Православное заволжье

Официальный сайт Покровской епархии

Русская Православная Церковь Московского Патриархата

Окно в мир духовный

Первое, на что обращает внимание человек, приходящий в храм, это икона. Образы в иконостасе или кивоте, сюжеты фресковой живописи рассказывают о событиях Священной истории, знакомят со святыми, настраивают на молитвенный лад. Но любой, даже не искушенный в тонкостях церковной жизни человек, отметит, что хотя икона передает нам информацию средствами изобразительного искусства, она очень отличается от картины. В чем же их основное отличие? Как создается икона? Об этом вы узнаете на уроке церковного искусства, который в нашей школе проведет сотрудник Саратовского художественного музея им. А.Н. Радищева, заведующая сектором графики Марина Игоревна Боровская.

Икона в православном сознании не просто произведение искусства. Это огромный мир, причастный всем главным моментам земной жизни верующего человека. Не только в храме, но и вне его православные находятся рядом со святым образом. Благоговейно передаваемая из поколения в поколение икона становится и святыней семьи, и ее хранительницей. Прославленные чудесами иконы почитаются покровительницами рода, города, страны.

Так что же такое икона? Как она создается? Чем отличается от написанной на религиозный сюжет светской картины? Икона является частью мира небесного на земле, несет отсвет Божественной красоты. Неверно искать в ней внешней красивости. Непосредственная причастность к Богу сразу отличает икону от любого произведения изобразительного искусства. Иконописец не является ее создателем, он лишь воплощает Божественную волю, что придает иконному образу Божественную силу. Иконописание – это особый творческий акт. Отсюда и строгие требования, предъявляемые Церковью к личности иконописца и к его труду. И на картине, и на иконе могут быть изображены Господь, Богородица, святые. Но при этом иконописец следует канону, правилам, принятым еще на Седьмом Вселенском Соборе. Он стремится изобразить лик соответственно церковному представлению о нем.

В непосредственном переводе с греческого языка слово «икона» означает образ. Что и как изображается на иконе, регламентируется целым комплексом правил, называемых каноном. Так канон предписывает обязательное наличие нимбов за ликами святых и надписание их имен. Без этого икона не может считаться оконченной и пригодной для Богослужения. Канон требует исторической точности в изображении святого – формы и цвета его одежд, вида прически и бороды. Кроме этого существуют еще правила, не входящие в канон, но соблюдающиеся в силу церковной традиции.

Информация о том, как должен быть изображен тот или иной святой, содержится в церковных иконописных подлинниках. Если к ним прилагаются прориси – контурные прорисовки иконы – то такие подлинники называются лицевыми. Сам язык иконописи в обязательный канон не входит.  Если канон сохраняет неповторимость и узнаваемость иконы, то художественный язык, с помощью которого она написана, подвержен веяниям времени и меняющимся вкусам. Так, например, с проникновением в русское искусство европейских традиций изменился стиль иконописи, при этом сохранившей все канонические правила.

icon-BM-Madonna[1].jpgИконописный образ складывается из отдельных общепринятых, легко узнаваемых нарисованных элементов-символов. Так все лики на одной иконе будут изображены по общему принципу и одним цветом, независимо от возраста и пола, с одинаковыми элементами глаз, носа и рта. К характерным изображениям ликов добавляются символы их одежд, а также детали, раскрывающие земные профессии и занятия изображенного. Так, например, воины всегда предстают с оружием и в латах (св. великомученик Георгий Победоносец),  целители держат в руках ларец с целебными снадобьями (св. великомученик и целитель Пантелеимон). Символическое значение имеют и жесты – благословляющие, указующие, просящие.

Особенностью языка икон является специфическое построение пространства. В светском реалистическом искусстве используются два способа передачи глубины пространства: прямая (линейная) и воздушная перспективы. Прямая перспектива основана на том, что удаленные предметы кажутся меньше, так они и изображаются. Воздушная перспектива передает слой воздуха, окутывающего предметы и делающего их на расстоянии размытыми по очертаниям и приглушенными по цвету. Эти художественные приемы создают в поле картины иллюзию реального пространства, как его видят наши глаза.

В иконе используется так называемая обратная перспектива. Ее суть в том, что дальняя сторона предметов изображается большей, чем ближняя. Пространство не удаляется от зрителя, а расширяется, разворачивается на него. Если в классической картине с прямой перспективой в глубине пространства взгляд попадает в точку, куда сходятся все линии (что может ассоциироваться с концом, тупиком), то в иконе обратная перспектива уводит нас в залитую светом бесконечность (образ вечной жизни, Царствия Небесного).

С обратной перспективой связаны и особенности масштабных соотношений в иконе, когда размер изображенных фигур или предметов зависит не от их близости к зрителю, а от их значимости. Характерные удлиненные, по сравнению с реальными, пропорции фигур отражают устремленность или причастность к небесному.

Так, символическое значение обратной перспективы – новое, открывающееся в поле иконы окно в духовный мир, живущий по другим законам, нежели мир материальный. Обратная перспектива позволяет воплощать не только то, что мы реально видим, но и то, что мы знаем или представляем об изображаемом.

Многозначной символикой пронизан и цветовой строй икон. Так, на-пример, одно из значений красного цвета – мученичество, поэтому все мученики на иконах – в красных плащах. В изображении стихий тот же цвет обозначает огонь (на иконах «Спас в силах», Богоматерь «Неопалимая купина»). Золото – символ небесного света. Оно используется только в фоне (который так и называется «светом») и в ассистах – линиях на одеждах, символизирующих отблеск этого света. В традиционной иконе золотые ассисты можно встретить на одеждах только Господа, Богородицы, ангелов и святых, а не земных людей. Другим цветом принадлежности к небесной чистоте является белый (икона «Преображение»). В истории иконописи символика цвета в основном остается постоянной, хотя встречаются и некоторые видоизменения.

Так из представлений об идеальной чистоте небесного мира складывается идеальный язык иконописи.

В заключении приведем высказывание монахини Иулиании (Соколо-вой), подвижницы, сохранявшей традиции иконописания в один из слож-нейших периодов современной истории нашей страны: «Евангелие проповедует Царствие Божие словом, икона тоже вещает образом. Божественное слово Евангелия отличается величайшей простотой, доступностью и одновременно неизмеримой глубиной. Внешняя форма иконы – предел, вершина простоты, но глубине ее мы поклоняемся с благоговением. Евангелие вечно, одно – для всех времен и народов; значение иконы не ограничивается ни эпохой, ни народностью».


Оставить комментарий
Поделиться в: