Православное заволжье

Официальный сайт Покровской епархии

Русская Православная Церковь Московского Патриархата

Проповедь в субботу четвертой седмицы Великого поста

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

Дорогие братья и сестры, завершается четвертая седмица Великого поста. Большая часть постного подвига нами уже пройдена. Но когда начинаешь подводить итог пройденному пути, понимаешь, что итога особо и нет никакого. Даже когда человек имеет самые возвышенные намерения, великие стремления, он очень быстро в них охладевает, а иногда даже и разочаровывается и, утеряв благодать, начинает ошибаться, падать. И недаром Церковь наша предлагает нам постное странствие, чтобы каждый христианин мог по-настоящему испытать, что такое труд, что такое подвиг.

В начале поста Церковь не осуждать не постящихся. Действительно, от осуждения или неосуждения напрямую зависит и весь пост, и вся жизнь человека.

Великим постом мы чаще ходим в храм, молимся, поминаем наших почивших сродников – это наша прямая обязанность. И ни какой подвиг не может быть оправдан, если мы забываем о ближних. А ближние – это не только те, кого мы сегодня видим рядом, но и все люди, в том числе почившие, переселившиеся от этой жизни в жизнь вечную.

Сегодня, дорогие братья и сестры, из Евангельского чтения мы слышали, как Христос исцеляет некоего человека, который, видимо, потерял слух и был, как говориться в Евангелии, «гугнив», то есть говорил что-то совершенно невразумительное, а может и вообще был нем. Мы не знаем, что это был за человек, какова была его жизнь. Но человек этот страдал, и Христос его исцеляет. Он начинает слышать и говорить. Дальше он идет и проповедует, хотя Христос как бы запрещает ему, говорит, что не нужно слишком афишировать тот дар, который дал тебе Господь, не нужно трубить на всех углах и улицах о той благодати, которую Господь даровал.

Важно задуматься: а какое отношение этот рассказ имеет к нам? Может быть, и нам стоит научиться слушать, а еще лучше – слышать. Очень часто люди не слышат, что говорят им Бог и другие люди. Все наши подвиги принесут пользу лишь в том случае, когда мы научимся слышать Бога. А чтобы слышать Бога, нужно слушать людей.

Я думаю, что каждому из вас приходилось сталкиваться в жизни с такими ситуациями, когда родители говорят своим детям, дети обращаются к своим учителям, родителям и понимают, что их не слышат. Порой удивляешься, как такое получается: ты все объяснил человеку в деталях, а пошел и сделал все наоборот. И оказывается, что человек понял твое слово по-своему.

Иногда спрашивают, а почему в Евангелие столько притч, столько иносказаний? Господь обращается к нам в притчах именно потому, что каждый человек имеет свой внутренний помысел, свое внутреннее устроение. Мне вспоминается рассказ, как Христос сел с учениками в лодку и переправлялся через Генисаретское озеро и говорит своим ученикам: «Берегитесь закваски фарисейской», а ученики размышляют и недоумевают: «А что же Господь говорит нам такое?» Один из апостолов предположил, что Христос говорит это потому, что они не взяли хлеба. (См.: Мф. 16, 6-12). А Спаситель говорил о закваске фарисейской, имел ввиду лицемерие. Дрожжи сквашивают тесто. Вот и в жизни христианина тоже должны быть дрожжи, которые должны заквашивать все тесто жизни. Если нет у человека веры, а лишь только одни внешние благочестивые поступки, слова, если у него есть лицемерие, но нет глубоко смирения, ничего доброго не будет. А апостолы все про хлеб насущный думали.

Также, братья и сестры, в жизни церковной к священнику подходят и спрашивают: «Батюшка, что делать?». Священник отвечает вполне просто. А человек говорит: «Ну, это мне не понятно, вы мне скажите, сколько нужно свечек поставить, сколько воды святой выпить, где какие сорокоусты заказать, вот это мне понятно. А все ваши евангелия, молитвы и прочие-прочие правила трудно объяснимы и тяжки для меня».

Одним словом, дорогие братья и сестры, Христос желает научить нас и дает возможность нам, чтобы мы проникли в Его учение сердцем своим, чтобы мы попытались в своей жизни хотя бы что-то изменить. Мы с вами должны не только слушать, но и слышать, и разбираться: что же Господь хочет от нас? Что же хотят ближние наши? О чем они нас просят? О чем они переживают, страдают? Если будем проявлять такую внимательность и заботу, сердце наше будет наполняться радостью, в жизни будет появляться осмысленность.

Евангельская история начинается со слов святого Иоанна Предтечи и Крестителя, который говорит: «Покайтесь» (Мф. 3, 1-2). И Христос начинает проповедь со слов: «Покайтесь, ибо приблизилось Царствие Небесное» (Мф. 4, 17). Но чтобы покаяться, человек должен отложить в сторону свое видение жизни, свои привычки, тогда он сможет принять Богоучение. Если он услышит, что Господь ему говорит, его жизнь изменится.

Дорогие братья и сестры, постараемся оставшиеся три недели Великого поста провести в таком устроении, чтобы слышанное нами в храме Божием принимали мы в свое сердце, чтобы мы действовали в соответствии с тем, что Господь ждет от нас. Будем прислушиваться и к тому, что говорит священник в проповеди, на исповеди. Да, безусловно, мы не всегда можем все это исполнить, но услышать батюшку, услышать святых отцов, которые обращаются к нам со страниц духовной литературы, мы должны. Иначе жизнь наша пройдет даром, впустую.

Дорогие братья и сестры, желаю вам вот этого качества, этого духовного устроения. Старайтесь подвизаться, молиться, исправлять себя и слушайте внимательно, то, что говорит нам Господь, Церковь. Сердечно всех вас поздравляю с праздником, желаю всем помощи Божией. Аминь.

+Епископ Покровский и Николаевский Пахомий


Храм во имя святителя и чудотворца Николая п. Новопушкинское.

25.03.2017 г.



Оставить комментарий
Поделиться в: