Православное заволжье

Официальный сайт Покровской епархии

Русская Православная Церковь Московского Патриархата

Богородичные образы

Сегодня мы продолжаем рубрику, рассказывающую о коллекции древнерусской живописи Третьяковской галереи, которая по праву считается одним из лучших собраний икон в мире. И наш сегодняшний рассказ — о Владимирской иконе Божией Матери, к которой в отличие от остальных экспонатов всегда можно приложиться, и об иконе Божией Матери «Великая Панагия» («Оранта»).

Владимирская икона Божией Матери

Согласно преданию, Владимирская икона написана святым апостолом и евангелистом Лукой еще при жизни Богородицы на доске стола, за которым совершало трапезу Святое Семейство. Причем авторство святого евангелиста Луки здесь нужно понимать в том смысле, что икона эта является списком с иконы, писанной когда-то евангелистом.

Владимирская икона Божией Матери оставалась в Иерусалиме до 450 года. При императоре Феодосии Младшем ее перенесли в Константинополь. На Русь икона попала из Византии в начале XII века (около 1131 года) как подарок Юрию Долгорукому от патриарха Константинопольского Луки Хрисоверга. Сначала Владимирская икона находилась в женском Богородичном монастыре Вышгорода, недалеко от Киева. А затем сын Юрия Долгорукова — благоверный князь Андрей Боголюбский — забрал икону Богоматери и перевез во Владимир (по которому она и получила нынешнее наименование).

Во время нашествия Тамерлана при Василии I в 1395 году чтимая икона была перенесена в Москву для защиты города от завоевателя. На месте «сретения» (встречи) москвичами Владимирской иконы был основан Сретенский монастырь, действующий и в наши дни.

В 1480 году Владимирская икона Божией Матери была перенесена на постоянное хранение в Московский Успенский собор. Во Владимире же остался точный, так называемый запасной, список с иконы, написанный преподобным Андреем Рублевым. В 1918 году Успенский собор в Кремле закрыли, а чудотворный образ перенесли в Государственную Третьяковскую галерею. 8 сентября 1999 года чудотворная икона была перенесена из Третьяковской галереи в храм святителя Николая в Толмачах, соединенный с музеем небольшим коридором, где образ находится и по сей день.

На иконе Пресвятая Богородица прижимает к Себе сидящего на Ее правой руке Сына. Подняв округлое лицо, Он припал к щеке склонившейся Матери и обнял Ее за шею. Правая рука Младенца Иисуса протянута вперед и касается плеча Богоматери. Левая нога Младенца согнута так, что видна подошва ступни (эта деталь стала непременным атрибутом иконографии Владимирской иконы Богоматери с XV века).

Владимирская икона, по данным реставрационных работ 1918 года, была записана четыре раза: в первой половине XIII века, после Батыева разорения; в начале XV века; в 1514 году, во время работ по украшению московского Успенского собора, и, наконец, в 1896 году реставраторами О. С. Чириковым и М. И. Дикаревым. Лики, в отличие от остальных частей иконы, были записаны без наложения нового слоя левкаса, непосредственно поверх старой олифы, что способствовало их сохранности.

К древнейшей живописи относится изображение лика Богородицы и Младенца Христа, часть синего чепца и каймы мафория с золотым ассистом, часть охряного с золотым ассистом хитона Младенца с рукавом до локтя и виднеющимся из-под него прозрачным краем рубашки, кисть левой и часть правой руки младенца, а также остатки золотого фона с фрагментами надписи: «МР..У».

Лик Богородицы выполнен прозрачной розоватой охрой. Едва проступающий темный румянец сливается со всей цветовой гаммой. Богатые разнообразными оттенками прозрачные слои красной краски лежат на щеках, лбу, веках, бровях, вдоль носа и на подбородке. Глаза светло-коричневые, с красной слезницей. Губы написаны киноварью трех оттенков.

Лик Младенца выполнен также охрой, но с добавлением белил. Красноватые прозрачные тона округляют овал его лица, щеку и подбородок. На кончике носа и на губах положены мазки темной киновари, отмечающей также слезницы. Более светлая, чем у Матери, цветовая гамма передает детскую белизну кожи лица, маленькой кисти левой руки и части правой руки, лежащей поверх темной материнской одежды. Глаза Иисуса исполнены коричневыми и зелеными тонами. Над выпуклым лбом сохранились светло-каштановые волосы.

Престол Уготованный с орудиями Страстей Христовых.jpgНа оборотной стороне иконы написан престол уготованный с орудиями Страстей Христовых. На престоле изображены синие гвозди, книга с синим обрезом и золотой, украшенной жемчугом и драгоценными камнями крышкой, а также охряной терновый венец. Белый голубь с золотым нимбом и красными лапками стоит на книге. Над престолом возвышается оливково-зеленый в два тона крест, копье с синим острием и трость.

Престол на обороте Владимирской иконы по рисунку, колориту и орнаментации схож с изображением престола в «Раздаянии вина» из праздничного ряда иконостаса Троицкого собора Троице-Сергиевой Лавры, связанного с последним этапом творчества преподобного Андрея Рублева.

Богоматерь «Великая Панагия» («Оранта»)

Богоматерь Великая Панагия.jpgСоздание этого образа, по мнению искусствоведов, относится к первой трети XIII века. Иконография, получившая известность под названием «Оранты», являлась одним из распространенных константинопольских типов Марии Влахернитиссы (римское изображение Богоматери IV века). В Древней Руси такое изображение называлось «Богородица Воплощение» — оно передает одно из глубочайших откровений: рождение Бога во плоти. В основе иконографической схемы лежат два текста: из Ветхого Завета — пророчество Исайи: Итак сам Господь даст вам знамение: се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут Ему имя: Эммануил (Ис. 7, 14) и из Нового Завета — слова Архангела Гавриила: Дух Святой найдет на Тебя и сила Всевышнего осенит Тебя, посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим (Лк. 1, 35).

В композицию иконы включена не часто встречающаяся деталь, которая раскрывает литургический аспект этого образа. Это орлец — коврик под ногами Марии, какие используют в архиерейском богослужении. Богоматерь стоит на орлеце как на облаке и предстоит Богу за весь род человеческий.

В верхних углах иконы расположены Архангелы в крещатых омофорах, с зерцалами в руках. Богоматерь до пояса строго фронтальна, что в сочетании с круглящимися полами мафория придает Ее фигуре своеобразную статичность. Ноги Богоматери, подчеркнутые изломами складок, смещены вправо, сообщая композиции скрытое движение. Этому же служит и то, что взор Богоматери слегка раскосый, а Архангелы в кругах (в особенности правый) смещены в сторону от продольной оси; они как бы откинулись назад. На лбу и плечах Богоматери — золотые фибулы-квадрифолии с жемчужинами.

В покрытых золотом одеждах Еммануила и Архангелов чередуются киноварные оранжевого оттенка, белые, коричневые и темно-зеленые краски. Фон без позема и поля золотые. На фоне уцелели фрагменты киноварных надписей.

Икона выполнена на липовой доске. От древних набивных шпонок сохранились на обороте следы — отверстия для деревянных гвоздей. Образ был обнаружен в 1919 году в «рухлядной» (кладовой) Спасского монастыря в Ярославле.

Христина Добрынина

При подготовке материала использовалось Собрание древнерусской живописи

Государственной Третьяковской галереи под ред. Антоновой В. И. и Мнева Н. Е.


Словарь иконописца

А́ссист (лат. assist — «присутствующий») — в иконописи штрихи из сусального золота или серебра на складках одежд, перьях, крыльях Ангелов, на скамьях, столах, престолах, куполах, символизируют присутствие Божественного света.

Еммануил (ивр. עמנואל‎ — «с нами Бог») — иконографический тип, представляющий Христа в отроческом возрасте.

Квадрифолий — орнамент в виде креста, вписанного в квадрат.

Левкас (от греч. leukós — белый), название грунта в русской средневековой живописи. После XVII в. это название сохранилось в иконописи за традиционным для русской иконы грунтом в виде порошкообразного мела, размешанного на животном или рыбьем клею.

Мафорий (греч.) — верхняя одежда; длинное женское покрывало, спускающееся с головы до пят.

Санкирь — в иконописи темный, оливковый или коричневый тон, поверх которого клались остальные, более светлые слои в живописи лица, рук и других открытых частей тела

Фибула — металлическая застежка для одежды.

 

Паломнику

Адрес храма во имя святителя Николая в Толмачах: г. Москва, Малый Толмачевский переулок, д. 9 (вход через здание Третьяковской галереи, расположенное слева от здания храма). Станции метро «Третьяковская» или «Полянка».

 

Теги: иконы Богородицы, Владимирская икона Божией Матери.
Оставить комментарий
Поделиться в: