Православное заволжье

Официальный сайт Покровской епархии

Русская Православная Церковь Московского Патриархата

Хлеб нашей памяти

Русский философ Иван Александрович Ильин писал: «Нужно воспитывать в ребенке вкус к добру и любви». С ним согласны многие учителя и родители. Но возникает вопрос: каким образом? Как привить этот вкус, избегая менторского тона? Одна из участниц Покровских образовательных чтений, преподающая предмет «Мировая художественная культура» в общеобразовательной школе с. Большая Федоровка Татищевского района, уверена: воспитывать детей нужно только на добрых примерах. Ведь именно они, как известно, влекут.


Разговор на многие темы

В сентябре 2017 года в нашей стране отмечали памятную дату – 205-летие Бородинского сражения. К каждой значимой исторической дате в школе рекомендуют провести классные часы или какое-либо общешкольное мероприятие. Если следовать стандартной методике, то нужно дать небольшую историческую информацию, показать какой-нибудь готовый ролик или скачать сценарий из Интернета. Но наша творческая группа учителей Балаковского благочиния Покровской епархии и Татищевского благочиния Саратовской епархии решила пойти более интересным путем и начать работу над длительным метапредметным проектом «День Бородина. Любовь, Богом даруемая». Наша цель – обратиться к православным нравственным ценностям, к патриотизму русского народа, к неординарным женским образам того времени.
Обсуждая наши творческие планы с учениками, мы решили изучить судьбу Александра и Маргариты Тучковых. Мы сразу поняли, что здесь можно будет поговорить и об истории любви – одной и на всю жизнь, и о верности Отечеству, и о самопожертвовании, и о сострадании и милосердии, и о годах гонений на Русскую Православную Церковь.

Для работы над материалом мы создали небольшие группы из старшеклассников. Участники группы редакторов отобрали самый интересный (на их взгляд) материал: о служении людям, невзирая на собственную боль и страдания; о вере, которая служит опорой, поддержкой и утешением, дает смысл жизни в самых страшных испытаниях; об умении поставить интересы Отечества выше личных.

Вторая группа занялась созданием презентаций. Учителя МХК, музыки и, конечно, «Основ православной культуры» помогали им подбирать книги, картины, музыкальные произведения.

Образ мужества, образ любви

Собираясь после уроков, ведя задушевные, искренние, доверительные беседы с учащимися, мы поняли, что эта тема им очень интересна. Как оказалось, чувство патриотизма совсем не чуждо современным мальчишкам, которые с увлечением узнавали из «Очерков Бородинского сражения» Ф.Н. Глинки о том, как Александр Тучков поднял свой полк в атаку, жертвуя своей жизнью.

А девочек преимущественно привлек образ Маргариты Тучковой. Сразу же выделилась группа, которая с увлечением добывала все новую и новую информацию. Их поразила образованность Маргариты. Они искренне были удивлены, что к их возрасту она не только много читала и занималась музыкой и пением, но к тому же говорила на нескольких языках.

Школьницы сравнивали поступок Маргариты, получившей монаршее разрешение быть рядом с мужем в действующей армии, с поступком жен декабристов, которые также выбрали для себя путь быть со своим мужем в радости и печали. Рассуждая, сравнивали с современными молодыми женами, которые, по большей части, только хотят достатка и совсем не умеют заботиться.

Девочки плакали и восхищались стойкостью Маргариты Тучковой, когда читали строки о том, как она всю ночь ходила по Бородинскому полю среди множества изувеченных тел, как она пыталась различить дорогие черты, но так и не нашла тело своего супруга. Кто-то из слушательниц, вытирая слезы, сказал, что сейчас такой любви и верности почему-то нет.
Некоторые предположили, что это похоже на какую-то легенду, что они не понимают, как она смогла пережить гибель мужа и потерю сына, если так сильно их любила. Но другие вспомнили, что Маргарита с юности была религиозной, и, высказали предположение, что, наверное, вера помогла ей преодолеть трудности. Ведь еще в юности мать с улыбкой называла ее: «Моя скромная монашка».

Вспомнили и о случае, который произошел с Маргаритой в день венчания, сильно поразившем их: «Это же чудо, – говорили они, – что при выходе из церкви к невесте подошел какой-то нищий с палкой в руках, сказав: "Вот твой посох, мать Мария, возьми". Ничего не понявшая Маргарита машинально, удивленно взяла посох. А ведь в дальнейшем все так и произойдет», – не переставали поражаться девочки.

И тогда мы посоветовали им побольше узнать о переписке святителя Филарета Московского с Маргаритой и о том, как наставления архипастыря благодатно воздействовали на ее душу. Почитав переписку, многие согласились с тем, что с Маргаритой произошла огромная перемена именно благодаря ее вере и упованию на помощь Божию. Сам митрополит Филарет в 1840 году совершил над Тучковой постриг с наречением нового имени – Мария. И святитель же посвятил монахиню в сан игуменьи созданного ею Спасо-Бородинского монастыря.

Современным девчонкам было трудно понять, как Маргарита Тучкова могла продать все свои бриллианты, для того чтобы при содействии императрицы Марии Федоровны купить три десятины земли для строительства храма в честь Нерукотворного Образа Спасителя. Главной святыней этого храма стал образ Спаса Нерукотворного – полковая икона Ревельского полка, которую передал генерал Тучков при прощании в 1812 году и которая стала для нее памятью о муже. Чтобы лично наблюдать за постройкой церкви, она жила в небольшом, специально построенном домике. Как ломая, превозмогая и очищая свой характер, Маргарита организовывала общину для женщин и сирот, в которой сама ходила за больными и делала всякую тяжелую работу.

Девочки продолжили сбор информации и нашли сведения, что, став игуменьей Марией, Тучкова организовала в своем монастыре ежегодные Бородинские торжества и круглосуточное поминовение русских воинов. Что в настоящее время в обители проживают 20 сестер, которые все, так же как и прежде, читают неусыпаемую Псалтирь в память павших воинов, за погибших героев 1812 и 1941 годов. «Как жаль, что об этом не пишут в наших учебниках, но как хорошо, что мы об этом узнали», – сказал один из учеников.

Памятник хлебу

Воспитанники из воскресной школы «Девора» Свято-Троицкого храма г. Балаково, участвуя в этом большом проекте, подготовили театральную миниатюру и материал о судьбе Спасо-Бородинского монастыря в годы гонений. Они узнали о том, что в главном соборе монастыря была устроена кузница, колокольня использовалась как водонапорная башня, а некрополь при монастыре вообще сравняли с землей бульдозером. Что в 1932 году главный монумент Бородина был переплавлен, а его постамент взорван вместе с могилой Багратиона. Что все монастырские строения, включая домик Маргариты Тучковой, разрушили. Ребятам это напомнило историю балаковского Свято-Троицкого храма в годы богоборчества.

В работе над проектами неоценимую помощь оказывали благочинный Балаковского округа Покровской епархии архимандрит Амвросий (Волков), благочинный Татищевского округа Саратовской епархии протоиерей Алексий Субботин, настоятель храма в честь Вознесения Господня с. Сторожевка Татищевского района иерей Алексий Омельченко.

Старшеклассники, работающие над изучением судьбы Маргариты Тучковой, передали «историкам-краеведам» найденный ими материал о создании Спасо-Бородинского монастыря в честь павших русских воинов на Бородинском поле. Узнав о монастыре и бородинском хлебе, группа исследователей решила побольше собрать материала по этой теме и создать свой исследовательский мини-проект. Их работа помогла потом легко перекинуть мостик к современности, став связующим звеном между прошлым и настоящим.

Они нашли материал о памятнике бородинскому хлебу, открытому к 200-летию Бородинской битвы в одиннадцати городах России. Рассказали, что памятник бородинскому хлебу представляет собой гранитный пьедестал, на котором изображена георгиевская лента со знаменем, а посредине ленты лежит большая буханка ржаного хлеба с несколькими ровно отрезанными кусочками. «Хлеб нашей памяти» – краткая, но очень емкая надпись на пьедестале.

Эта информация стала для школьников настоящим открытием. Именно в стенах Спасо-Бородинского монастыря и был рожден рецепт известного сегодня по всей стране бородинского хлеба, который с давних времен является символом сражения за Родину. Узнали, что в народе этот сорт хлеба еще называют поминальным. «Символично, что кориандр, используемый в присыпке, напоминает картечь, а темный цвет хлеба – огромное людское горе», – говорили ребята.

Краеведы, завершая проект, обычно рассказывают еще и о поисково-исследовательской работе небольшой группы сельских школьников и их учителе С.С. Собянине, стараниями которых создан удивительный памятник в маленьком глухом селе Слепцовка Татищевского района Саратовской области. На этом памятнике увековечены имена наших земляков, участников Отечественной войны 1812 года.

Представьте себе силу эмоционального воздействия такой работы на детские души! В этой работе и заключается сохранение памяти, истории, духовно-нравственных традиций. В этом – особая воспитательная значимость проекта. В процессе работы над проектом в каждой школе добавляли что-то свое. Но главная тема: «Воспитание в ребенке вкуса к добру и любви, в том числе и к своему Отечеству», – красной нитью прошла в каждом мероприятии.

Елена Потапова

Пресс-служба Покровской епархии
Поделиться в: