Православное заволжье

Официальный сайт Покровской епархии

Русская Православная Церковь Московского Патриархата

«Я не стыжусь благовествования Христова»

Как мы поступаем, если возникает необходимость признаться окружающим в своей вере, рассказать о Божьем замысле относительно нашего мира, о праведном суде Божьем, которого не минует никто? Возможно, что апостол Павел имел в виду именно такую ситуацию, когда обращался в одном из своих Посланий к Римлянам со словами: «Ибо я не стыжусь благовествования Христова, потому что оно есть сила Божия ко спасению всякому верующему…» (Рим. 1, 16). Его Послания, как и письма других апостолов к своим ученикам, к разным церковным общинам, занимают почти половину Нового Завета и очень ценны для Церкви. Как создавались эти Послания, какие вопросы в них затрагивались, зачем мы их изучаем? Об этом мы беседуем с клириком Свято-Троицкого кафедрального собора г.Покровска (Энгельса) священником Георгием Шматко.

– Отец Георгий, две тысячи лет назад были написаны все книги Нового Завета, в том числе и апостольские Послания. Чем они важны для современных христиан, почему эти тексты звучат постоянно на богослужениях?

– На долю первых апостолов выпала величайшая миссионерская задача. Горстка учеников, последователей Христа, превратилась во Вселенскую Церковь. И это чудо было совершено первоапостолами, получившими от Бога особый дар – созидать Церковь Христову. Распространяя учение Христово и создавая первые христианские общины, апостолы внимательно следили за их развитием, посылали в эти общины свои назидательные письма. Ведь христианство только нарождалось, и люди нуждались в апостольских поучениях. Поводом для написания были, прежде всего, забота и беспокойство о духовном благополучии первых христиан. Письменные послания укрепляли в первых христианах веру, предостерегали от лжеучителей, языческих предрассудков или собственных заблуждений.

Природа человеческая не сильно изменилась с тех пор. Еще царь Давид писал, что всяк человек ложь (Пс. 115, 2). И спустя тысячелетия люди совершают те же поступки, страдают от тех же грехов и страстей, мучаются теми же проблемами, что и в апостольские времена. Поэтому Послания апостолов сегодня актуальны так же, как и на заре христианской жизни. Особенно ценны для нас Послания апостола Павла. Святитель Иоанн Златоуст сравнивал их с неиссякаемыми источниками, которые становятся только полнее, чем больше мы из них пьем.

– Поясните, отец Георгий, почему при чтении «Апостола» чтец идет «в народ», встает в середине храма, а священник в алтаре садится?

– Потому что прежде чем Сам Господь обращался к людям с учением о Царстве Божием, Он послал Своих учеников с проповедью в народ. Во время Литургии, а она чрезвычайно символична, происходит то же самое. Сначала в храме читают книгу «Апостол», а потом звучит Слово Божие – Евангелие. Священник во время чтения апостольских Посланий или Деяний сидит, потому что на нем почивают те же дары, что и на апостолах. Между ними Церковью установлено иерархическое равенство. Священник имеет такое же право на проповедь, как его имели две тысячи лет назад апостолы.

– Судя по количеству Посланий, Павел, которому принадлежит 14 писем, среди всех апостолов – самый великий труженик. Какая необходимость была в этих эпистолярных творениях, ведь он много путешествовал, лично общался со многими людьми?

– Жизнь апостола Павла вообще чрезвычайно удивительна. Может ли человек так внезапно поменять судьбу, как это сделал он? Простой человек не может, а Павел был избранным. Злейший враг христиан, услышав призыв Господа, в одночасье становится самым ревностным защитником веры Христовой! В отличие от других апостолов, Павел был образованным человеком. Он и стал гонителем христиан, потому что хорошо знал Священное Писание, горячо верил в Бога и считал христиан Его хулителями. Он был готов по закону побивать их камнями и даже участвовал в избиении первого мученика за Христа – архидиакона Стефана. А потом в разных частях древнего мира создавал христианские церкви, стал настоящим пастырем, тружеником Христовым.

В его путешествиях им руководил Дух Святой, который в ведениях указывал апостолу, где следует создавать церковь. И было в нем необычайное горение, дерзновение, в хорошем смысле этого слова. Христианство только нарождалось, оно нуждалось в назиданиях, в наставнике. Это сегодня в храме можно обратиться к любому священнослужителю и получить ответ. Да и других возможностей получить информацию у современного человека множество. А тогда – только он и его паства, которую нужно постоянно было укреплять в вере, следить за развитием христианских общин, чтобы не сбились с дороги. Поэтому апостол неустанно увещевает братьев, благовествует и Еллинам и варварам, мудрецам и невеждам (Рим. 1, 14). Он поучает их в своих Посланиях, потом сам едет к ним, потом снова шлет Послания. Пастырские письма наполнены беспокойством за духовное благополучие христиан, они передавались из одной церкви в другую, читались на богослужениях и становились на многие века нетленными сокровищами для христиан.

– Известно, что несколько Посланий были написаны апостолом Павлом в тюрьме. Оказавшись в узах, он преисполнен все той же решимостью проповедовать христианство, все так же бесстрашен. Обычному человеку трудно такое понять.

– А он и не был обычным человеком. Трудились многие, запомнились единицы, величайшим стал один – апостол Павел. Гонимый, преследуемый властями, в любую минуту готовый расстаться с жизнью, он неустанно продолжал вразумлять и наставлять своих соотечественников, даже находясь в заточении. Ради того, чтобы привести людей к святой жизни, Павел готов был, как и Христос, принести себя в жертву. В его Посланиях нет никакой фальши, все настоящее, идущее от горячего, любящего сердца. Он писал Галатам: И уже не я живу, но живет во мне Христос (Гал. 2, 20.) Поразительные строки!

– Интересно, что Павел – единственный из апостолов, кто пишет в своих Посланиях о Евхаристии, хотя он как раз и не присутствовал на Тайной Вечере. Очень много внимания служитель Христов уделяет и семейным отношениям, хотя семью, как известно, не имел! Как такое возможно?

– Да, он не был с апостолами, когда Христос, преломив хлеб, сказал ученикам: Приимите, ядите; сие есть тело Мое… (Мк. 14, 22). Но он очень хорошо почувствовал важность единения с Христом, и это единение могло быть только в Евхаристии. Апостол Павел и возглавил первые Евхаристии в первых христианских общинах.

Ратуя за семью, он прежде всего заботился о своей пастве, чтобы люди не впадали в грех, чтобы предостеречь их от блуда, кровосмешения. Господь в заповедях не говорит конкретно о семье, а Павел пишет об этом подробно, и в Таинстве Венчания читается отрывок из его Послания к Ефесянам: Так каждый из вас да любит свою жену, как самого себя; а жена да боится своего мужа (Еф. 5, 33). Хотя сам он и не стремился создать семью, считая, что в его важном и крайне опасном деле лучше быть одному, но знал, как важна для иудеев семья.

– Апостолу Павлу принадлежат знаменитые часто цитируемые строки из Послания к Коринфянам, которые называют «гимном любви». По своей мощи, силе и правде, заключенных в каждом слове, чрезвычайной поэтичности, они действительно непревзойденны. О какой любви говорит апостол, к кому или к чему?

– Любовь – основное свойство Божие. Как говорит Иоанн Богослов: «Бог есть любовь». И апостол Павел в Послании к Коринфянам говорит о любви как о некой христианской цели. Он, по сути, раскрывает свойства Божественной любви, которая «все покрывает» и все прощает. Мы видим, как Господь себя раздает в таинствах, как Он распинается за нас, как Он умаляется за нас. Сам Создатель умаляется до Своего создания, терпит от него поношения, плевки и унижения. Нам бывает трудно потерпеть от родного человека, от мужа или жены, а Господь терпит от всего человечества, ради его спасения идет на позорную смерть. Вот об этой любви и говорит апостол Павел! Эту любовь он познал на собственном опыте, поэтому и пишет: «Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я – медь звенящая или кимвал звучащий…». А дальше апостол перечисляет 16 свойств любви, и над каждым его словом стоит задуматься. Любовь – величайший подвиг. Способны ли мы на него?

– Нам известны два Послания апостола Петра. Чему посвящены его творения, каковы основные темы его назиданий?

– В первом своем послании апостол Петр рассуждает об общих нравственных обязанностях христианина. По примеру призвавшего вас Святого и сами будьте святы во всех поступках. Здесь же апостол пишет о смысле страданий, ибо страдающий плотию перестает грешить (4, 1). Во втором дошедшем до нас письме он обличает лжеучителей, напоминает о пришествии Господа для Страшного Суда. Ожидая сего, потщитесь явиться перед Ним неоскверненными и непорочными в мире (3, 14). Петр проповедовал в тех же землях, где находился апостол Павел. Он пишет свои Послания, когда Павел находится в заточении, и призывает христиан быть твердыми в вере, которой они с апостолом Павлом учили.

– Все апостольские Послания глубоки по смыслу, но некоторые очень трудны для понимания. Как в таком случае их читать? Или достаточно того, что мы слышим в храме на богослужениях?

– Один батюшка пошутил по этому поводу, сказав, что во время чтения «Апостола» в храме наступает благоговейное непонимание. Есть, действительно, тяжеловесные, трудные для понимания отрывки, но даже неофит, впервые услышав «гимн любви», непременно задумается. Нам оставлено в наследство бесценное сокровище, чтобы принять его, надо потрудиться над собой. Не читая творения апостолов, нельзя глубоко понять и Евангелие. Наверное, сейчас, в Апостольский пост, самое время открыть для себя, что же хотели сказать нам ученики Христовы, от чего пытались уберечь, к чему призывали. В этом и состоит актуальность Священного Писания, которое направляет нас на путь обновленной жизни. Чтобы ее плодом стала святость, а ее конец – началом жизни вечной.

Беседовала Ольга Стрелкова

Оставить комментарий
Поделиться в: