Православное заволжье

Официальный сайт Покровской епархии

Русская Православная Церковь Московского Патриархата

Избежать нельзя — бороться

Грехи находят выход в самых простых, настолько банальных и бытовых вещах, что признаться стыдно, и неизбежно приносят много бед и грешащему человеку, и его ближним. Сегодня поговорим с благочинным Краснокутского округа протоиереем Александром Писларем о грехе зависти, его проявлениях, последствиях и, конечно, способах духовной самообороны.


— Отец Александр, скажите, что такое зависть?

— Завистью обычно называют огорчение человека из-за успеха и благополучия окружающих. Проще говоря, человеку, одержимому грехом зависти, плохо, когда другим хорошо.

— Корнем и началом зависти называют гордость. В то же время святые отцы пишут, что диавол пал от зависти и нас низлагает с собою той же страстью. Священное Писание тоже говорит: завистью диавола вошла в мир смерть (Прем. 2, 24). Так какой же грех является корнем всех остальных — гордость или зависть?

— Святитель Тихон Задонский говорил, что корнем и началом зависти является гордость. Это так. Гордец не терпит того, кто равен ему или превосходит его в чем-либо, потому и завидует. Именно гордость порождает в человеке ненависть к объекту зависти, заставляет скрывать истинные чувства и толкает на страшные поступки.

— Зависть называют порчей жизни, поруганием природы, враждой против Бога и Его воли, приравнивают к убийству и богоубийству. Почему?

— Вся священная история наполнена примерами того, как зависть приводит сначала к ненависти, а потом и к убийству. Каин воспылал ревностью, завистью к своему брату Авелю и убил его, пролив первую кровь на земле. Исав также из зависти хотел погубить своего брата Иакова. Даже царь Саул позавидовал воинской славе Давида и строил планы о его убийстве. Завистливые братья Иосифа, изначально собиравшиеся убить его и лишь в последний момент по Промыслу Божиему оставившие этот умысел, решили продать своего родственника в рабство.

Что касается богоубийства, то здесь мы подходим к тайне боговоплощения, тайне искупления греха рода человеческого крестной смертью Иисуса Христа. Господа тоже распяли из зависти. Фарисеи, зная закон Божий, видя дела Христа, не могли ничего противопоставить Его правде и поэтому, будучи одержимы грехом, осудили на смерть.

Стоит отдельно сказать, какие вообще бывают последствия укоренения зависти в человеке. Следствием развития этого греха является постепенное разрушение веры и потеря богообщения. Святитель Василий Великий справедливо назвал зависть враждой против Бога, потому как она нарушает связь человека с Ним и приводит к полной утрате веры. А христианская вера учит, что каждый одарен Богом с преизбытком и каждому дано все необходимое для спасения и достижения богоподобия. Если человек тверд в вере, он всегда об этом помнит и старается пресекать греховные движения души. Если же нет, то просто отвергает мысль о том, что Господь дарует все необходимые блага.

— Вследствие чего в сердце человека появляется зависть?

— В данном вопросе нужно исходить из того, что гордость есть главное проявление греховной поврежденности человека. Этот грех — основа всех прочих. Соответственно, зависть тоже присуща всем людям. С ней нужно бороться, как и с любым грехом. Только от нашего выбора зависит дальнейшее развитие событий: зависть или полностью овладеет нами, или оставит. Когда же мы говорим о совершенном оставлении греха, то касаемся понятия святости. Зависть, как и гордость, самолюбие, осуждение, нам приходится преодолевать в течение всей жизни. Ослабляют действие грехов дары Святого Духа, среди которых самый главный — любовь. Именно любовь способна вытеснить из нашего сердца все дурное.

— Во многих случаях поводом для зависти служат самые банальные и бытовые вещи. Почему?

foto_6_1.jpg— Причины для зависти, действительно, бывают незначительны. Вышеупомянутые примеры из священной истории как раз указывают на то, что зависть изначально коренится в душе человека, а повод рано или поздно находится сам собой. И, обратите внимание, этот грех настолько поглощает человека, что тот готов идти против самых близких и родных людей.

— Нередко говорят: человек сам виноват в том, что ему завидуют. Так ли это?

— Снова следует вспомнить, что гордость есть в каждом человеке и как следствие проявляется в конкретных наших поступках. Одно из проявлений гордости — стремление быть лучше других людей в разных сферах жизни. Если человек специально выставляет напоказ свои успехи, то ему, конечно, могут позавидовать. И в этом будет его вина. Однако это ни в коем случае не оправдывает завистника. Одержимый завистью должен искать истоки этого чувства не в окружающих, а в самом себе. В данном случае каждый будет давать ответ за свои поступки.

— Как же быть, если человек добивается успеха из хороших побуждений или вовсе случайно?

— Никому в этой жизни не удастся избежать зависти недругов. Как бы человек ни жил, как бы ни был близок к святости, он все равно станет объектом зависти. Об этом известно из жития святых. Наверное, лучше задаться вопросом, что делать человеку, ставшему объектом зависти? Во-первых, нужно быть скромным и не гордиться успехами, во-вторых, не забывать о таких добродетелях, как терпение, прощение обид, молитва за обидчиков и завистников, в-третьих, верить во всесильное действие Промысла Божиего, оберегающего в любых опасностях. Проданный в рабство Иосиф должен был погибнуть, но Господь спас его, возвысил и сделал спасителем своих братьев. Так и мы, когда сталкиваемся с завистью, не должны иметь малодушного страха, но помнить, что Бог всегда защитит и покроет нас.

— Что посоветуете делать человеку, который понимает, что его одолевает зависть?

— Святитель Иоанн Златоуст дал прекрасное наставление тем, кто подвержен этой страсти. Суть заключается в следующем: человек, видя в себе проявления греховного чувства, должен укорять себя, понимать, что это тяжкий грех, врачующийся покаянием. Впрочем, эти советы касаются борьбы с любым другим грехом. Есть Таинство исповеди, и в нем силой Святого Духа искореняется любой грех, любая страсть.

Есть еще один практический совет. Преподобный Амвросий Оптинский рекомендовал всякому, страдающему грехом зависти, воздерживаться от публичного осуждения того, кому он завидует. Совет основан на том, что одержимый завистью, как правило, вынужден это скрывать и таким образом показывать лицемерное уважение и даже любовь. Гордость удерживает от публичного проявления зависти, потому что проявить зависть — значит признать свою несостоятельность. Однако истинные чувства открываются, когда объекта зависти нет рядом. Завистник злословит его, чтобы утолить огонь греха. Если же воздерживаться от злословия, то зависть со временем уйдет из сердца.

— Каждый, наверное, слышал о «черной» и «белой» зависти. «Черная» — отрицательное явление, а «белая» — вроде как и положительное. Возможно ли такое на самом деле?

— Разумеется, такое разделение однозначно греховного чувства содержит лукавство. У святых отцов мы нигде не встретим подобной градации. Возможно, в современном, нерелигиозном понимании белой завистью называют состояние, при котором завидующий себя более или менее контролирует, а черной завистью считают состояние человека, уже являющегося рабом страсти. Как бы там ни было, зависть — грех. А грех подобен смертельной болезни, ведущей к одному исходу. Нельзя делить зависть на «черную» и «белую», успокаиваясь тем, что второй вариант духовной болезни является доброкачественным. Всегда в любом виде зависть нужно отсекать и бороться с ней.

— Среди людей, особенно в социальных сетях, можно увидеть незаурядных личностей, занятых иногда действительно интересным и даже полезным делом. Но вот мотивация, которую они не то что не скрывают, а, наоборот, афишируют, такова: «Чтобы другие завидовали». Отец Александр, как Вы думаете, почему некоторые хотят, чтобы им завидовали?

— Это не что иное, как проявление и действие греха в мире. Так было всегда. Если человек утрачивает добродетель, то ее место неизбежно занимает грех. Далее, если человек или общество с этим грехом уживается, то, соответственно, перестает воспринимать его, как грех.

Желание людей обрести сиюминутную славу и стать объектами зависти говорит только о том, что общество считает этот грех нормой жизни. Последствия подобного процесса страшны. Вспомним хотя бы об участи библейских городов Содома и Гоморры. Еще это говорит о том, что люди сами мучимы завистью. Не понимая причин духовной болезни, не желая прибегать к покаянию, меняться и стремиться к святости, они пытаются стать объектами зависти и тем самым заглушить свои внутренние страдания.

— Зависть — двигатель прогресса. Да, встречаются и такие суждения. Позавидовал богатому, талантливому и т. д. и каким-то образом (трудом или обманом) добился похожего, а может, и большего. Может ли зависть послужить стимулом к развитию?

— Высшая ценность — человеческая личность, созданная по образу Божию и призванная достигнуть богоподобия. Что могут дать ей подобные мотивы? Допустим, движимый завистью достиг каких-то целей: богатства, власти, успеха. Но, как жизнь это подтверждает, внутреннего, духовного удовлетворения и покоя, которые входят в понятие счастья, он не обрел. Человек напряжен, потому что постоянно чует опасность — кто-то окажется лучше, достигнет большего. Он понимает, что не сможет всю жизнь держаться на одном уровне, так как жизнь преходяща. Обычно человек осознает это раньше, чем достигает намеченных целей, и потому его уделом становятся глубокие страдания от мысли, что жизнь прошла зря.

— Отец Александр, скажите, можно ли воспитать ребенка независтливым человеком?

Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится… (Кор. 13, 4–7). Единственный правильный способ преодолеть духовные болезни — наполнить душу благодатью Святого Духа. Это касается и детей, и взрослых. Дети зависят от родителей, которые воспитывают их как внешне, так и духовно. Борьба со страстями лежит именно в духовной плоскости. Если мы будем учить детей жить в соответствии с христианской верой, то в их душах не будет места для таких страстей и грехов.

Беседовала Дарья Хохлова

 

Дарья Хохлова
Оставить комментарий
Поделиться в: