутствие глубокой церковной среды – и особенность, и большая проблема нашей епархии. Мои предшественники (архиереи Саратовской епархии) – архиепископ Пимен, архиепископ Александр, митрополит Лонгин – проделали колоссальную работу, чтобы сегодня мы могли продолжать их дело, а не начинать его с нуля».

А сегодня, десять лет спустя, на вопрос: «Ваше служение – это крест, радость, исполнение долга?» – владыка с улыбкой отвечает:

– Всего хватает. Были за эти десять лет и скорби, и переживания, и проблемы. Но радости было больше. На богослужении архиерея облачают в красивые облачения. Люди со стороны смотрят на жизнь Церкви, и кажется им, что все здесь празднично, легко и просто. Это, конечно, не так. На самом деле, есть масса трудностей, проблем, которые приходится решать. За внешним блеском скрываются тяжелые рабочие будни многих людей. Но это ведь и любой профессии касается, любой семьи, любого человека.

Радости больше

Что же помогает архипастырю с этим грузом справляться? Часто ли вспоминает он святоотеческий принцип «упал, встал, пошел»? Владыка рассказывает о духовном общении с ныне покойным насельником Троице-Сергиевой Лавры. Схиархимандрит Михаил (Балаев) прошел войну, после пришел в Лавру, чтобы посвятить Богу десятилетия своей жизни. Оттого и духом был тверд и бодр. «Поменьше на трудности и проблемы внимания обращай. Ну немного погрустил и все. За работу принимайся. Дело надо делать, а Бог поможет – и силы даст, и возможности», – говорил батюшка.

«Когда ты за что-то отвечаешь, надо больше себя забывать и делать дело, тогда результат будет, – размышляет епископ Пахомий. – Когда понимаешь, что перед тобой поставлены задачи, что у тебя есть долг, это помогает, в том числе в личном развитии. Но, кроме того, это ведь интересно очень – созидать церковную жизнь, делать что-то доброе.

Епархиальная жизнь – это колоссальная работа, которую выполняет огромный коллектив людей. Это и духовенство, и сотрудники епархии. За каждым священником – его семья – малая Церковь – и большая семья – приход, община. В каждом большом коллективе есть и трудности, и радости».

Так что же самое трудное в архипастырском служении? Люди, смотрящие на него со стороны, оценивают по-разному. Кто-то думает, что управлять епархией – легко, кто-то – совершенно непосильно. Владыка Пахомий отвечает просто: «Самое трудное – видеть неудачи в церковной жизни. Когда мне как руководителю приходится наказывать подчиненных, запрещать в служении пастырей. Церковь – это люди, а работа с людьми – прекрасна и сложна одновременно. Тебе какие-то вещи кажутся очевидными, а человек думает иначе. Не слышит тебя, не понимает».

Как часто сегодня в адрес Церкви, священнослужителей звучат упреки, «основанные на реальных событиях». Но разве можно удивить архиерея, который по долгу службы о проблемах знает намного больше? При этом имеет мужество радоваться и говорить, что хорошего, доброго намного больше. Только вот кричать об этом не принято. Может, и зря.

«Радует, когда твои ученики – юноши, которых ты начинал воспитывать в воскресной школе, создают семьи, становятся пастырями. Когда ты видишь, как на твоих глазах рождается приход, община. А ведь любой приход – это тоже семья. Когда создаются семьи, а ты этих молодоженов помнишь еще маленькими детками. Все происходит на твоих глазах – это ли не счастье? Пастыри – счастливые люди, у нас есть возможность видеть то, что сокрыто от глаз многих людей. Я за это благодарен Богу, священникам, единомышленникам», – делится владыка.

Трудности, боль кричат о себе на весь свет. Процесс созидания гораздо молчаливее. «Любой человек хочет увидеть плоды своих трудов и порадоваться им. Но в нашем деле результат приходит не сразу, ты можешь его и вовсе не увидеть. Это работа на перспективу», – с этими словами архипастыря согласятся многие священники и труженики-миряне.

Епархия – это…

«Прежде всего, те, кто несет здесь свой крест, приносит Богу труд, – не задумываясь отвечает епископ Пахомий. – Это и люди, открывающие для себя веру, церковную жизнь, богослужение. За десять лет я увидел в Церкви много новых людей. И в кафедральном городе, и во всех других городах и селах. В нашей епархии не так много храмов, но много километров. Много населенных пунктов, где вообще никогда храма не было или где храмы были разрушены до основания.

Когда ты видишь, как в селе, в котором и жизнь-то еле теплится, появляется храм, община, сердце переполняет радость. Вокруг пастыря, которого туда направил, собираются люди. Еще вчера они вообще о Церкви ничего не знали, а через некоторое время сами становятся ее защитниками и проповедниками веры. Учатся молиться, приводят в храм детей и внуков. Видишь, как преображаются их сердца».

А меняется ли сам архиерей? На этот каверзный вопрос он отвечает с улыбкой: «Не мне судить. Хотелось бы, чтобы менялся и обязательно в лучшую сторону. Думаю, за эти годы, конечно, изменился, многое в жизни переоценил, приобрел опыт. Неизменными должны оставаться наши вера, убеждения, принципы. А на первом месте должна быть любовь».

***

«Каждому времени Господь дает свой подвиг и свой крест. Прошли годы открытых гонений на Церковь, когда подвигом было даже просто открыто назвать себя христианином. Подвиг нашего времени – не просто носить имя христианина, но и открыто, не смущаясь свидетельствовать о своей вере, свидетельствовать, прежде всего, делами любви и милосердия», – это цитата из послания епископа Пахомия к пастве при вступлении на Покровскую кафедру. Но эти же слова наш архипастырь мог бы сказать сегодня, завтра, спустя десять лет. Ведь цель эта на десятилетия и даже на века, если Господь подарит их Своей Церкви. А пока мы начинаем второе десятилетие, и дай нам Бог помощи на этом пути. 

 

Марина Шмелева
Оставить комментарий
Поделиться в: