Православное заволжье

Официальный сайт Покровской епархии

Русская Православная Церковь Московского Патриархата

Радость о Небесной Заступнице

 
Радость о Небесной Заступнице Прошлое, особенно если оно касается неповторимых чудес и великих событий, порой кажется нам если не сказкой, то бесконечной далью. И чем больше мы в нее вглядываемся, тем лучше видим, как глубоко в века уходят корни человеческой истории. Но бывают события, которые объединяют разные столетия и народы, и тогда время, обычно безжалостное для земного, будто перестает существовать. Так и икона Покрова Пресвятой Богородицы объединяет в себе события разных времен и святых, которые послужили Господу разными подвигами в разных уголках мира. Но тем и славна наша Церковь, в которой любовь Божия становится выше границ времени и пространства.

Юродивый и его ученик-патриарх

Блаженного Андрея, Христа ради юродивого, который увидел Пречистую Деву, молящуюся во Влахернском храме и раскрывающую Свой омофор над предстоящими людьми, обычно изображают в правой нижней части иконы Покрова Пресвятой Богородицы.

Ребенком будущий святой попал в рабство к знатному константинопольскому начальнику Феогносту. Любимый хозяевами красивый мальчик поражает школьных учителей одаренностью и благоразумием. Повзрослев, обычный раб становится доверенным лицом Феогноста. Перед ним открывается великолепная карьера столичного чиновника. Но Господь предусмотрел иной путь для Своего избранника и однажды в сонном видении сказал блаженному: «Иди на добрый подвиг – будь юродив ради Меня и много получишь в день Царства Моего».

Подвиг юродства для будущего святого был единственным выходом из создавшейся ситуации. Хозяйская семья не была готова расстаться с рабом и помощником. Тогда он притворился лунатиком и попал в психиатрическую лечебницу. Но вскоре его отпустили, посчитав безнадежным. Хозяин отказался от него. Люди видели в нем бесноватого. Единственной опорой во враждебном мире оставался для него Господь.

С этого времени Андрей начал ходить по улицам города в рубище, как будто разум его помутился. Многие годы терпел святой насмешки, оскорбления, вражеские нападки. Однажды во время молитвы предстал перед ним диавол со множеством демонов, держащих в лапах дубинки, мечи и крючья. И все бросились на него. Тогда явился святой апостол и евангелист Иоанн Богослов со святыми ангелами, начертал в воздухе знак креста и посек нечестивцев.
Блаженный Андрей благодушно сносил побои, голод и жажду, стужу и зной, прося милостыню и отдавая ее другим нищим. Однажды в лютый мороз Ангел Господень восхитил святого на Небо, чтобы утешить и укрепить его пребыванием в райских обителях. Позже блаженный рассказал священнику Никифору об увиденном им в раю Честном и Животворящем Кресте, стоящем посреди облаков, распростертым над грешною землею, чтобы защитить ее.

Ко Господу святой Андрей отошел мирно и с улыбкой на лице. А перед этим он благословил своего ученика Епифания и предрек ему патриаршество в Константинополе.

Святитель Епифаний, изображаемый на праздничном образе Покрова рядом со святым Андреем, имел тихий и спокойный нрав. Он умел принимать и смиряться с бурными обстоятельствами своего времени, укрощать страсти и действовать в примирительном духе. Борясь за единство Христовой Церкви, он вел переписку с враждебно настроенным Римом. Одно из его писем римскому папе Хормизду сопровождалось драгоценными дарами. А во время визита в Константинополь римского папы Иоанна I Царьградский патриарх скромно уступал ему первое место на пасхальных богослужениях в столичных храмах.

Превративший талант в молитву

В нижней части образа Покрова Божией Матери мы видим преподобного Романа Сладкопевца со свитком в руке. Святой усердно служил в патриаршем храме Святой Софии в Константинополе и был в большом почете у патриарха Евфимия.

Это расположение предстоятеля к святому Роману возбудило против диакона нескольких соборных клириков, которые стали его притеснять. На одном из предрождественских богослужений они вытолкнули Романа на амвон переполненного храма и заставили петь в присутствии императора и придворной свиты. Диакон, не обладая большим талантом к пению, смущенный и напуганный, всенародно опозорился. Ночью, чтобы избавиться от печали после своего позора, святой Роман долго и напряженно молился перед иконой Божией Матери, изливая свою скорбь. Богородица явилась ему, подала бумажный свиток и велела съесть. И совершилось чудо: диакон получил красивый, мелодичный голос и одновременно поэтический дар.

Он тут же составил свой знаменитый кондак праздника Рождества Христова, который исполнил в храме в этот же день. Император и патриарх благодарили святого Романа, а люди назвали его Сладкопевцем. Он высоко поднял благолепие православных богослужений, а отцами Церкви он признается первым творцом кондаков. Святому приписывают более тысячи молитв и гимнов на различные праздники. В особенности славится акафист Божией Матери, который поется в пятую субботу Великого поста.

Императоры и нищие, святые и не только

На иконе Покрова возле святого Романа часто изображают Вселенского патриарха Тарасия, защищавшего почитание икон Богоматери. Среди присутствующих можно увидеть императора Льва Мудрого с супругой Феофаной, певчих хора Влахернского храма, других, известных истории людей, а также неизвестных простых иноков и мирян. Одним словом, людей, которые не прославлены Церковью в лике святых. Но и они, взирая на нас с иконы – окна в горний мир, также призывают помнить о единстве Церкви земной и Церкви Небесной.

Примечательно, что традиция изображения на иконе большого количеств действующих лиц появилась лишь в конце XV века, когда произошло объединение «суздальского» и «новгородского» иконографических вариантов сцены. Ранее же в первом случае Богоматерь изображалась перед храмом, простирающей Свой покров над всеми присутствующими. В «новгородском» варианте плат поддерживали ангелы, а Сама Богородица изображалась внутри храма над закрытыми царскими вратами. Были различными и варианты изображения архитектуры на заднем плане. На одном из новгородских образов Покрова встречается и конная статуя императора Юстиниана, которая является абсолютной исторической реалией. Она была воздвигнута в Константинополе в VI веке при жизни самого императора неподалеку от храма Святой Софии. Этот фрагмент иконы просто еще раз подчеркивает подлинность исторических событий праздника.

«…Покрова праздник в Российстей земли прославльшия…»

В среднем ярусе, слева от Богоматери часто изображаются святой Иоанн Предтеча и евангелист Иоанн Богослов. По правую руку от Владычицы – святители, царь и пророк Давид, рука которого сложена в жесте моления и направлена в сторону Девы. Он представлен на этой иконе и как псалмопевец, возвестив¬ший о Пришествии Сына Божия, и как предок Марии, прообраз Спасителя по человеческому естеству.

Почитание Покрова Богородицы на Руси дало основание изображать на иконах праздника и русских святых — об этом говорится в каноне праздника: «Владычице, с честными и славными пророки, с верховными апостолы и со священномученики, и со архиереи, за ны грешныя Богу помолимся, Твоего покрова праздник в Российстей земли прославльшия» (8 песнь канона).

Блаженные и мученики, святители и пророки, преподобные и праведные — все они обращены к Предстательнице и Ходатаице за род человеческий. Все они будто и сами образуют собою одухотворенный покров Богоматери над родом человеческим.

На некоторых типах праздничного образа над Богоматерью помещено изображение благословляющего Спасителя в окружении Небесных Сил. Известны композиции Покрова, где событие праздника представлено на среднике, а в клеймах по периметру иконы — события земной жизни Богородицы. Но главное, что в любом из вариантов иконография Покрова – это торжество Христовой Церкви. Это радость всего рода христианского, у которого есть Заступница Богородица, покрывающая его и сберегающая от всякого зла честным Своим омофором.

 

Татьяна Уютова
Теги: Покров Божией Матери.
Поделиться в: