Православное заволжье

Официальный сайт Покровской епархии

Русская Православная Церковь Московского Патриархата

Проповедь в канун праздника происхождения честных древ Животворящего Креста Господня

Дорогие братья и сестры! Сегодня, в канун праздника происхождения честных древ Животворящего Креста Господня мы совершаем поклонение Кресту, который выносится на середину храма из алтаря. Прихожане совершают земные поклоны, целуют с молитвой эту великую святыню, чтобы Господь укрепил и даровал силы ко спасению души.

Этот праздник древний. Есть несколько версий его происхождения. Когда-то в Константинополе, чтобы оградить жителей от разных эпидемий и болезней, по городу носили крест, который содержал в себе частицу Животворящего Креста Господня. Это крест хранился в императорском дворце. Крест выносили в начале августа и ходили с ним в течение нескольких недель.

В XII в. и в Византии, и на Руси случилось несколько знаменательных событий, которые послужили к установлению повсеместного празднования этого события. При императоре Мануиле была одержана победа над варварами. По указу императора в день происхождения честных древ Животворящего Креста Господня стал совершаться торжественный благодарственный молебен, который совершается до сегодняшнего дня. В России в XII в. святой благоверный князь Андрей Боголюбский одержал победу над волжскими булгарами и ему явился Спаситель. Господь укрепил князя на это сражение. Затем по указу князя это событие с большим размахом стало праздноваться в России.

Празднование происхождения честных древ Животворящего Креста Господня связано с почитанием Спасителя или, как в народе говорят, с медовым Спасом. В августе целых три Спаса. 14 августа называют Спасом медовым, Преображение Господня – Спасом яблочным, а 29 августа – память Нерукотворного образа Спасителя – Спасом ореховым или хлебным.

Конечно, дорогие братья и сестры, эти названия народные. Вполне естественно, что в древности церковные праздники люди соотносили со своей повседневной и очень непростой крестьянской жизнью. При этом мы должны понимать, что в храм мы приходим не для того, чтобы освятить мед или яблоки, или вдоволь наесться хлебов и орехов, а для того чтобы прославить Спасителя.

К сожалению, братья и сестры, в наше время, эта добрая народная традиция трансформировалась до неузнаваемости. Раньше христиане приносили в храм плоды и мед – лучшее из собранного урожая – как начатки своих трудов, для того, чтобы принести благодарственную жертву Господу за то, что Он дал возможность собрать хороший урожай. Сегодня же можно наблюдать, как христиане с утра спешат на рынок, чтобы купить яблоки или мед, а затем уже в храм, чтобы во чтобы то ни стало освятить эти продукты и насытиться ими. Это абсолютное непонимание основного значения праздника, а самое главное, абсолютное непонимание того, зачем мы приходим в храм и что мы ждем от Господа. В храм мы приносим и боль, и радость. Но, прежде всего, мы должны отдать Господу свое сердце. Слова Господа из Священного Писания: «Сыне, даждь Ми твое сердце» (Прит. 23, 26), – обращены к каждому из нас.

Мы помним из Евангелия, как самарянка спросила у Христа, где правильно совершать поклонение Господу. И Он ей сказал, что «настанет время и настало уже, когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине, ибо таких поклонников Отец ищет Себе» (Иоан. 4, 23). Это указание Христа и мы должны свято блюсти. Мы должны, прежде всего, отдавать Господу свое сердце и свою молитву. И конечно, как плод, наши добрые дела и поступки, христианские добродетели, в том числе и заботы о храме и о своих ближних. Поэтому будем стараться не только освятить как можно больше меда, яблок, чтобы насытиться этими продуктами, а, прежде всего, с глубоким смирением поклонимся Кресту и Господу нашему Спасителю, Его Честному Кресту.

Сердечно вас поздравляю с праздником. Храни вас Бог. Пусть Господь и Матерь Божия всегда будут рядом с вами!

Епископ Покровский и Николаевский Пахомий

Свято-Троицкий кафедральный собор г. Покровска (Энгельса)

13 августа 2016

Оставить комментарий
Поделиться в: