По благословению Епископа Покровского и Николаевского Пахомия

Православное заволжье

Официальный сайт Покровской Епархии

Русская Православная Церковь Московского Патриархата

Грань между излишеством и необходимым

Бесконечные походы по магазинам, гонка за распродажами, покупки ненужных вещей, модные стандарты – потребление стало жизненной философией для многих. Так называемое общество потребления сегодня живет в гипермаркетах, покупает новые гаджеты и стремится соответствовать трендам, не замечая мир вокруг. Откуда у многих людей стремление жить выше своего материального уровня? Где граница нормы в потреблении и счастлив ли человек, у которого есть все? Об этом мы беседуем с клириком Свято-Троицкого кафедрального собора священником Аркадием Махсумовым.

– Отец Аркадий, в наше время представление об успешности зависит от материального благосостояния человека – высокооплачиваемая работа, квартира, машина. Почему так произошло?

– Это, к сожалению, десятилетиями воспитанный стереотип. Главным для человека стало стремление заработать. С одной стороны, к этому его подталкивает бурное развитие цивилизации, которое приводится в движение потребительским спросом и товарооборотом. С другой стороны – это закономерный процесс в том обществе, которое отказывается от истинных ценностей: от жертвенности, от служения ближнему.

Наивно думать, что сегодня наступил какой-то новый век. На самом деле, все новое – хорошо забытое старое, и то, что сегодня происходит, напоминает гедонизм Римской империи, который стал причиной ее краха и развала.

Девиз сегодняшнего дня: «Я центр мира, вся вселенная вращается вокруг меня». В итоге под человеческим достоинством понимают не достоинство добродетели, не желание свободы, любви и добра, не стремление к высоким идеалам, а желание комфортно жить. И тогда элементами такого достоинства являются дорогие аксессуары.

– Мы видим новую систему отношений, когда качество жизни зависит от объема потребления. Как этот вектор сместить, чтобы потребление не стало целью всей жизни?

– Надо читать Евангелие, принимать его. Если мы отвергаем основополагающие истинные принципы своей жизни, то начинаем их чем-то заменять, в данном случае красивыми вещами. Но душевного голода это не утолит. Ведь «душа человека по своей природе христианка» и требует совсем другого. А мы ей что даем? Какую-то пластмассовую погремушку. Если человек живет только материальным, то он несчастен, его душа спит. Каждому человеку дается возможность получить Царство Божье, только не каждый это понимает.

– Новая игрушка вызывает у ребенка бурю радостных эмоций, но затем надоедает. Люди взрослеют, покупают себе «игрушки» подороже, и тоже какое-то время им радуются. А потом радость пропадает, и человек понимает, что счастье совсем не в этом. Как же понять, в чем настоящее счастье?

– Да, мы гоняемся за благами и в этой-то погоне испытываем некое предвкушение будущего счастья. Но что за диво: как только получим то, за чем гонялись, счастья как-то и не ощущаем. Автомобиль куплен, дом построен – а счастья нет. Мечта достигнута, а счастье так и осталось мечтой! И тогда гонится человек за следующей мечтой.

Эгоистическое стремление жить, удовлетворяя своим страстям, делает человеческое сердце недоступным для Божественной благодати и неспособным к духовным ощущениям. Если хочешь счастья, не думай о лишениях, учись обходиться без лишнего. А мы заполняем свою душу всяким вещественным хламом, но не тем, что способно принести нам пользу. Не зря китайцы говорят: «То, что мы едим и пьем – это мы». И если мы питаемся содержимым глянцевых журналов, насыщаемся посещением гипермаркетов, то мы не совершенствуемся, а идем в ложном направлении.

– В итоге дух потребления убивает главное, чем живо человеческое общество, – жертвенную любовь. Ведь ключевые слова общества потребления – «дай», «мое», основной посыл – «что я с этого буду иметь?»

– Безусловно. Возможность потреблять все больше и больше – это та лакмусовая бумага, которая проявляет отношение человека к жизни, к себе, к окружающим. Бог дает человеку сделать выбор. Поэтому и говорится, что удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царство Божие (Мф. 19, 24). Верблюжьи горбы – это богатство, которое требуется пообтесать, употребив излишки на дела милосердия.

В Евангелии сказано: Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам (Мф. 6, 33). Человек должен быть адекватен в своих потребностях. Например, у вас есть возможность ездить на комфортном автомобиле по приемлемой цене — не стоит стремиться к какому-то дорогому бренду не по средствам. Ведь оба автомобиля будут вам служить одинаково, но во втором случае вы возьмете кредит, а авто будете беречь, переживать. Это порабощает человека и все его помыслы. Можно довольствоваться меньшим, а оставшееся время провести в молитве, покаянии, чтении духовной литературы, помощи ближним.

– В Евангелии от Матфея сказано: «Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут, но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не подкапывают и не крадут, ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше» (Мф. 6, 19-21). О каких сокровищах идет речь?

– О спасении через заповеди Божии, о доброте и нашем милосердии. Страсти сребролюбия и приобретения, накопления житейских благ захватывают человека, создавая в нем иллюзию жизни. Человек теряет подлинные смыслы жизни, и с течением времени приходит разочарование.

Главной целью жизни человека является спасение его души, в первую очередь этому делу он должен посвятить себя. А уже во вторую очередь заботиться об удовлетворении своих телесных потребностей. Так человеку надлежит поступать потому, что Богом данная бессмертная душа важней, чем временное тело. Ведь именно через душу человек познаёт Бога и служит Ему.

– В чем заключается обман общества потребления?

– Человек достигает, как ему кажется, каких-то новых ступеней не за счет трудовых усилий, а за счет какого-то внешнего «макияжа». Если у человека на руке не просто часы, которые отмеряют время, а целая инвестиция, он вырастает в собственных глазах. «Я же не глуп, если я так успешен», – думает он, развивая мысль «если ты такой умный, почему такой бедный».

Все эти рассуждения упираются в больную для современного общества тему. Часто человек мыслит свою жизнь только здесь, и она заканчивается смертью. Человек не помнит и не думает о том, что жизнь у него вечная. Это, пожалуй, и является главной причиной того, что свою земную успешность мы ставим на первый план. Мы веруем, что жизнь не замыкается земной перспективой, но, к сожалению, большинство людей перестает заботиться о бессмертной душе, все чаще забывая, что человек создан для жизни вечной.

Что означает «блаженны нищие духом?».

Святитель Григорий Нисский пишет, что «нищета духовная есть смирение». И примеров тому достаточно. Вспомним житие преподобного Арсения Великого. Владея науками, он обучал сыновей императора Феодосия, правившего Восточной Римской империей в IV веке. Однако высокий почет тяготил его дух, и глубокая вера побудила юношу служить Богу. Он попросил церковных пресвитеров принять его в число монахов, называя себя убогим странником, однако внешность указывала на знатного человека. Братия отвели его к авве Иоанну Колову. Тот во время трапезы не посадил Арсения среди иноков, но бросил ему сухарь, сказав: «Если хочешь, ешь». С великим смирением преподобный Арсений пал на колени, подполз к лежавшему сухарю и съел, отойдя в угол. Видя это, старец Иоанн сказал: «Он будет великим подвижником!». Арсений являет пример кротости. Он воспринял это как урок, как замок к той двери, которую он собирался открыть. И открыл – ключом смирения.

– Иногда люди, заходящие в храм, тоже начинают сравнивать Церковь с местом, где можно заказать ту или иную услугу. Доводилось ли Вам как священнику встречаться с подобным отношением людей?

– Это происходит очень часто. Люди воспринимают храм Божий как магазин, где, если нажать определенную кнопку и опустить купюру, получится заданный и ожидаемый результат. И даже не задумываются, что в духовной жизни существуют совсем иные законы.

Порой сталкиваясь с личной духовной проблемой, решение которой требует неких усилий, мы не хотим ничего принципиально менять. Просто хотим, чтобы то или иное обстоятельство ушло из нашей жизни, и мы при этом затратили как можно меньше трудов. Деньгами, как нам кажется, это сделать проще, но в данном случае деньги проблему не решают. Нужно затратить собственные усилия и принести свою внутреннюю жертву, чтобы что-то изменилось в нашей жизни. Требуется покаяние, молитва, стремление познания Бога.

– У нас может лежать дома несколько молитвословов, но мы даже не открываем их, или покупаем иконы святых, но не удосуживаемся прочитать их жития. Можно ли сказать, что потребительское отношение проникает в жизнь христианина?

– Я бы сказал, что это неразумное накопительство. Есть и заблуждение человека в том, что если дома у нас будет множество икон святых, нам это поможет. Поможет, но только если прикладывать усилия. Когда человек воцерковляется, ему хочется побывать во многих монастырях, привезти домой побольше святынь. Но как бы за этой гонкой не стать ему духовным туристом. Все надо делать осмысленно.

Беседовала Людмила Питайчук

Пресс-служба Покровской епархии
Оставить комментарий
Поделиться в: