По благословению Епископа Покровского и Николаевского Пахомия

Православное заволжье

Официальный сайт Покровской епархии

Русская Православная Церковь Московского Патриархата

Духа Святого обитель

Есть на Русской земле места, особенно дорогие сердцу верующего человека. К северо-востоку от Москвы, окруженные крепостными стенами, возносятся ввысь купола храмов Троице-Сергиевой Лавры, одного из древнейших и наиболее почитаемых монастырей России, уникального исторического памятника. Сотни тысяч людей ежегодно посещают это место, стремясь поклониться святыням монастыря, прикоснуться к истории и культуре России.


Лавра — обитель уединенного подвига многих святых, духовная и политическая поддержка великих князей, образовательный и просветительский центр, свидетель и участник великих событий в истории, опора Русской земли во времена татарского нашествия, в Смутное время… в любое время.

В стенах обители работали духовные писатели Епифаний Премудрый, Пахомий Логофет, преподобный Максим Грек, иконописцы преподобный Андрей Рублев, Даниил Черный и Дмитрий Плеханов, архитекторы И. Ф. Мичурин и Д. В. Ухтомский. Священноархимандритами Лавры были святители Московские Филарет (Дроздов) и Иннокентий (Вениаминов), священномученик митрополит Владимир (Богоявленский). Постриженниками Лавры основаны и духовно обустроены сотни русских монастырей.

Основатели Лавры — братья Стефан и Варфоломей, сыновья обедневшего боярина, переселившегося из Ростова Великого в небольшой городок Радонеж. После смерти родителей они ушли жить отшельниками в лесную пустынь, поселились на холме Маковец в десяти верстах от Хотькова монастыря и срубили здесь келью и «церквицу малую» в честь Святой Троицы. В этой церкви Варфоломей был пострижен с именем Сергий.

Так в 1337 году началась история Троице-Сергиевой Лавры. Вскоре Стефан покинул брата и ушел в Московский Богоявленский монастырь. Преподобный Сергий остался в одиночестве. Со временем вокруг него собралось несколько монахов. Преподобный Сергий задумал монастырь в виде четырехугольника келий, в центре которого возвышался деревянный Троицкий собор. Обитель окружал деревянный тын с небольшой церковью во имя святого Димитрия Солунского над воротами. Позднее по этому плану стали строиться все русские монастыри.

Преподобный служил для иноков примером, не чурался никакой работы: рубил дрова, молол муку в жерновах, пек хлеб, варил, кроил и шил одежду, носил воду из источника, а по ночам молился за всех. В 1354 году братия почти силой заставила его принять сан пресвитера и стать игуменом. В 1355 году он ввел у себя в пустыни общежительский устав. «Только всем вместе можно победить злые напасти. Только всем вместе, рука об руку, можно стучаться в Царствие Небесное. Негоже приходить в монастырь, а жить по-мирски, следует делить всё с братией и забыть о том, кто был богат, а кто — беден. Все равны перед Богом».

Пятьдесят лет делал свое тихое дело преподобный Сергий в Радонежской пустыни. Примером своей жизни, высотой своего духа, нравственным авторитетом преподобный Сергий поднял упавший дух русского народа, пробудил в нем веру в свои силы и в свое будущее, отчего и назван истинным просветителем и воспитателем русского народа. Святой Сергий стал духовником князя Дмитрия Донского, крестил его детей и был советником в государственных делах. Русские князья призывали игумена для решения междоусобных споров.

Накануне Куликовской битвы благоверный князь Дмитрий Донской приехал в Троицкий монастырь. «Иди, иди смело, князь, и надейся на помощь Божию», — напутствовал его преподобный, благословил воинов на великий подвиг и отправил с ним двух монахов своего монастыря, Пересвета и Ослябю.

Заступник земли Русской скончался 25 сентября 1392 года и был погребен в Троицком соборе основанного им монастыря. В 1422 году преподобный Сергий был канонизирован Русской Православной Церковью.

Монастырские храмы

Троицкий собор — сравнительно небольшое, скромное и строгое здание. Он является произведением ранней московской архитектуры и украшался на протяжении веков. Игумен Никон, преемник святого Сергия Радонежского, пригласил расписывать собор преподобного Андрея Рублева. В первой четверти XV века «в похвалу преподобному Cергию» святой написал гениальную «Троицу» — главную храмовую икону собора, шедевр древнерусской живописи. Дабы «воззрением на неё побеждалась ненавистная рознь мира сего».

С начала XV века в Троицком монастыре действовала мастерская по изготовлению книг. Книги переписывали, украшали заставками и миниатюрами, переплетали. Здесь же, в монастыре, сформировалась одна из древнейших в России библиотек, в которой хранились сотни драгоценных рукописей.

В 1476 году рядом с Троицким собором была возведена кирпичная Свято-Духовская церковь «иже под колоколы», то есть в одном здании были соединены храм и колокольня.

В 1559 году на средства Ивана Грозного был заложен Успенский собор. Его строительство велось двадцать шесть лет. Собор был расписан в 1684 году артелью ярославских мастеров. Великолепный иконостас выполнен в конце XVII века. В Успенском соборе находятся мощи преподобного Максима Грека и святителя Иннокентия Московского. У стен Успенского собора также находится усыпальница боярского рода Годуновых.

В 1540–1550 годах Лавру опоясывали мощные каменные крепостные стены, построенные по образцу московского Китай-города, с десятью башнями и рвами. Их протяженность составляла около 1400 м. По описи 1643 года в монастыре на стенах стояло 90 пушек и еще 20 находилось в резерве. В эпоху Смутного времени Лавре пришлось выдержать длившуюся год, три месяца и двадцать дней осаду польских гетманов Сапеги и Лисовского. При этом никакого воинского гарнизона в монастыре практически не было. Защитниками монастыря стали монахи и собравшиеся под защиту обители преподобного Сергия крестьяне. Несмотря на жестокие штурмы, истощенный и смертельно уставший гарнизон выстоял. В Троицкой Лавре получили благословение вожди Минин и Пожарский, возглавившие народное ополчение, которое освободило Москву от польских интервентов 4 ноября 1612 года.

В 1635–1637 годах были построены больничные палаты с шатровой церковью во имя святых Зосимы и Савватия Соловецких. Над главным входом в монастырь «именитые гости» Строгановы возвели в 1699 году храм во имя Иоанна Предтечи.

Частые царские посещения заставили построить в монастыре так называемые Чертоги — царские палаты. Это большое здание ярко расписано «в шашку» и украшено многоцветными изразцами.

В 1770-х годах по проекту ведущих тогдашних архитекторов была построена знаменитая монастырская колокольня. Это самое высокое сооружение монастыря. Ее высота вместе с крестом составляет около 88 м. На колокольне расположено уникальное собрание колоколов. В начале XX века был отлит и поднят главный колокол весом 72 тонны, разбитый в 1927 году.

Сокровищница духовная

В 1742 году в Лавре была открыта духовная семинария, а с 1814 года на территории Троице-Сергиевой Лавры располагается Московская Духовная Академия — старейшее высшее учебное заведение России, основанное в 1686 году в Москве. При семинарии действуют регентская и иконописная школы. А также на территории Лавры действует Сергиево-Посадский государственный историко-художественный музей-заповедник, который является хранителем одного из крупнейших собраний русского искусства.

На протяжении всего XVII столетия монастырские храмы и сокровищница продолжали пополняться царскими вкладами. Лавра свято следует завету «не отдавать и не продавать» эти ценнейшие памятники, о чем предупреждает надпись на водосвятной серебряной чаше келаря Александра Булатникова: «А кто сию чашу из дому Живоначальной Троицы возыметь или власти продадут или кому отдадут судим будет со мною на втором Христове пришествии».

На протяжении столетий в Троице-Сергиеву Лавру стремились тысячи паломников. В Лавре бывали «гости беспрестанно день и ночь». Побывать у Троицы считалось святой обязанностью каждого.

В 1920 году Троице-Сергиева Лавра была закрыта. В ее зданиях разместились историко-художественный музей и другие учреждения. В 1929 году были закрыты последние скиты близ Лавры и сброшены колокола. К концу 1930-х годов многие памятники были основательно разрушены, а некоторые помещения частично перестроены и приспособлены под жилье и другие хозяйственные нужды. Только после Великой Отечественной войны обитель была возрождена и на протяжении многих лет оставалась одним из восемнадцати действовавших в СССР монастырей.

Сегодня Троице-Сергиева Лавра — действующий мужской монастырь, крупнейший духовный центр православной России. Находящиеся на территории монастыря духовные Академия и семинария, музей-заповедник служат сохранению духовных традиций России. Многочисленные лаврские сооружения, возведенные на протяжении XV–XIX веков лучшими мастерами России, представляют собой своеобразное пособие по изучению истории русского зодчества, музей под открытым небом. В 1993 году архитектурный ансамбль Троице-Сергиевой Лавры включен в список всемирного наследия ЮНЕСКО.

Сам дух Троице-Сергиевой Лавры оказывает животворное действие на душу человека, поэтому каждому православному христианину хотя бы раз в жизни необходимо побывать в этом святом месте.

Наталия БОНДАРЕНКО

 

Оставить комментарий
Поделиться в: