Православное заволжье

Официальный сайт Покровской епархии

Русская Православная Церковь Московского Патриархата

Проповедь в праздник Сретения Господня

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

С праздником, дорогие братья и сестры, сердечно всех вас приветствую и поздравляю! Сегодня мы празднуем Сретение Господне – великий двунадесятый праздник. Церковь напоминает нам о том, как когда-то, почти две тысячи лет назад, в Иерусалимский Храм Пречистая Богородица с праведным Иосифом принесли Богомладенца Христа.

У древних евреев была традиция, идущая еще с самого исхода из Египта: каждый первенец мужского пола должен был быть посвящен Богу. И если родители по тем или иным причинам не могли отдать его на служение в Храм, они как бы выкупали его у Бога, принося за него жертву. Богатые родители приносили единолетнего агнца, а бедняки – двух голубей. И мы видим на иконе, как Пречистая Дева и праведный Иосиф приносят двух голубей, жертву, которую установил Господь.

На пороге Храма Богомладенца на руки берет праведный Симеон. Церковное Предание сохранило нам рассказ об этом удивительном человеке. Почти что за триста лет до Рождества Христова греческий царь Птолемей Филопатор (племянник Александра Македонского, человек ученый) собирал великую Александрийскую библиотеку. И он пожелал, чтобы книги еврейского Закона, данные еще Моисею на святой горе Синай, были переведены на греческий язык. Из иудеев были приглашены семьдесят два толковника, которые и занялись этим ответственным делом.

Симеону достался для перевода пророк Исаия. Когда он дошел до слов: «Се, Дева во чреве примет и родит Сына, и нарекут имя Ему Еммануил» (Ис. 7, 14), то слово «альма» он перевел сначала на греческий как «парфенос» – дева. Но потом подумал о том, что дева не может родить, рождает женщина. И уже хотел исправить, но Ангел Божий явился ему и сказал, что именно Дева родит Мессию. В этом и состоит таинство и чудо: Дева родит Богомладенца Христа, который спасает мир.

Ангел сказал праведному Симеону: «Ты не увидишь смерти, доколе сам, своими глазами не увидишь рождающегося Мессию, не возьмешь Его на руки». И вот старец Симеон прожил больше двух столетий, ожидая, когда родится Христос. Нам трудно представить как жил этот человек, что он чувствовал, о чем молился. Но очевидно, что он был праведником, ибо Бог слышит только праведных людей. И вот, по откровению свыше, Симеон пришел в этот день, на сороковой день после Рождества Христова, в Храм и увидел Марию, Иосифа, которые принесли Христа, чтобы посвятить Его Богу.

На этой встрече присутствовала также старица, дочь Фануилова, пророчица Анна, которая день и ночь служила Богу постом и молитвой. Мы помним, братья и сестры, как у яслей Христа появились волхвы, ученые мужи с Востока, и простые пастухи. И вот в Сретение Христово мы видим нечто подобное: Христа встречает ученый муж и простая женщина, которая может быть и грамоты не знала, но при этом постом и молитвой не отходя от Храма, она служила и проповедовала благочестие и праведность.

Старец Симеон берет на руки Младенца и говорит ту молитву, которую до сегодняшнего дня мы слышим каждый день в храме: «Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему, с миром; яко видеста очи мои спасение Твое, еже еси уготовал пред лицем всех людей, свет во откровение языков, и славу людей Твоих Израиля» (Лк. 2, 29-32). Старец Симеон взял Христа на руки и как бы исполнил то послушание, которое дал ему Бог.

Христос встречается со старцем, Ветхий Завет встречается с Заветом Новым. Но мы, дорогие братья и сестры, в этом празднике должны для себя увидеть и глубокий внутренний смысл: каждый человек в своей жизни должен встретить Бога. Ибо если такой встречи не случилось, то жизнь человеческая прожита абсолютно бесполезно. Конечно, каждый из нас скажет, что мы Бога знаем, что мы Бога обрели, мы верующие люди. Но старец Симеон во время этой встречи сказал пророческие слова: «Се, лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий» (Лк. 2, 34). Казалось бы, в обществе, которое по определению было собранием верующих людей, появляются люди, которые благословляют Бога, поклоняются Христу, и те, кто ненавидят Его – царь Ирод, воины, фарисеи, саддукеи, книжники. И действительно, Христос оказался одним на погибель, а другим во спасение. И даже на Кресте Христос оказался между двух разбойников: один из них благословлял Бога, а второй поносил Его.

Жизнь каждого из нас, проходит между отвержением Христа и Его принятием. Верующее сердце, обретя Бога, должно стремиться к Нему. Каждый из нас всегда должен напоминать себе: кто для нас Христос? на восстание ли Он для нас? идем ли мы за Ним и исполняем ли мы Его заповеди? Или на самом деле мы просто привыкли к определенной атмосфере, определенным правилам жизни, но Христа совсем не помним и забываем о нем.

В день Сретения Господня я сердечно вас поздравляю. И хотел бы всем нам с вами пожелать, чтобы встречая Бога в своей жизни, мы оставались верны этой встрече до самой смерти. Чтобы каждый день, каждый час своей жизни, мы оценивали себя: исполняем ли мы заповеди, любим ли мы, прощаем ли мы обиды нашим ближним? Ибо если не делаем мы этого, то Христос для нас лежит в погибели. Но если исполняем заповеди, то Он наш истинный Спаситель.

Сердечно поздравляю вас с праздником, дорогие братья и сестры! Пусть Господь благословит вас, утешит ваши сердца, поможет нам, укрепит, и даст силы трудиться, подвизаться, идти за Ним ко спасению! Храни всех Господь! Аминь.

 

 

+Епископ Покровский и Николаевский Пахомий

 

Свято-Троицкий кафедральный собор г. Покровска (Энгельса)

 

15 февраля 2017 г.

 

 

Теги: Сретение Господне.
Оставить комментарий
Поделиться в: