Православное заволжье

Официальный сайт Покровской епархии

Русская Православная Церковь Московского Патриархата

Проповедь в Неделю 32-ю по Пятидесятнице, по Рождестве Христовом и памяти праведного Иосифа Обручника, Давида царя и Иакова, брата Господня

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

Дорогие братья и сестры всех вас сердечно поздравляю с праздником Рождества Христова и, кончено же, с воскресным днем! В первый воскресный день по Рождеству Христову наша Церковь совершает память сродников Господних: Иосифа Обручника, праведного Иосифа, царя Давида, из рода которого происходила Дева Мария, и Иакова, которого Церковь называет братом Божиим. Иаков был сыном Иосифа Обручника от первого брака. Церковное предание сохранило рассказ о том, что когда старец Иосиф, спасаясь от нечестивого Ирода, уводил в Египет Деву Марию и Младенца Христа, то вместе с ним отправился и его сын Иаков.

Церковь совершает в этот день память этих людей для того, чтобы нам, дорогие братья и сестры, показать, что Христос был одновременно и Богом, и истинным человеком. Он имел сродников по плоти, от которых произошел и принял человеческое естество. Также, дорогие братья и сестры, Церковь нам напоминает о том, чтобы мы не сомневались в том, что спасение возможно для каждого человека.

Евангелие, которое мы сегодня слышали, наполнено многими образами и рассказывает нам о величайшей трагедии, которая сопутствовала рождению Христа. Мы видим, что Господь пришел в мир, родившись в убогом вертепе. Ибо Марии и Иосифу, когда они пришли поучаствовать в переписи, не нашлось места в человеческом жилище. Они были вынуждены остановиться в вертепе – пещере, где пастухи содержали скот. Христос родился в яслях и был положен на солому.

Но кроме этого, братья и сестры, мы видим, что с самого рождения и до вознесения мир преследует Господа. Многие люди, которые должны были бы ожидать Богочеловека, принять Его и многому научиться, проявляют злобу и зависть. Первым таким человеком оказался царь Ирод, к которому и пришли в Иерусалим волхвы. Мудрецам было видение на востоке, что в Иудее родился царь. Ожидая, что все будут знать об этом великом событии, волхвы пришли, чтобы узнать о рождении великого Царя Иудейского, но, к сожалению, встречают обратные чувства. Ирод и его приспешники, кто был связан с властью и троном царя, да и просто люди, которые занимались изучением Священного Писания – книжники и фарисеи – начинают беспокоиться о том, что кто-то может отнять у них власть.

Ирод идёт на величайшее преступление. Он отправляет своих воинов, чтобы истребить младенцев. «Тогда Ирод, увидев себя осмеянным волхвами, весьма разгневался, и послал избить всех младенцев в Вифлееме и во всех пределах его, от двух лет и ниже, по времени, которое выведал от волхвов. Тогда сбылось сказанное через пророка Иеремию, который говорит: глас в Раме слышен, плач и рыдание и вопль великий; Рахиль плачет о детях своих и не хочет утешиться, ибо их нет» (Мф. 2, 13–23).

Очевидно, что с момента появления волхвам звезды до момента их прибытия в Иерусалим прошло, приблизительно, два года. В Евангелие описывается очень кратко рождение Христа и все, что было с этим связано. Иосиф с Марией приходят из Галилеи в Иерусалим, через Иерусалим в Вифлеем, чтобы принять участие в переписи. Они останавливаются в вертепе, где рождается Христос. После этого бегут в Египет. Другие евангелисты, в частности, евангелист Лука добавляет, что на сороковой день Мария и Иосиф ходили в Иерусалим, чтобы поклониться Богу и принести очистительную жертву за рождённого Младенца.

Если эти два Евангелия сопоставить, то получается, что родившийся Христос в Вифлееме находился там достаточно долгое время со своими родителями. Видимо, дело переписи было делом непростым и им пришлось некоторое время пожить в Вифлееме. Волхвы пришли поклониться родившемуся мессии, вероятно, когда уже прошло достаточно много времени после рождения Христа. Оттуда, на сороковой день, они отправились в Иерусалимский Храм. Вероятно, вернувшись обратно в Вифлеем, супруги Мария и Иосиф, жили там достаточно долгое время. Может быть, Богомладенцу было около двух лет. Поэтому царь Ирод и посылает своих воинов истребить Вифлеемских младенцев до двух лет.

Наша Церковь свидетельствует, что в самом городе и вокруг него, был избито порядка четырнадцати тысячи младенцев. Конечно же, эта цифра условная. Многие историки и толкователи Священного Писания, сомневаются, что так много было убито детей, потому что Вифлеем – это был небольшой город. По нашим меркам это было фактически село. Но четырнадцать тысяч убиенных младенцев – это цифра, которая действительно может поразить воображение человека. Это величайшее преступление! Спасая себя, свою власть, царь Ирод решается на дикое убийство.

Евангелист Матфей рассказывает далее: «Се, Ангел Господень является во сне Иосифу и говорит: встань, возьми Младенца и Матерь Его и беги в Египет, и будь там, доколе не скажу тебе, ибо Ирод хочет искать.» (Мф. 2, 13) И они отправляются в Египет. Сколько там пробыли Иосиф, Мария и Младенец Христос доподлинно сказать нельзя, но, очевидно, что это были, месяцы, а может быть даже и годы.

После смерти Ирода Ангел снова извещает Иосифа, что он должен возвращаться. Они приходят в Иудею и поселяются в Назарете, где Христос проповедует людям о Боге и спасении.

Но мне сегодня хотелось бы остановить ваше внимание на величайшем преступлении, которое совершил Ирод, спасая себя и свою власть,– убийстве детей. Мы видим, дорогие братья и сестры, что Бог поругаем, не бывает. И примеров тому много. У Ирода не выходит ничего. Хотя, наверное, по его рассуждению план был абсолютно беспроигрышный. Если ты не знаешь, кто Царь, то убей всех и наверняка он окажется среди убиенных. Но Бог всё устраивает по-другому. Бог спасает Сына Своего – Богочеловека.

Мы, дорогие братья и сестры, спустя столетия, тысячелетия, взирая на это преступление и на Божий промысел, можем сказать одно, не всё в жизни бывает так, как нам кажется на первый взгляд. Не всё бывает так, как хочет человек. И даже зло, несмотря на то, что оно побеждает на короткий промежуток времени, в вечности или на протяжении многих лет, десятилетий всегда терпит поражение.

Царь Ирод не добивается того, чего искал. Хотя, наверное, думал, что всё хорошо и опасность миновала, но прошло всего четыре года и он умирает. Он покидает этот мир и ему ничего не помогло. Он теряет собственную жизнь и свою власть. А если говорить с точки зрения жизни духовной, конечно же, он последует не в вечность, а в вечные мучения. Ведь за каждое преступление, за каждый грех человек дает отчёт перед Богом.

И в наши дни люди, к сожалению, забывают те истины, которые открыл Бог в Евангелии. Бог поругаем не бывает. Господь в жизни так устраивает, что как бы человек не злоумышлял, планы его все равно будут разрушены. Промысел Божий всегда ведёт человека ко спасению. Главное смириться с этим и принять эту данность.

Посмотрите сколько сегодня, дорогие братья и сестры, людей, которые подобно Ироду совершают такие же преступления. Часто и священнику, и многим людям приходится слышать вопрос: «Сколько нужно иметь детей в семье?», «Грех ли совершение аборта?», «Грех ли, если человек отказывается от чада, которого дал ему Бог?». Посмотрите сколько домов-интернатов и детских домов переполнены. Сколько больниц, где матери отказываются от своих младенцев, бросая их на произвол судьбы. А некоторые, подобно Ироду, решаются и на убийство.

Священникам, как никому другому приходиться очень часто слушать раскаяние людей, совершивших страшное преступление – аборт. Нередко приходиться сталкиваться и с такими людьми, которых посещают сомнения: есть ли у него силы родить и воспитать ребенка.

Становится поистине страшно от того, как помрачается ум человека. Порой молодые родители готовы убить своё чадо, своего ребёнка, только потому, что его воспитание кажется им непреодолимой трудностью. Когда спрашиваешь, а какие же причины для этого? Ответы могут только ужаснуть. Говорят, что нет денег, приводят примеры того, что есть нечего. Говорят, что не хотят плодить нищету. Но неужели жизнь человеческая может стоить так дешёво? Подумать только – родители, не убийцы, не какие-то негодяи, а те люди, которые казалось бы должны окружить этого младенца заботой и любовью, готовы убить ребенка, только, чтобы сэкономить некоторое количество средств.

Если представить какое количество детей убивают в нашей стране, сколько в мире гибнет младенцев, то четырнадцать тысяч Вифлеемских младенцев окажется просто песчинкой, зернышком. Только в нашем Отечестве ежегодно убивают несколько миллионов детей. А если говорить, обо всём мире, то это десятки и сотни миллионов.

А ведь Господь сказал: «Не убей». И поверьте, дорогие братья и сестры, что все без исключения матери и даже отцы, которые совершили подобное преступление, всегда будут переживать и каяться после этого. Их посетит это страшное чувство, а самое главное – невозможно будет что-то исправить. Лишь только покаяние и молитва могут спасти человека после такого преступления. Но есть примеры, когда отчаявшись, люди унывают, совершают ещё большие и худшие преступления и грехи.

Нужно всегда помнить, что верующему человеку всё возможно. И нет более счастливых людей, которые родили и воспитали детей, которые прошли через трудности, не испугались их. Ведь Бог даёт им награду и в этой жизни, и надежду в вечности. Господь дает родителям прощение грехов за то, что они воспитывают и взращивают детей своих, приводят их ко Христу, а в этом и есть смысл жизни человеческой. Господь сказал: «Плодитесь и размножайтесь

Человек имеет основания для жизни только в том случае, если находит Бога в этой жизни и начинает спасать свою душу – стремиться к Богу, к встрече с Ним. Если же этого нет, то жизнь человека абсолютно бессмысленна. И многие, братья и сестры, познают это опытным путём, когда уже поздно, когда уже, к сожалению, многое сделано неправильно.

Совершая память Вифлеемских младенцев, наша Церковь вспоминает их мученический подвиг. Будем и мы, дорогие братья и сестры, молиться, чтобы Господь всему нашему народу даровал мужество и терпение, чтобы не боялись мы того послушания, которое даёт нам Господь. Ведь если человек вступил в брак, то из рук Божьих нужно принимать всё то, что Он дает: и радость, и скорбь. В Евангелие есть удивительные слова: «Когда женщине подходит время родить, у нее начинаются боли, но как только младенец родится, она забывает боль от радости, что в мир родился человек». (Ин. 16, 21)

Есть масса примеров, дорогие братья и сестры, когда сомневающаяся женщина всё-таки поверит Богу и родит чадо, впервые приведёт его в храм, чтобы окрестить или причастить. И если спросить в это мгновение: готова ли она отдать своего ребёнка или убить собственными руками, она ответит –«нет». Сам вопрос покажется матери абсурдным.

Господь иногда испытывает человека и его веру. Будем же, братья и сестры, всегда помнить об этом и искренне служить Богу, стараться из Его все принимать с благодарность.

Сердечно всех вас поздравляю с праздником. Всем вам желаю помощи Божией. Пусть Господь благословит семьи ваши и даст силу и терпение родителям в воспитании своих детей. Чтобы дать им не только внешнее образование и благополучие, но самое главное, чтобы Господь помог всем родителям образовать души детей, привести своих чад к Богу.


+Епископ Покровский и Николаевский Пахомий
Свято-Троицкий кафедральный собор г. Покровска (Энгельса)
10 января 2016 г.

Оставить комментарий
Поделиться в: