Православное заволжье

Официальный сайт Покровской епархии

Русская Православная Церковь Московского Патриархата

Послание к Фессалоникийцам

Ежедневно в храмах звучат отрывки из апостольских посланий к христианским общинам, возникавшим в первом веке в разных городах. Прошло много столетий с тех пор, а мы вновь и вновь находим для себя помощь и поддержку в этих словах. Советы и назидания апостолов столь универсальны, что мы редко задумываемся о том, кому впервые они были адресованы.

Когда в 49 или 50 году апостол Павел со своими спутниками посетил Фессалонику, это был уже крупный город с богатой историей. Он был основан в IV веке до Рождества Христова одним из военачальников Александра Великого Кассандром. Основатель назвал город в честь своей жены и сводной сестры Александра Фессалоники. Город занимал выгодное стратегическое положение с удобной бухтой в устье Термейского залива, кроме того, он находился на главном пути между Римом и Востоком. В наши дни это второй по величине и значимости город Греции, и называется он Фессалоники.

Благовествование Христова учения среди фессалоникийцев произошло во время второго миссионерского путешествия апостола Павла, которое он совершил вскоре после совещания в Иерусалиме. С самого начала главным спутником апостола Павла в его путешествиях был Сила (см.: Деян. 15, 40). В Листре апостол Павел пригласил присоединиться к ним молодого человека по имени Тимофей (см.: Деян. 16, 1-3), а в Троаде в их группу вошел и апостол Лука (см.: Деян. 16, 11). После весьма успешной миссии в Филиппах Павел, Сила и Тимофей отправились в юго-западном направлении в Фессалонику (см.: Деян. 17, 1), а Лука остался в Филиппах.

Большую часть населения в Фессалонике составляли евреи. В синагоге апостол Павел проповедовал три субботы подряд: сначала он утверждал на основе писаний Ветхого Завета, что ожидаемый Христос должен был пострадать, а затем восстать из мертвых. Далее он провозглашал им Иисуса из Назарета, смело рассказывая историю Его жизни, смерти и Воскресения. И, наконец, он соединял первый пункт со вторым и объявлял, что «Сей Христос есть Иисус». Некоторые из иудеев находили это убедительным и присоединялись к миссионерам. Вместе с ними уверовало из Еллинов, чтущих Бога, великое множество (язычников, принявших иудейскую веру) и из знатных женщин немало (Деян. 17, 4).

Вскоре возникла оппозиция. Возревновав о влиянии апостола Павла, иудеи подняли мятеж. Не обнаружив Павла или Силу в доме Иасона, где они остановились, мятежники поволокли Иасона и некоторых других верующих к городским властям и выдвинули против них серьезное обвинение: Эти всесветные возмутители пришли и сюда, а Иасон принял их, и все они поступают против повелений кесаря, почитая другого царем, Иисуса (Деян. 17, 6-7). Это ложное обвинение взбудоражило весь город. Иасон и его друзья были отпущены под залог, и в ту же ночь под покровом темноты апостол Павел и Сила были вынуждены покинуть город.

Апостолу Павлу пришлось продолжить свое путешествие в южном направлении до тех пор, пока он не прибыл в Афины, где спутники покинули его. Вскоре после этого Сила и Тимофей присоединились к апостолу Павлу. Но положение в Македонии настолько его беспокоило, что он опять отправил их на север. Вновь апостолы воссоединились в Коринфе (см.: Деян. 18, 5), откуда апостол Павел и написал свое Первое послание фессалоникийской церкви (см.: 1 Фес. 3, 6). Это было одно из его первых посланий.

С одной стороны, Тимофей принес добрые новости о «вере и любви» фессалоникийцев, их верности и твердости во время гонений (см.: 1 Фес. 3, 6-8). С другой стороны, он сообщил, что апостола Павла критиковали за неискренность (см.: 1 Фес. 2, 2-6) и за то, что ему не удалось вернуться в Фессалонику (см.: 1 Фес. 2, 17; 3, 5). Кроме того, фессалоникийцы нуждались в назидании и руководстве в вопросах морали, отношении к труду, в подготовке ко Второму пришествию Христа и в разрешении трудностей в общении друг с другом. Поэтому Первое послание к Фессалоникийцам можно разделить на две части, озаглавив первую половину «Повествование» (взгляд на посещение города миссионерами) и вторую – «Воодушевление» (обращение к проблемам фессалоникийцев).

Как мы видим, жизнь первохристианских общин не была безоблачной. Где есть люди, там всегда есть разномыслие, нестроения, споры. Тем драгоценнее для нас опыт их преодоления, который мы находим в посланиях апостолов.


Подготовила Марина Шмелева




Оставить комментарий
Поделиться в: