По благословению Епископа Покровского и Николаевского Пахомия

Православное заволжье

Официальный сайт Покровской Епархии

Русская Православная Церковь Московского Патриархата

Доклад Епископа Покровского и Николаевского Пахомия на Епархиальном собрании Покровской епархии

Всечестные отцы, братья и сестры!

Завершается 2017 год, и мы вновь собрались с вами для того, чтобы подвести итоги той деятельности, которую ведут в нашей епархии священнослужители и неравнодушные миряне. В этом году как на общецерковном, так и на епархиальном уровне произошли значительные события. И Архиерейский Собор Русской Православной Церкви, и Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл обращались к нам, анализируя современную церковную жизнь. Хотелось бы осмыслить результаты наших с вами трудов и обсудить дальнейшие пути пастырского делания в нашей епархии, учитывая основные идеи этих обращений. 

Часть 1. Общие статистические сведения

В начале доклада приведу основные статистические данные, характеризующие церковную жизнь в нашей епархии. В 2017 году мною было совершено 189 богослужений, 40 архипастырских поездок. Совершены 10 хиротоний, из них 5 священнических и 5 диаконских.

В Покровской епархии 99 священнослужителей. Из них к белому духовенству относится 78 священников и 13 диаконов. В общее число священнослужителей входит 8 монашествующих, из них – 1 архимандрит, 1 игумен, 5 иеромонахов, 1 иеродиакон. В Покровской епархии несут послушание 1 игуменья, 19 монахинь, 1 инок.

Архимандрит Иннокентий (Третьяков) и протоиерей Григорий Микаэлян перешли на служение в Златоустовскую епархию. Игумен Даниил (Козырев) почислен за штат с правом перехода в другую епархию. Священник Михаил Блохин запрещен в священнослужении. Кроме того, с прошлых лет остаются под запретом священник Андрей Воропаев, диаконы Сергий Афанасьев и Максим Чункасов. Диакон Алексий Николаев решением епархиального Церковного суда, утвержденным Святейшим Патриархом Кириллом, извержен из священного сана.

В Покровской епархии зарегистрировано 107 приходов и 2 Архиерейских подворья. Зарегистрированы и действуют 2 монастыря (1 мужской и 1 женский). В образовательных, медицинских, социальных, исправительных учреждениях и воинских частях действуют 9 храмов и 13 молитвенных комнат. В 11 незарегистрированных приходах действуют 11 храмов. Общее число храмов, включая монастырские, и иных молитвенных помещений в епархии – 150.

В течение 2017 года было зарегистрировано 2 прихода. В будущем году эта работа будет продолжена.

В 2017 году совершено Великое освящение 4 храмов:

—​ храма во имя Живоначальной Троицы в селе Васильевка Ершовского района,

— Свято-Троицкого храма в селе Ивантеевка,

храма в честь Покрова Пресвятой Богородицы в селе Клинцовка Пугачевского района,

— храма в честь Испанской иконы Божией Матери в селе Малая Таволожка Пугачевского района.

Территория Покровской епархии поделена на 9 благочиннических округов. В уходящем году границы округов не менялись. Благочинным Николаевского округа назначен протоиерей Владимир Растопшин.

В Покровской епархии на постоянной основе действует Епархиальный совет. Председателем Епархиального совета по Уставу Русской Православной Церкви является Правящий Архиерей. На сегодняшний день членами Епархиального совета по благословению Правящего Архиерея являются:

1.​ иерей Виктор Тихонов, секретарь Епархиального управления;

2.​ архимандрит Амвросий (Волков), благочинный Балаковского округа;

3.​ протоиерей Владимир Растопшин, благочинный Николаевского округа;

4.​ иерей Андрей Белов, секретарь Епархиального совета.

Избранными на Епархиальном собрании членами Епархиального совета являются:

1.​ протоиерей Александр Писларь, благочинный Краснокутского округа;

2.​ протоиерей Стахий Жулин, благочинный Архангельского округа;

3.​ протоиерей Сергий Буриков, благочинный Новоузенского округа;

4.​ протоиерей Александр Кашулин, настоятель храма в честь иконы Божией Матери «Державная».

В 2017 году Епархиальный совет собирался два раза. На заседаниях Епархиального совета обсуждали документы Священного Синода, проекты документов Межсоборного Присутствия: «Акафист в молитвенной жизни Церкви», «Профессии, совместимые и не совместимые со священством». А также документы: «О канонических аспектах церковного брака», «Положение о монастырях и монашествующих Русской Православной Церкви», «Положения о наградах Русской Православной Церкви» и другие постановления Архиерейского Собора Русской Православной Церкви. Благочинным было поручено познакомить всех клириков вверенных им округов с данными документами.

На заседаниях Совета также обсуждали состояние дел по епархиальной молодежной политике, административно-дисциплинарные, организационные вопросы, связанные с архиерейскими богослужениями на приходах епархии и подбором кандидатов в абитуриенты духовной семинарии. 

Часть 2. Знаменательные события церковной жизни

В 2017 году исполнилось 100 лет с тех пор, как революционные события в нашей стране кардинально изменили ее политический, экономический строй, повлияли на формирование новой идеологии и общественного устройства. Для Русской Православной Церкви эти перемены ознаменовали также начало эпохи гонений на веру, невиданных ранее в нашем Отечестве. Если мы изучим документы, принятые на Поместном Соборе 1917-1918 годов, познакомимся с репликами его участников, то сможем себе представить, насколько же русские люди были не готовы к той катастрофе, которую нес с собой ХХ век. Массовые казни христиан, страдания миллионов невинных людей в лагерях, атмосфера тотальной несвободы стали страшной школой для русского общества, а главным уроком явилось осознание того, что без Бога люди теряют человеческий облик, попирают основы не только христианской, но и общечеловеческой морали.

Но, как отметил в одном из своих интервью митрополит Саратовский и Вольский Лонгин: «В то же время это огненное искушение (см.: 1 Пет. 4, 12) явило не только человеческие немощи и ошибки, но и славу Божию. Оно было попущено для того, чтобы явился плод, который Русская Церковь принесла в русском народе за девятьсот предшествующих лет. Этот плод – новомученики и исповедники; люди, которые не отказались от Христа, а отдали за Него свою жизнь. Как это часто бывает, попущение Божие обернулось торжеством тех людей, которые смогли это испытание выдержать и соответствовать высоте своего призвания».

Не случайно юбилейные XXV Международные Рождественские образовательные чтения, которые открылись в Москве 25 января, были посвящены теме «1917-2017: уроки столетия». В работе этого крупнейшего международного форума принимала участие и делегация из Покровской епархии. Цель этого форума – не просто обсудить жизнь и подвиг новомучеников, но и предложить действенные меры по увековечению памяти о них, а также формы воспитания детей и юношества на примере их подвига. Как отметил в своем докладе на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви Патриарх Московский и всея Руси Кирилл: «Наша любовь к самим новомученикам должна выражаться в сохранении живого свидетельства об их подвиге… Важно не столько вписать имена подвижников в святцы, сколько научиться чтить их память, изучать их наследие, воспитывать подрастающее поколение в уважении к их подвигу».

На протяжении 2017 года в нашей епархии прошел ряд значимых мероприятий, посвященных памяти новомучеников и осмыслению их наследия. Среди них можно назвать V районные Сретенские православные молодежные образовательные чтения «1917-2017: уроки столетия», которые прошли в поселке Озинки 21 февраля; театральную постановку «История семьи – история России», которую Молодежный православный центр «Сретение» 26 февраля посвятил истории семей в ХХ веке; V межрайонную научно-практическую конференцию «Православная книга – путь к преображению души», которая прошла 23 марта в Покровске (Энгельсе). В этом году она была посвящена теме «Православное литературное наследие XX века», в том числе книгам новомучеников и исповедников Церкви Русской.

Размышления о том, как при таких массовых гонениях на Церковь могла сохраняться в народе живая вера, обратили наш взор на предреволюционные события. 11 июня в селе Корнеевка Краснопартизанского района торжественно отметили 100-летие со дня обретения чудотворных икон – Божией Матери «Испанская» и великомученика Пантелеимона. В этот день была совершена Божественная литургия в походном храме, после которой по улицам села прошел крестный ход к месту обретения чудотворных икон. Крестный ход завершился у часовни в честь Испанской иконы Божией Матери. Ее возведение служит сохранению памяти о чудотворном образе, явленном в селе Корнеевка накануне трагических революционных событий. В этом году была также выпущена книга «Корнеевское чудо на Саратовской земле» в рамках проекта «В память о поруганных святынях!», который стал победителем конкурса «Православная инициатива – 2017».

С 2000 года по территории нашей епархии проходит многодневный крестный ход в память всех новомучеников и исповедников Церкви Русской, который завершается в Вавиловом Доле 17 июля, в день памяти святых Царственных Страстотерпцев, торжественным богослужением. В нем принимают участие не только сами крестоходцы, но и многочисленные паломники из разных благочиний нашей епархии. В этом году участники крестного хода также прошли по городам и селам нашего края, напоминая их жителям о трагической дате русской истории.

Однодневные крестные ходы и молебны в памятных местах, где в годы гонений были разрушены православные храмы, прошли и в иных населенных пунктах. К примеру, в июле – в селах Перелюбского района.

Рассказу о жизни и мученическом подвиге христиан в ХХ веке было посвящено множество встреч, которые священнослужители и миряне проводили в этом году в общеобразовательных и воскресных школах, средних специальных и высших учебных заведениях. Просмотр документальных фильмов, обсуждение книг вызывали интерес у школьников и студентов, заставляли задуматься о том, что и перед каждым из нас может встать такой явный выбор между верой и неверием, между добром и злом.

Священнослужители и сотрудники воскресных школ старались познакомить с жизнью новомучеников не только учеников, но и педагогов общеобразовательных школ. Многие из них впервые открывали для себя эту непростую, требующую подготовки и серьезных размышлений тему. 29 ноября в Андреевском благочинии состоялись III Свято-Елизаветинские чтения «Образ женщины в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской», для участия в которых педагоги готовили исследования. 11 декабря в поселке Мокроус прошел брейн-ринг, посвященный новомученикам. Для участия в нем предварительно готовились не только ученики, но и педагоги общеобразовательных школ района.

Хотелось бы пожелать всем священнослужителям и педагогам, чтобы обращение к памяти и наследию новомучеников не закончилось с наступлением следующего года, чтобы из их житий мы продолжали черпать уроки и чтобы именно эти мужественные люди становились примером для наших детей.

Еще одним значимым событием стало принесение части мощей святителя и чудотворца Николая из Бари в Москву и Санкт-Петербург в мае-июле этого года. Ему предшествовали торжественные богослужения в городе Бари, в которых посчастливилось принять участие мне и нескольким клирикам нашей епархии. После богослужения 21 мая состоялась торжественная передача части мощей святителя и чудотворца Николая, архиепископа Мир Ликийских, для принесения в пределы Русской Православной Церкви. За два месяца пребывания честных мощей в Москве и Петербурге им смогли поклониться миллионы верующих, среди которых были и паломники из Покровской епархии.

С 29 ноября по 2 декабря в Храме Христа Спасителя в Москве проходил Архиерейский Собор Русской Православной Церкви. Юбилейный Собор был приурочен к 100-летию Патриаршей интронизации святителя Московского Тихона и восстановлению патриаршества на Руси. Поэтому торжественное открытие Архиерейского Собора 29 ноября предварили Литургия и принесение мощей святителя Тихона из Донского ставропигиального мужского монастыря в Храм Христа Спасителя.

Собор открыл Святейший Патриарх очень содержательным докладом, в котором особое внимание он уделил образованию и катехизации, работе с молодежью, миссионерской, информационной деятельности на приходах.

В следующем, 2018 году исполняется сто лет со дня убиения семьи последнего русского императора. Особый интерес участников Собора вызвал доклад епископа Егорьевского Тихона (Шевкунова), секретаря церковной комиссии по изучению результатов исследования останков, найденных под Екатеринбургом. Владыка Тихон упомянул о недостатках проведенного в 1990-х годах следствия и новых подходах к исследованию.

Архиерейский Собор поддержал предложение Блаженнейшего митрополита Киевского и всея Украины Онуфрия подчеркнуть особый статус Украинской Православной Церкви Московского Патриархата. Положение об Украинской Православной Церкви вынесено в отдельную главу Устава Русской Православной Церкви. Владыка Онуфрий выступил с докладом о жизни Украинской Церкви, рассказал о случаях захватов храмов, проблемах с государственной регистрацией приходов, попытках закрепить религиозную дискриминацию на законодательном уровне и дискредитировать Украинскую Церковь в глазах украинского общества, спекулируя ее якобы «несамостоятельным» статусом.

В адрес Собора от бывшего митрополита Киевского и всея Украины Филарета поступило обращение. Филарет просит простить его, восстановить евхаристическое и молитвенное общение с христианами, состоящими в украинском церковном расколе, отменить решения о прещениях и отлучениях ради достижения Богом заповеданного мира между единоверными православными христианами и примирения между народами. На Соборе было принято решение реагировать на это обращение осторожно, сдержанно, но оптимистично, с надеждой на разрешение этого затянувшегося конфликта.

По решению «Об общецерковном прославлении ряда местночтимых святых» в месяцеслове Русской Церкви и святцах появится более 30 новых имен. Большинство святых – старцы знаменитой Глинской пустыни (Сумская область). Также в списке есть два местночтимых белорусских подвижника.

На Соборе было принято «Положение о монастырях и монашествующих», обсуждение которого происходило с 2012 года. На основе отзывов из епархий были внесены поправки относительно монашеских постригов вне монастыря, деятельности игуменов, основных принципов и правил жизни в обителях. Утвержденный документ основан на древних иноческих правилах и уставах. Он является нормой и разъяснением, в котором нуждаются не только архиереи, наместники и насельники монастырей, но и любой интересующийся жизнью Церкви человек.

Документ «О канонических аспектах церковного брака» – это первый в современной церковной практике полный перечень указаний к заключению и прекращению брака, где все канонические нормы сведены в один текст и адаптированы к реальности. На мой взгляд, получился взвешенный и проработанный документ, который поможет не только священнослужителям, но и мирянам в решении вопросов, касающихся создания семьи.

Впервые в новейшей истории России посетил Архиерейский Собор глава государства Владимир Владимирович Путин. Президент Российской Федерации отметил, что установление патриаршества на Руси стало признанием авторитета Русской Церкви в православном мире. «Государство, уважая самостоятельность и независимость Церкви, рассчитывает на продолжение соработничества в таких важнейших сферах, как образование и здравоохранение, сохранение культурного и исторического наследия, поддержка семьи и воспитание молодежи, борьба с социальными недугами», – сказал президент, подчеркнув, что «подвижническая миссия Русской Православной Церкви не знает государственных границ».

«Значительным событием в истории Православной Церкви» назван Критский собор 2016 года. Однако он не может рассматриваться как Всеправославный, а принятые на нем решения – как обязательные.

В этом году выпущена Патриаршая награда – юбилейная медаль «В память 100-летия восстановления Патриаршества в Русской Православной Церкви», которой будут награждаться священнослужители и миряне, особо потрудившиеся на поприще церковного служения. 

Часть 3. Просветительская деятельность

Просвещение людей светом Христовой веры – одна из первоочередных задач Церкви. С апостольских времен христиане несли в мир благую весть, самой жизнью убеждая в истинности своих слов. И сегодня те люди, к которым мы обращаем свою проповедь о Христе, ждут от нас живого слова, подкрепленного духовным опытом. А для того чтобы произносить такие слова, пастырь должен постоянно заниматься просвещением. И прежде всего – собственной души.

Наше время можно назвать парадоксальным. С одной стороны, мы видим в храмах много образованных людей, нам доступно такое количество информации, духовных книг, богословских бесед, о которых наши предки в XIX, ХХ веке не могли и мечтать. С другой стороны, по наблюдению многих, падает уровень культуры, наши современники теряют способность самостоятельно мыслить, понимать сложные смыслы, заложенные в богослужении и богословии. И при этом со всех сторон человека убеждают, что не нужно стремиться к исправлению. Совсем немногие люди могут увидеть, что они недостаточно образованны, не лучшим образом воспитаны. И еще меньше тех, кто может увидеть свой потенциал и начать системно восполнять пробелы своего образования.

Современный человек часто пытается представить себя лучше, чем он есть на самом деле. А ведь Христос призывает нас видеть свое недостоинство, каяться в грехах, исправлять ошибки. И пастырей это касается в первую очередь. Нужно постоянно заниматься самообразованием: читать серьезные книги, интересоваться церковной историей, литургической практикой. К сожалению, приходится отмечать, что у наших батюшек мало живого интереса к службе. Последование того или иного богослужения не вызывает у них вопросов, желания понять нашу традицию.

Священник должен любить богослужение, понимать его, воспринимать службу осмысленно. Если для священника богослужение – это набор непонятных действий, он стремится как можно быстрее его завершить. Это чувство передается его прихожанам, которые также начинают воспринимать службу в храме как некую тяготу, лишнюю нагрузку, не видят в ней поддержку и утешение. Порой священники не стесняются служить небрежно, быстро, мотивируя это тем, что прихожане все рано ничего не понимают. Но это совсем не так, есть миряне, которые искренне любят богослужение, разбираются в уставе. И такое поведение священников ранит их.

Храм должен становиться домом для человека, и во многом это задача пастыря. Это, конечно, не значит, что прихожане должны вести себя вольно, развязно и обсуждать во время службы бытовые проблемы. Дисциплина должна быть, но должно быть и понимание, доверие между пастырем и прихожанами. Люди должны стремиться разбираться в службе, внимательно слушать, что поет хор, о чем говорит Архиерей или священник во время проповеди. Мне, к сожалению, нередко приходилось наблюдать, как прихожане теснятся у порога храма, боясь подойти ближе.

Много раз я говорил о том, что священники должны совершать соборные богослужения, собираться для обсуждения приходской практики, пастырского окормления. Организация таких собраний – задача благочинного. В нашей епархии такие собрания происходят во всех округах, но недостаточно часто. Сами священники должны тянуться к общению, не замыкаясь в своем маленьком мирке в попытке решить повседневные проблемы.

Церковная жизнь для человека начинается с Таинства Крещения. В наши дни особая сфера просветительской работы священно- и церковнослужителей – проведение огласительных бесед перед Таинствами Крещения и Венчания. Зачастую на эти беседы приходят люди, очень далекие от веры и Церкви, поэтому от человека, который их проводит, требуется немало терпения и душевных сил. Но всегда стоит помнить, что проповедовать этим людям слово Божие – наш долг.

Нельзя оправдывать свое нежелание проводить огласительные беседы тем, что людям это не нужно и неинтересно. Сделать беседы живыми, интересными – задача катехизатора. Для этого необходимо пользоваться современными педагогическими приемами, использовать мультимедийные средства и различные методические материалы. Обращаю внимание настоятелей: катехизатор должен быть человеком знающим, церковным, обладающим педагогическими навыками и, что очень важно, здравомыслящим и адекватным.

Информацию о количестве, времени и тематике огласительных бесед необходимо размещать на информационных стендах в каждом храме. В Покровском округе разработана информационная таблица о проведении огласительных бесед перед Таинствами Крещения и Венчания в храмах благочиния. Рекомендую в Балаковском и Николаевском округах разработать такую же информационную таблицу, которая будет размещена на информационных стендах каждого прихода данного благочиния.

В этом году в издательстве нашей епархии вышло «Пособие для желающих осознанно принять Крещение, войти в Церковь и обрести веру (материалы для бесед с оглашаемыми, крестными и родителями)» протоиерея Александра Милованова. Надеюсь, что оно будет полезно священникам и катехизаторам, а также тем людям, которые делают в храме первые шаги.

Для успешного проведения просветительской деятельности настоятель должен искать себе сторонников, и прежде всего из интеллигенции. Нужно идти в школу, чтобы налаживать отношения с педагогами, обсуждать с ними проблемы современного воспитания и образования. Люди должны понимать, что священник – человек образованный. И он может не только о чем-то постоянно просить, но способен и чем-то помочь учителю, воспитателю. Такое взаимное общение может принести добрые плоды, сделать учителей и пастырей настоящими соработниками.

В первую очередь это сотрудничество должно быть связано с преподаванием курса «Основ православной культуры», которое вызывает множество вопросов. Даже если педагог искренне расположен к преподаванию, к Церкви, он сталкивается со многими трудностями. И здесь священник может поддержать учителя, дать верные ориентиры. Безусловный плюс этого курса в том, что священники приходят в школу, общаются с педагогами, учениками, их родителями. Священнослужителя перестали воспринимать как инопланетянина или какого-то чудака, ему не стесняются задавать вопросы.

Однако нельзя забывать, что курс ОПК – это не просто поле для взаимного общения, а именно учебный предмет, со своей методикой, правилами преподавания. Диалогу между пастырями и педагогами в этой сфере помогают руководитель и сотрудники отдела религиозного образования и катехизации Покровской епархии. И я благодарю руководителя отдела Юлию Кабдуллаевну Земскову, а также помощников благочинных по религиозному образованию и катехизации, особенно Покровского, Андреевского, Балаковского и Николаевского округов.

Но это не значит, что сотрудники отдела должны все делать за священников, особенно за тех, которые в школе не появляются вовсе. Любой епархиальный отдел координирует усилия священно- и церковнослужителей, помогает воспользоваться опытом других.

Особую роль в координации усилий и собирании накопленного в Покровской епархии опыта играет Покровский епархиальный образовательный центр. Он работает всего два года, но уже можно говорить о плодах педагогической и просветительной деятельности его директора Ларисы Геннадьевны Курканиной и сотрудников. На базе центра постоянно проходят обучающие курсы и онлайн-семинары для педагогов, преподающих ОПК в разных районах нашей епархии.

В 2017 году на базе центра проходили курсы «Введение в Православие» для воспитателей дошкольных учреждений. Работа с детскими садами – одно из приоритетных направлений, ведь именно в раннем детстве формируется душа человека, он знакомится с основными нравственными понятиями. В наши дни многие воспитатели понимают, как важно дать ребенку в этом возрасте представления о вере, о добре и зле. Но, к сожалению, им самим зачастую не хватает элементарных знаний о Православии. Потому наша общая задача (всех пастырей, а не только сотрудников епархиального центра) – просвещать этих людей.

На базе Образовательного центра организованы курсы повышения квалификации и для церковных сотрудников. В декабре 2017 года проходила сессия для регентов церковных хоров. В этом году завершились курсы для педагогов воскресных школ по направлению «Организация работы воскресных учебно-воспитательных групп».

В помощь учителям и воспитанникам воскресных школ в Покровском епархиальном образовательном центре выпускают комплекты учебно-методических пособий. В этом году вышли в свет рабочие тетради по дисциплинам «Священная история. Новый Завет», «Устройство православного храма», «Православное краеведение». Нашим опытом заинтересовались даже педагоги из других епархий. Призываю настоятелей активно привлекать к помощи в этой работе наиболее способных педагогов своих воскресных школ. Создание пособий требует усилий, но тем самым мы обеспечиваем полноценное обучение наших воспитанников и спокойный продуктивный труд педагогов.

Поиск форм и методов воспитания и обучения детей в приходских воскресных школах – непростая задача, требующая нашего общего творческого поиска. Как подчеркнул в своем выступлении Патриарх Кирилл: «Основная задача Церкви не в том, чтобы наполнить разум детей суммой знаний, а в том, чтобы помочь им войти в жизнь Церкви, найти в ней свое место, приобщить их к Священному Писанию и Преданию, к литургической жизни».

Сегодня дети привыкли к информации и потому предъявляют к образовательному процессу повышенные требования. Им легче усваивать информацию, погружаясь в интерактивную среду, участвуя в образовательном процессе вместе с педагогом, при этом четко представляя желаемый конечный результат. С самого раннего детства они привыкают к гаджетам, погружению в виртуальную реальность. Именно поэтому, по словам Святейшего Патриарха, в программу воскресных школ должны входить предметы, которые вводили бы ребенка в соприкосновение с реальной жизнью; в частности, очень важным является приобщение детей к труду.

Не стоит забывать и о привлечении детей к участию в богослужении. Ребенок может помогать в алтаре, у подсвечника, за панихидным столом. Как показывает практика, лучше всего понимают богослужение дети, имеющие опыт клиросного послушания. Поэтому просто необходимо развивать детские хоры, привлекать детей к богослужебному чтению. Это сложный, требующий многих усилий, но зато и приносящий добрые плоды труд. К сожалению, многие воспитанники воскресных школ, посещающие занятия не один год, совершенно не понимают того, что происходит в храме, не знают и не любят богослужение. Вечерняя служба сводится у них только к помазанию маслом, после которого, по их мнению, оставаться в храме просто бессмысленно. А Литургия – к Причастию, после которого дети также спешат покинуть храм.

С особенной силой все недоработки в работе с воспитанниками воскресных школ проявляются, когда они достигают подросткового возраста. Многие покидают храм, не найдя у пастырей, педагогов должного внимания и ответов на возникающие вопросы. Кого-то влекут соблазны мирской жизни. Нам нужно понимать, что поиск форм для работы со старшеклассниками очень важен. Одна из таких форм в нашей епархии – отдых детей и подростков в детском православном лагере Покровской епархии «Гардарика», который проходит ежегодно на базе детского загородного лагеря «Огонек» в Марксовском районе. Именно из подростков выбирают здесь помощников и будущих вожатых.

Позицию родителей (разной степени воцерковленности) можно охарактеризовать так: сделайте из моего чада честного, доброго, воспитанного – при этом не всегда даже православного – человека. Очень часто родители знают о Православии меньше своих детей. Поэтому очень важна работа священнослужителей с родителями воспитанников воскресных школ. На базе крупных воскресных школ нашей епархии, таких как «Преображение» Свято-Троицкого кафедрального собора, «Девора» Свято-Троицкого храма города Балаково, регулярно проводят не только собрания, но и лектории для родителей. Призываю всех настоятелей перенимать этот опыт.

Снова напоминаю вам, отцы и братия, что воскресная школа – это своего рода «показатель качества» для современного прихода. В ее состав входят активные прихожане, а воспитанники являются потенциальными помощниками священнослужителей. Кто-то из них в дальнейшем может выбрать путь служения Церкви. Поэтому печально осознавать, что порой такая благодатная нива не возделывается с упорством. Создав формальную учебную группу, больше похожую на кружок по интересам, настоятель и директор не прикладывают достаточного усердия для её развития. Зачастую за несколько лет не меняется ни состав воспитанников, ни предметы, ни система обучения. Хотя в настоящее время в епархии, как уже было сказано, накоплен большой методический опыт в помощь педагогу.

В течение года в воскресных школах епархии проходят самые различные мероприятия, объединяющие приход. Но не стоит забывать о проведении мероприятий на уровне благочиния или в целом епархии. Участие в них способствует объединению воспитанников различных воскресных школ и повышению уровня проведения приходских праздников. Все мы понимаем, с какими трудностями приходится сталкиваться, чтобы привезти детей в соседний район на конкурс или в епархиальный центр на Архиерейскую елку. Но делать это обязательно нужно.

В этом году Архиерейская рождественская елка традиционно прошла 8 января. Ее участниками всегда являются активные воспитанники воскресных школ Покровской епархии и учащиеся общеобразовательных учреждений, которые проявили свой интерес к православной культуре во время конкурсов и олимпиад. Настоятельно прошу священнослужителей и директоров воскресных школ постараться доставить детей на елку 2018 года.

В 2017 году в Покровской епархии были реализованы два грантовых проекта – «Духовно-просветительский центр “Покров”» и «Культурно-просветительский центр “Покровский луч”», благодаря чему удалось провести множество мероприятий, направленных на просвещение, укрепление семьи и популяризацию традиционных семейных ценностей. Одно из значимых мероприятий – Пятые региональные Покровские образовательные чтения, которые в этом году были посвящены теме «Нравственные ценности и будущее человечества». В их программу вошел ряд встреч, семинаров, круглых столов, объединенных одной целью – помочь в деле христианской проповеди священнослужителям и мирянам. Священники, педагоги, социальные работники, представители власти делились опытом в сфере миссионерской деятельности и просвещения. В этом году в рамках чтений проведено 12 мероприятий, которые организовали все отделы епархиального управления. Призываю вас, отцы и братия, активно помогать сотрудникам Отдела религиозного образования и катехизации в организации этого форума. 

Часть 4. Внутренняя и внешняя миссия

С апостольских времен миссия – проповедь внешнему миру о Христе и Его спасительном учении является неотъемлемой частью церковной жизни. Но мы знаем «что весь мир лежит во зле» (1 Ин. 5, 19). Искажение представлений о добре и зле, непонимание законов духовной жизни стало следствием грехопадения. Мне много приходится общаться с нецерковными людьми. И порой, даже несмотря на доброе расположение, на многолетнюю дружбу, они вовсе не понимают, чем живет Церковь, какие мотивы лежат в основе наших поступков. Порой люди смотрят на священнослужителей в лучшем случае как на странных чудаков, а в худшем – как на лицемерных хитрецов, преследующих корыстные цели. Изменить такое представление бывает очень сложно, ведь эти выводы человек делает на основании собственного отношения к миру, к окружающим людям.

Поэтому результаты наших миссионерских трудов зависят не от нас, но от Господа. Как отметил, выступая на Архиерейском Соборе, Патриарх Кирилл: «Служение Церкви в мире – это, образно говоря, служение закваски, которая квасит всё тесто. Наше служение подлинно тогда, когда оно возвещает преобразование мира силой Божией, значимость которой выше значимости всех наших действий».

Но эти слова, конечно, не означают, что священник должен полностью отказаться от миссионерской работы, сидеть в храме и ждать, когда Господь приведет к нему людей. Спрашиваешь иной раз священника: «Как складывается сотрудничество с педагогами?» И слышишь в ответ: «Не складывается». «А в школе был?» «Нет». Но как же может что-то получиться у того, кто и усилий не прилагает?

В наши дни священник, а тем более настоятель или благочинный должен собрать вокруг себя коллектив единомышленников. Они должны принимать участие во всех значимых событиях, происходящих в городе или селе, чтобы привнести в них христианские смыслы.

Конечно, в нашем регионе вряд ли возможна миссия в том понимании, в каком мы видим ее в истории Древней Церкви или на крайнем Севере и в Сибири в XIX веке. Но и перед нами лежит широкое поле для миссионерской работы. И в первую очередь с теми, кто уже пришел в наши храмы за тем, чтобы или принять Таинство Крещения самим, или окрестить своих детей, или стать крестными родителями. Порой эти люди имеют весьма смутное представление о самых азах нашей веры, и уж тем более не представляют обязанности, которые возникнут у них после совершения Таинства.

Можно рекомендовать настоятелям и клирикам храмов опыт проведения Евангельских бесед для всех желающих. Во время этих бесед можно затрагивать самые различные вопросы, касающиеся не только Евангельской или общецерковной истории, но и повседневной церковной жизни. Ярким примером такого прочтения евангельских строк вместе с современниками служат «Беседы на Евангелие от Марка» священноисповедника Василия (Преображенского), епископа Кинешемского.

В первую очередь миссионерскую работу священник и церковные сотрудники должны проводить именно в храме, среди приходящих в него людей. Но это, безусловно, не значит, что пространством храма эта работа должна ограничиться. Священник обязательно должен идти в мир и проповедовать в школе, в вузе, на предприятиях и в организациях своего города или села. Там, где священник открыт для общения с внешним миром, по нему, по его поведению, культуре судят в целом о Церкви. К примеру, для многих жителей поселка Озинки Церковь ассоциируется с той плодотворной работой, которую протоиерей Стахий Жулин ведет на протяжении многих лет. Активно работают с молодежью, педагогами, с людьми, находящимися в группе риска, протоиерей Александр Милованов, священник Аркадий Махсумов, священник Вячеслав Москалев и многие другие наши батюшки. И под влиянием этого общения у их собеседников складывается положительный образ пастыря – добропорядочного человека, способного услышать собеседника и прийти на помощь нуждающемуся. И когда эти люди прочтут в Интернете или услышат по телевидению какую-то негативную информацию, опыт доброго общения с православным пастырем поможет им не стать жертвой манипуляции сознанием.

Сегодня мы несем Евангельское свидетельство в том мире, где отношение к информации изменилось кардинально. Если в древности письменные источники были дороги и редки, в наши дни в сети Интернет, в иных электронных ресурсах каждый человек может не только найти информацию по любому интересующему его вопросу, но и стать автором информации. С одной стороны, это облегчает миссионерскую работу, выводит ее на качественно новый уровень. Но, с другой стороны, есть в этом и своя сложность – люди перенасыщены информацией, которая уже не оказывает сильного влияния на их жизнь. Это время выдвигает свои требования к качеству нашей проповеди, к содержательному наполнению епархиального и приходских сайтов.

Люди уходят в виртуальный мир, порой забывая о мире реальном, принося в жертву виртуальным контактам общение с близкими людьми. Ведь виртуальное общение ни к чему не обязывает, а личное – требует открытости и жертвенности. Особенно актуально это для детей и молодежи. Не следует забывать, что Церковь должна давать пример живого человеческого общения. Приходская община должна стать настоящей семьей. И во многом это зависит от настоятеля.

Однако нельзя игнорировать тот факт, что социальные сети – это такая же реальность нашего времени, как телевидение или радио. Поэтому священник может и должен присутствовать там, стараясь побуждать людей к обсуждению глубоких вопросов. Но как отметил Патриарх Кирилл: «Есть здесь и опасность увлечься собственным образом в социальных сетях, стать священником-блогером, стремящимся высказывать свое мнение по поводу и без повода, а не священником, для которого блог – это лишь одно из средств общения с людьми». Нужно соизмерять свои силы и правильно расставлять приоритеты. Странно выглядит священник, на блог которого подписаны тысячи людей. А в его храме при этом полтора десятка прихожан, которые не имеют элементарных представлений о приходской жизни.

Хотел бы обратить ваше особое внимание на то, что жизнь священника не делится на публичную и приватную. Когда вы размещаете информацию на своих страницах в социальных сетях, выбираете свою фотографию для вайбера или вацапа, вы должны отдавать себе отчет, какую информацию и о себе, и в целом о Церкви транслируете внешнему миру. Пастырь, выбирающий для собственного представления героя мультфильма, животное или фото в мирской (часто легкомысленной) одежде, должен понимать, что его действия могут стать соблазном для верующих и поводом к злословию для людей, враждебно настроенных по отношению к Церкви. Эти размышления касаются также названия электронных почтовых ящиков, в которых у некоторых клириков встречаются самые странные словосочетания.

Особое поприще миссионерской работы – проповедь Евангелия в молодежной среде. Говоря на Соборе об особенностях этой проповеди, Патриарх Кирилл отметил: «Убедительная проповедь, особенно когда она обращена к молодежи, должна подкрепляться делом, показывать вечную новизну благовестия Христова, демонстрировать, что именно в следовании Христу – истинный протест, уход от трафаретного поведения, навязанного секулярным миром».

Однако современная идеология общества потребления оказывает пагубное влияние на молодежь. Результаты этого влияния мы ощущаем и в своей пастырской работе. Еще несколько десятилетий назад именно молодых людей отличали бескорыстная жертвенность, стремление служить Отечеству, помогать ближним, не требуя ничего взамен. А в наши дни очень часто молодой человек хочет, чтобы служили ему: бесконечно решали явные и надуманные проблемы, организовывали досуг. Как справедливо отметил Патриарх Кирилл: «Церковь – это не штаб по организации культурно-массовых мероприятий. Эти мероприятия могут, а в приходах с большим числом молодежи – даже должны быть частью приходской жизни. Но в центре жизни христианина любого возраста, молодого или пожилого, непременно должны быть Евхаристия и следование Евангельскому слову».

От руководителя отдела молодежного служения и от каждого пастыря, работающего с молодыми людьми, требуется особая мудрость, чтобы вывести их на путь деятельного служения Богу и Церкви. В нашей епархии существует много направлений деятельности, в которых молодые люди могут принести пользу ближним. Это и волонтерская работа в больницах, и помощь в организации епархиальных мероприятий для детей, и работа в детском православном лагере «Гардарика», и посещение детских домов и домов ребенка, и участие в многочисленных благотворительных и миссионерских акциях.

Патриарх также призвал нас помнить о тех молодых людях, которые выросли в Церкви. И возникает особый, часто очень больной вопрос: вырастают ли дети священников церковными людьми? Выбирают ли они путь служения Церкви, ведь сын-священник – лучшая похвала для пастыря. В жизни священнослужителей нашей епархии мы видим самые разные ответы. Это непростая тема, не всё здесь зависит только от родителей. Но если ребенок священника выбирает позицию против Церкви, богослужения, заповедей Божиих – это серьезный повод для пастыря оценить свое собственное служение. Как он относится к храму, к службе? О чем говорит в кругу семьи?

С еще одной проблемой в области молодежного служения сталкиваются сегодня пастыри не только на маленьких сельских приходах, но и в районных центрах – после окончания школы молодежь уезжает учиться в областной центр. И большинство из них ставит перед собой цель – никогда обратно не возвращаться. Может ли священник что-то сделать с этой печальной тенденцией нашего времени, которое, как известно, не выбирают? Ответить положительно на это сложно. Но пытаться в любом случае нужно.

В 2017 году отдел молодежного служения Покровской епархии осуществлял работу по основным сложившимся направлениям:

—​ просветительская и миссионерская деятельность в молодежной среде;

​— создание православно ориентированных молодежных объединений и клубов, участвующих в социальных и благотворительных проектах;

привлечение студентов и старших школьников для участия в приходских и общеепархиальных мероприятиях.

Одной из значимых форм просветительской деятельности в этом году явилось участие молодежных активистов епархии в проекте «Чтобы знали и помнили», посвященном новомученикам и исповедникам Саратовского Заволжья. Периодически проходят встречи Архиерея со студентами высших и средних специальных учебных заведений.

В текущем году в рамках проектной деятельности в Покровской епархии был создан православный молодежный центр «Сретение». Основная цель работы центра – развитие молодежной просветительской деятельности и волонтерского движения. В ходе реализации проекта подростки и студенты знакомились с традиционной отечественной культурой, с историей Отечества и подвигом великих исторических и церковных деятелей.

В 2017 году руководитель отдела священник Аркадий Махсумов провел цикл бесед, раскрывающих истинную природу «групп смерти» в сети Интернет, лектории и круглые столы, а также флешмобы против нарко-, алкогольной и табачной зависимостей. Интересным опытом, получившим широкий резонанс в местных СМИ, стало совместное с Центром медицинской профилактики и студентами Энгельсского технологического института театрализованное мероприятие «Суд над электронной сигаретой».

В этом году руководитель и активисты отдела участвовали во многих выездных межъепархиальных мероприятиях, рабочих встречах разного уровня, семинарах, круглых столах, молодежных форумах. В результате получен ценный опыт взаимодействия, возникли идеи собственных мероприятий.

В то же время проведение многих мероприятий, в которых участвует молодежь, стало и в нашей епархии доброй традицией: раздача листовок во Всероссийский день трезвости, Архиерейская Рождественская ёлка, Рождественские балы в благочиниях, игра «Брейн-ринг», фестиваль «Сретение духовное», кинолектории.

Администрации многих учебных заведений приглашают священнослужителей на беседы со студентами, посвященные основам нравственности, созданию семьи. За год беседы о недопустимости абортов и важности сохранения традиционной семьи в епархии услышали около 3000 молодых людей. Благодарю за труды руководителя епархиального отдела священника Аркадия Махсумова и всех священников, активно работающих с молодежью. 

Часть 5. Социальное служение

На VII Общецерковном съезде по социальному служению, который проходил 25 октября текущего года в Храме Христа Спасителя в Москве, Патриарх Кирилл подчеркнул: «Священник призван проповедовать христианские ценности, передавать людям некое послание, побуждая их совершать добрые дела».

Забота о немощных, одиноких, обездоленных людях с древности была одним из приоритетных направлений церковной деятельности. Безусловно, сегодня мы находимся в иных экономических и социальных условиях, нежели двести или триста лет назад. У Церкви нет серьезных источников доходов, за счет которых можно было бы развивать масштабную благотворительную деятельность, подобную той, что вели крупные монастыри в древности. Поэтому нам приходится взвешивать свои силы, расставлять приоритеты в помощи нуждающимся.

Но в то же время сегодня и не такое положение, как во времена богоборческой власти, когда Церковь была исключена из всех общественных отношений и любое проявление социальной активности со стороны церковных людей рассматривалось как антисоветская деятельность. Сегодня священник может и должен быть инициатором и координатором социальной работы своих прихожан, представителей волонтерских движений. При этом важно придавать социальной работе христианское измерение и заботиться о духовном окормлении не только нуждающихся, но и самих добровольцев. Задача пастыря – помочь расставить правильные приоритеты во внешней деятельности, чтобы она не была в ущерб посещению богослужений и заботе о близких людях, которую в первую очередь поручает человеку Господь. Ибо по слову апостола Павла, «если же кто о своих и особенно о домашних не печется, тот отрекся от веры и хуже неверного» (1 Тим. 5, 8).

Отдел по делам благотворительности и социальному служению Покровской епархии осуществляет координацию социальной и благотворительной деятельности, а также руководит Покровским православным обществом «Милосердие» во имя святителя Николая Чудотворца. Основными направлениями работы отдела по-прежнему являются:

— забота о детях-сиротах или оставшихся без попечения родителей;

помощь малообеспеченным многодетным семьям;

окормление больных, одиноких людей и людей без определенного места жительства;

проведение мероприятий, направленных на сохранение жизни неродившихся детей, на укрепление семейных, нравственных ценностей и утверждение здорового образа жизни;

организация благотворительных акций.

В социальных учреждениях епархии действуют 2 домовых храма и 12 молитвенных комнат. В больницах, где нет молитвенных комнат, священники служат молебны в приспособленных помещениях.

На постоянной основе социальная работа ведется в большинстве храмов нашей епархии. Чаще всего она заключается в благотворительном кормлении нуждающихся, помощи одеждой, обувью и предметами быта, а также в духовном окормлении больниц.

По традиции в этом году были проведены общеепархиальные благотворительные акции: «Дари радость к Рождеству», «Эстафета памяти», «Подари православную книгу», «Портфель – школьнику», «Трезвая Россия – здоровая Россия». Кроме того, проводились приходские благотворительные акции, ярмарки и марафоны.

Одним из приоритетных направлений деятельности социальных служб остается оказание помощи больным, престарелым и одиноким людям. Священники духовно окормляют практически все районные больницы – служат молебны, совершают требы, проводят беседы, раздают литературу духовно-нравственного содержания. Сотрудники социальных служб продолжают посещать на дому и оказывать помощь больным и престарелым прихожанам храмов.

На территории Покровской епархии находится 4 дома для престарелых и инвалидов, которые регулярно посещают священники и социальные работники. В Энгельсском доме для престарелых действует воскресная школа. В целом по епархии взаимодействие осуществляется с 59 социальными учреждениями.

Сотрудники социальных служб оказывают помощь продуктами, одеждой, обувью людям без определенного места жительства.

В 2017 году бригада православных врачей, возглавляемая клириком Свято-Троицкого храма г. Балаково священником Александром Бабичем, совершила 4 выезда в сёла Балаковского района. Православные сестричества осуществляют свою деятельность в Покровском, Балаковском, Андреевском, Федоровском благочиниях. Сестры милосердия несут служение в различных отделениях больниц. Они не только осуществляют уход за одинокими лежачими больными, за детьми, оставшимися без попечения родителей или страдающими тяжелыми заболеваниями, но и помогают своим пациентам приготовиться к Таинствам Исповеди, Причастия, Соборования.

По-прежнему одним из важных направлений деятельности является сохранение жизни неродившихся детей. В рамках акции «Спасем семью – спасем Россию» в епархии совместно с Энгельсским центром медицинской профилактики регулярно проводятся встречи со школьниками, студентами высших и средних специальных учреждений. Продолжается планомерная работа с женщинами, решившимися на прерывание беременности, особенно развита она в Покровском, Балаковском, Краснокутском, Андреевском, Федоровском благочиниях.

20 января состоялось торжественное открытие Центра гуманитарной помощи «Милосердие». Реализация данного проекта в Покровском благочинии стала возможна благодаря победе Покровской епархии в открытом конкурсе на создание центров гуманитарной помощи, организованном Синодальным отделом по делам благотворительности и церковному служению Русской Православной Церкви.

На благотворительной основе нуждающимся семьям оказывают помощь юрист и православный психолог.

В ноябре 2017 года Покровская епархия одержала победу во втором этапе конкурса президентских грантов с проектом «Навстречу семье». Грантовые средства будут направлены на развитие Центра гуманитарной помощи «Милосердие».

В Балаковском и Покровском сестричествах развивается еще одно направление деятельности – сестры милосердия оказывают помощь по уходу за детьми женщинам, попавшим в трудную жизненную ситуацию.

Благодарю руководителя отдела по делам благотворительности и социального служения Татьяну Германовну Белякову, священников и их помощников по социальной работе, православных врачей и сестер милосердия, а также всех тех, кто принимает участие в этом порой незаметном, но таком нужном и благородном служении. 

Часть 6. Пастырская этика

Отрадно отметить, что большинство священнослужителей в нашей епархии – ревностные труженики и добрые люди, ответственно относящиеся к своему служению. Об этом говорят и архиереи, посещающие нашу епархию. Очень приятно, что большинство наших пастырей ходит в одежде, приличествующей священному сану. Как радостно видеть священника, который одним своим видом уже проповедует веру, напоминает согражданам о существовании Церкви Христовой, а не маскируется под вольного художника или музыканта. И как грустно, когда пастырь стесняется своего сана.

Но при всем добром, что можно увидеть и подчеркнуть в служении нашего духовенства, нельзя не сказать об одной очень важной проблеме. Часто наши батюшки готовы выполнить сами практически любую работу в храме. Но у них не хватает сил, опыта, умения, а порой и желания организовать работу приходского коллектива. Руководитель, которым по должности является каждый настоятель прихода, должен взвешивать свои силы – где времени потратить больше, где меньше. Он должен видеть процессы, происходящие на приходе, уметь контролировать различные виды деятельности.

Нельзя настоятелю все делать самому, его задача – организовать системную работу на приходе. Ведь если он выполняет обязанности пономаря, то кто будет вместо него выполнять обязанности настоятеля? Не пономарь же. Хорошо, когда священнику нравится самому водить машину, строить или копать землю. И он может себе позволить заниматься этим для души в свободное время. Но не для того он становился пастырем, а тем более настоятелем или благочинным, чтобы, оставив свои прямые обязанности, заменять в храме водителя или рабочего.

Эта же проблема – неумение стать руководителем, выстроить правильную иерархию в коллективе, увидеть проблемы, требующие внимания в первую очередь, – пагубно влияет и на семейную жизнь священнослужителей. А может, с нее и начинается. Ведь все мы помним слова апостола Павла о том, что кандидат в священнослужители должен быть «хорошо управляющий домом своим, детей содержащий в послушании со всякою честностью; ибо, кто не умеет управлять собственным домом, тот будет ли пещись о Церкви Божией?» (1 Тим. 3, 4-5).

Семейная жизнь пастыря во многом влияет на его служение. Здесь невозможно давать какие-то общие советы, тем более мне – человеку, избравшему монашеский путь. Но из своего пастырского опыта могу сказать: хорошо, когда у супругов есть некий идеал, образ семейной жизни христиан, которому они стараются подражать. На примере многих людей можно увидеть, что настоящая любовь между супругами бывает в том случае, когда их объединяет любовь ко Христу. Как отмечал преподобный авва Дорофей: чем ты ближе к Богу, тем ближе и к людям.

Священник должен быть образцом и для своих домашних, и для своих прихожан. Постоянно приходится сталкиваться с одной и той же проблемой: чем-то или кем-то обиженный человек грубит священнику и получает столь же грубый ответ. Понятно, все мы люди, и нам также бывает обидно или не хватает сил и терпения. Но нужно все-таки превозмогать эти чувства. На своем опыте неоднократно проверял – если с таким человеком попытаться по-доброму себя повести, то и ответная реакция будет другой.

К большому сожалению, и культурный, и образовательный уровень современных людей оставляет желать лучшего. Многие из нас могут с горечью сказать о себе словами Александра Сергеевича Пушкина: «Мы все учились понемногу \ Чему-нибудь и как-нибудь…». Многие люди принимают сан в зрелом возрасте, когда какие-то возможности образования и культурного развития уже упущены. Но не стоит махать рукой на воспитание собственной души. Священник должен постоянно учиться у других людей. Порой делаешь клирику замечание относительно его поведения, внешнего вида или совершения богослужения. А он, вместо того, чтобы прислушаться, сделать выводы, тебе десять возражений выдает в ответ. Пастырь призван учить людей покаянию, исправлению жизни. Но как он может это сделать, если сам не то что каяться – совета выслушать не умеет? А для того чтобы научиться людей исповедовать, нужно самому регулярно исповедоваться у духовно опытного человека.

Исповедь и Причастие – основа духовной жизни каждого христианина. Отрадно видеть, что в наши дни прихожане часто исповедуются и причащаются. Для многих людей, которые делают в храме первые шаги, воцерковление также начинается с Исповеди. Поэтому накануне и в дни больших праздников у исповедального аналоя может собираться большое количество людей. Как быть, если необходимость поисповедовать всех желающих значительно увеличивает продолжительность богослужения? Особенно этот вопрос волнует священников одноклирных приходов. Думаю, что, не нарушая общего правила обязательной исповеди перед Причастием, вполне возможно в качестве исключения допускать без исповеди тех прихожан, которые постоянно участвуют в таинствах, посещают богослужения, соблюдают посты.

Для того чтобы утром не возникало сложностей, священник должен стараться исповедовать людей вечером. Особенно это касается тех храмов, где служат хотя бы два клирика.

Исповедь требует от священника большой мудрости, такта и чуткости. Нужно отдавать себе отчет в том, что, принимая покаяние, священник не становится автоматически духовником для человека и не должен претендовать на какую-то особенную собственную значимость в деле спасения его души. К сожалению, наше время отличается духовным оскудением, люди не стремятся к послушанию, не задают насущных духовных вопросов одному священнику, полагаясь на собственный помысел. И это касается не только мирян, но и многих священников. Однако противоположной и не менее болезненной проблемой является стремление священника подавить волю человека, фактически встать между ним и Богом. Пастырь должен приводить христианина не к себе, а ко Христу. Печально бывает видеть примеры нарушения этого хорошо известного правила.

На исповеди человек в первую очередь кается в нарушении заповедей Божиих. Священник может и должен давать советы, поддерживать кающегося или призывать к более строгому отношению к духовной жизни. Но ни в коем случае нельзя превращать таинство в простую беседу по душам, в морализаторский монолог. Нельзя заставлять прихожан неоднократно каяться в одних и тех же грехах, а если они делают это по собственной воле – нужно объяснять, что тем самым они выражают сомнение в милосердии и всепрощении Божием.

На исповеди кающийся должен сам называть грехи. Если священник видит, что человек еще не совсем понял смысл Евангельского учения, он может задавать какие-то наводящие вопросы. Но нельзя превращать таинство в допрос с пристрастием. Тем более нельзя выпытывать подробности плотских падений. Святые отцы учат нас, что человеку не полезно вспоминать об этом, ведь тем самым не врачуются, а разжигаются страсти. Да и самому священнику вряд ли полезно слышать об этих подробностях.

Нельзя воспринимать сокровенную беседу с человеком во время исповеди как средство поправить собственное материальное положение или пожаловаться на Архиерея или своих собратий. Священник должен понимать, что он несет перед Богом ответственность за вред, который причиняет подобным поведением своим прихожанам.

Во время исповеди и пастырских бесед священник должен адекватно оценить: что человеку полезно услышать и сколько уделить времени. Встречаются в приходской действительности две крайности, когда пастырь вообще не замечает людей на приходе или когда он носится с одним или несколькими прихожанами, а на остальных людей, равно как и на приходскую работу, у него ни сил, ни времени не хватает.

Для расширения собственного кругозора и приобретения духовного опыта необходимо совершать паломнические поездки. Каждому священнику я посоветовал бы посетить Троице-Сергиеву Лавру, пройти по храмам этого прославленного монастыря, зайти с экскурсией в Церковно-археологический кабинет. Нужно съездить в Оптину пустынь. Сегодня это хоть и хороший, но довольно обычный мужской монастырь. Однако, отправляясь в эту обитель, человек знакомится с ее историей, с наследием Оптинских старцев. Это оказывает воздействие на душу. А у нас сегодня не то что прихожане, священники отправляются в паломничество по самым странным маршрутам. А спросишь: «С какой целью?» – и ответа вразумительного дать не могут.

Священник должен быть хорошим проповедником. Нужно уметь связывать евангельские события или богословские рассуждения с жизнью прихода, повседневностью. В противном случае проповедь получается может быть и правильной, но не жизненной, не действующей на сердце. Как сказал по этому поводу Патриарх Кирилл: «Мы настаиваем на том, чтобы священник умел проповедовать, раскрывать евангельские истины, говоря с людьми на понятном для них языке. Эти истины, которые принадлежат не древности, но вечности, должны быть актуализированы для каждого человека в соответствии с его уровнем знаний, культуры, местом проживания».

Темы для бесед с прихожанами также нужно брать из повседневной жизни человека. Нужно рассказывать о правилах поведения в храме. Но не просто о том, что делать можно, а чего нельзя. А пояснять: почему так сложилось исторически, какой в том или ином действии заложен смысл. Задача священника – проповедуя высшие идеалы, соотноситься с уровнем своей паствы.

Как сказал, обращаясь к воспитанникам Саратовской духовной семинарии в начале текущего учебного года, Митрополит Саратовский и Вольский Лонгин: «Служение священника состоится, если его сердце будет преисполнено любви к Богу и людям – ко всем и каждому, кто встречается на его пути. Священник – это человек, который не может видеть людей, погибающих от глада слышания слова Божия, и который старается донести слово о Христе, благую весть Евангелия до как можно большего числа пасомых. Священник – это человек, способный поделиться своим опытом духовной жизни, опытом богообщения и научить этому других». Дай Бог, чтобы все мы постоянно приближались к этому образу. 

Часть 7. Строительство и реставрация храмов

В 2017 году в Покровской епархии продолжалось возведение и освящение новых храмов, проведение строительных и реставрационных работ. Любой священник, настоятель, а тем более благочинный должен мыслить стратегически, на много лет вперед. Очень часто люди думают только о себе и только о сегодняшнем дне, забывая о том, что наступит завтра. Сегодня нам не хватает участков земли для возведения храмов, помещений для организации приходской жизни в таких крупных городах, как Балаково, Ершов, Николаевск (Пугачев), не говоря уже о епархиальном центре. А происходит это потому, что в 90-е годы при хороших отношениях Церкви с государственной властью священники не позаботились об оформлении прав на участки или здания. Конечно, тогда, как и сегодня, не хватало средств, возможностей. Но если бы тогда права были оформлены, сегодня у нас были бы храмы, воскресные школы, дома причта. Чтобы завтра наши потомки также не удивлялись нашему бездействию, мы должны не повторить этих ошибок. Сегодня, если муниципальная или районная власть идет нам навстречу и отдает участки земли, помещения в безвозмездное пользование, аренду или в собственность, мы должны воспользоваться этим.

Настоятель должен заботиться не только о текущем ремонте и выполнении косметических работ, но опять-таки смотреть вперед. Конечно, любые реставрационные работы требуют больших денежных вложений. Но никогда и не было так, чтобы стройка или реставрация начиналась от избытка средств. Их всегда не хватает. Однако это не повод отказаться от каких-либо действий. Если человек делает шаг веры, Господь посылает ему помощников. Конечно, колокольня, купол, не говоря уже о храме, стоят намного больше, чем может пожертвовать один человек. Но если этот человек деньги пожертвовал, надо начинать работы. Обязательно появятся и другие люди. Не надо испытывать страх перед ответственностью, который очень часто парализует деятельность настоятеля.

Нужно полагаться на помощь Божию и обязательно искать помощников. С ними нужно общаться, обсуждать ход строительных работ. Обязательно нужно говорить о том, на что пошли пожертвованные средства, ведь этого требует элементарная порядочность. К сожалению, нам иногда приходится тратить деньги на другую, более насущную нужду. Не надо бояться честно объяснить благотворителю, на что пошли его деньги, обязуясь позже выполнить запланированные работы.

Иногда решение больших задач просто раздавливает настоятеля, наступает усталость, выгорание. Для того чтобы так не происходило, нужно учиться планировать свою работу, мыслить стратегически, но при этом решать повседневные малые задачи.

Стоит отметить, что в текущем году ситуация по предоставлению настоятелями отчётов о проведённых ремонтно-строительных работах в целом стала намного лучше. Однако бывают случаи, когда священнослужители не используют приложенный формуляр для информации по ремонтным работам. Напоминаю, даже если работы в текущем году не проводились вовсе, об этом следует указать в отчёте. Не всегда настоятели подают прошения на проведение ремонтно-строительных работ.

В уходящем году были продолжены работы по реставрации Свято-Троицкого кафедрального соборазакончены фасадные работы, произведена замена кровли, продолжены работы по благоустройству территории.

Благодаря стараниям протоиерея Стахия Жулина в Архангельском благочинии в селе Старые Озинки кардинально изменилась ситуация со строительством храма во имя Святителя и Чудотворца Николая, работы движутся к завершению. В храме во имя Архангела Михаила поселка Дергачи восстановлен купол, разрушенный в годы советской власти.

В Балаковском благочинии продолжились реставрационные работы в Свято-Троицком храме города Балаково – отремонтирован портал с северной стороны храма, произведён ремонт в приделе во имя святого благоверного Александра Невского. Продолжены строительные работы в храме во имя апостола Иоанна Богослова. В храме в честь Рождества Христова проведены работы по благоустройству храмовой территории и капитальный ремонт помещения воскресной школы. В этом году в городе Балаково началось строительство храма в честь иконы Божией Матери «Троеручица». Состоялось освящение места под строительство храма во имя святителя Спиридона Тримифунтского, на месте будущего храма установлен поклонный крест. Завершено возведение часовни в честь Испанской иконы Божией Матери в селе Корнеевка. В селе Ивановка Балаковского района завершились строительные работы в выделенном помещении под храм во имя Предтечи и Крестителя Господня Иоанна: установлены иконостас, престол и жертвенник. Хотелось бы особо отметить труды благочинного округа архимандрита Амвросия (Волкова).

В Ершовском благочинии в селе Васильевка Ершовского района завершено строительство и состоялось освящение храма во имя Живоначальной Троицы, благодарю за труды священника Димитрия Тихонова.

В Краснокутском благочинии в селе Новотулка Питерского района заложен фундамент, возведены стены и начались кровельные работы в храме в честь иконы Божией Матери «Спорительница хлебов».

В Николаевском благочинии восстановлен и освящен храм в честь иконы Божией Матери «Испанская» в селе Малая Таволожка Пугачевского района. В храме в честь Покрова Пресвятой Богородицы села Липовка Духовницкого района восстановлена и полностью перекрыта кровля, активно проводятся ремонтные работы фасада. Стоит отметить труды монахини Евфросинии (Огольцовой). В этом году состоялось освящение храмов в честь Покрова Пресвятой Богородицы в селе Каменка Пугачевского района и в селе Клинцовка Пугачевского района. Освящен Свято-Троицкий храм в селе Ивантеевка Пугачевского района.

В Покровском благочинии на праздник Покрова Пресвятой Богородицы состоялось освящение нового храма в честь Покрова Божией Матери на Волге. Активно развивалось строительство Преображенского храма. В храме в честь Покрова Пресвятой Богородицы города Покровска (Энгельса) продолжены работы по реставрации храма и отделке фасада здания воскресной школы. Продолжено строительство здания воскресной школы в храме во имя святителя Спиридона Тримифунтского. В храме Рождества Пресвятой Богородицы установлен купол на колокольне. Продолжены работы по строительству храма во имя преподобного Серафима Саровского села Яблоновка Ровенского района.

Благодарю за труды всех священников, несущих это непростое, требующее очень многих сил послушание. Дай Бог вам помощи в этом нелегком деле, плодами которого, мы надеемся, будут пользоваться многие поколения прихожан. Также благодарю эконома епархии Алексея Владимировича Носкова, в обязанности которого входит согласование проектной документации, помощь настоятелям храмов при проведении ремонтных и строительных работ. 

Часть 8. Оформление документации и финансовая система приходов

В наши дни настоятелю приходится быть не только пастырем, но и вести самые различные виды деятельности в сфере просвещения, образования, строительства. И в любой из этих сфер он должен проявлять организованность. Но особой аккуратности и точности требует ведение делопроизводства на приходе, оформление юридических документов и финансовая деятельность. Часто неорганизованность и халатность могут привести к серьезным последствиям и даже наказанию в соответствии с нормами современного законодательства.

Юридический отдел Покровской епархии в текущем году занимался правовым сопровождением всех юридически значимых действий, связанных с решением вопросов в сфере применения трудового и гражданского законодательства, с регистрацией религиозных организаций, внесением изменений в учредительные документы, заключением договоров, оформлением прав на имущество.

По итогам прошедшего года вновь хочу обратить ваше внимание на то, что при оформлении прав собственности приходов на объекты недвижимости, настоятели в кратчайшие сроки должны предоставить информацию об этом в юридический отдел Покровской епархии для внесения сведений в общий реестр прав. Это касается и заключения договоров безвозмездного пользования на здания, строения, сооружения, помещения, молельные комнаты и земельные участки.

Вновь назначенные настоятели зачастую своевременно не обращаются в юридический отдел для регистрации в органах юстиции, в связи с этим возникают проблемы с использованием расчетных счетов, подписанием и сдачей отчетности, что приводит к штрафным санкциям.

Напоминаю о необходимости ведения делопроизводства на приходах в соответствии с уставной деятельностью. Кроме того, на все крупные этапы строительных работ, значимые события приходской жизни нужно подавать письменное прошение. Часто священники получают устное благословение Архиерея, а спустя некоторое время мы понимаем, что в деле прихода практически нет никаких документов и свидетельств проведенных работ.

Хочу поблагодарить многих настоятелей за сотрудничество с епархиальным складом, развитие экономической деятельности вверенных им приходов и укрепление общей финансовой системы нашей епархии. Стоит отметить, что существует возможность для развития – священник может приобрести товар в долг. Но, к сожалению, порой настоятель использует полученную возможность не для развития товарооборота, а для погашения иных долгов. У священника должно быть хотя бы элементарное представление о бухгалтерском учете.

Как мы знаем, религиозные организации имеют два возможных источника получения дохода для обеспечения своей финансово-экономической деятельности: пожертвования и распространение предметов религиозного назначения. И если, для того чтобы собрать пожертвования на реализацию проектов, духовенству необходимо немало потрудиться, выстраивая дипломатические отношения с представителями власти, своими прихожанами, неравнодушными людьми, то для получения дохода от продажи предметов религиозного назначения настоятелю стоит лишь грамотно подойти к ее организации.

Начиная с 2015 года и по настоящее время, в нашей стране набирает обороты экономический кризис. Благосостояние населения ухудшается, вместе с ним ухудшается и финансовое положение Церкви. При работе в таких условиях перед руководителем стоит задача если и не приумножить доходы храма, то хотя бы не снизить их, а удержать на стабильном уровне.

В истекшем 2017 году ряду приходов удалось повысить объем закупок, несмотря на сложные экономические условия. Это приходы храмов во имя Архангела Михаила поселка Дергачи, в честь Рождества Христова города Балаково, во имя Архангела Михаила села Питерка, во имя святителя Спиридона Тримифунтского города Покровска, во имя святителя Николая Чудотворца поселка Новопушкинское, Иргизский Воскресенский мужской монастырь.

Часть приходов смогли удержать объем закупок, показывая стабильные показатели: Свято-Троицкий храм города Балаково, Свято-Никольский храм города Ершова, Свято-Троицкий храм села Малое Перекопное, храм в честь Покрова Божией Матери села Липовка, храм в честь Казанской иконы Божией Матери поселка Александров Гай. И это далеко не полный перечень. В этом списке не только крупные городские, но и небольшие сельские храмы. Таким образом, мы видим, что возможно развивать или хотя бы поддерживать экономические показатели в условиях кризиса.

Также благоприятно складывается ситуация с получением на складе периодической литературы (журналы «Московской Патриархии», «Ведомости Саратовской митрополии», «Православие и современность»). Улучшилась ситуация с погашением задолженностей перед епархиальным складом за приобретение церковных товаров.

В очередной раз напоминаю, что квартальные финансовые отчеты нужно сдавать до 25 числа месяца, следующего за отчетным кварталом. В 2017 году при сдаче квартальных отчетов, в целом, проблем не возникало. Однако некоторые приходы продолжают сдавать отчеты несвоевременно, с многократными исправлениями, что ставит под сомнение актуальность данных. Очень надеюсь, что в ближайшее время они смогут преодолеть этот недостаток.

В третьем и четвертом кварталах 2017 года были организованы выездные проверки состояния бухгалтерского, финансового, кадрового и складского учетов. Результаты проведенных проверок можно в целом назвать удовлетворительными. В 2018 году выездные проверки продолжатся. По результатам их проведения будут даны рекомендации настоятелям и бухгалтерам приходов.

Напоминаю, что официально зарегистрированный приход является юридическим лицом, что накладывает обязанность по ведению бухгалтерского учета в полном объеме, соблюдения кассовой дисциплины, банковского права и трудового законодательства. Если у вас возникают какие-то сложности при составлении отчетов в налоговую или другие организации, проконсультируйтесь с главным бухгалтером епархии.

Обращаю внимание настоятелей приходов, что все документы, полученные в кассе епархии, после оплаты необходимо передавать в бухгалтерию для отражения взаиморасчетов между приходом и епархией во избежание разногласий.

Оплата епархиальных взносов, а также пожертвований на социальные нужды должна быть произведена не позднее 25 числа месяца, за который она производится. В текущем году ситуация с перечислением епархиальных взносов улучшилась. Однако есть храмы, которые на протяжении всего года нарушали сроки оплаты.

Не забывайте, что подписка на епархиальную газету «Церковная жизнь» оплачивается в начале каждого полугодия.

Благодарю всех благочинных и бухгалтеров благочиний за сотрудничество и оперативное решение вопросов, связанных с финансовой деятельностью. Особенно хотелось бы отметить благочинного и бухгалтера Балаковского округа. Благодарю руководителя и сотрудников юридического и финансового отделов, а также епархиального склада за их труды. 

***

Завершая свое выступление, я хочу поблагодарить всех священнослужителей, руководителей и сотрудников всех епархиальных отделов, всех мирян, которые несут свое послушание на приходах, за добросовестный труд. Святитель Иоанн Златоуст, обращаясь к верующим, призывал: «Молимся ли мы или постимся, обвиняем или прощаем, хвалим или укоряем, молчим или разговариваем, или другое что делаем, будем делать все во славу Божию». Дай Бог, чтобы наши труды были действительно во славу Божию. Чтобы Господь простил нам наши ошибки, исправив их последствия. И чтобы радость о Господе согревала наши сердца в наступающем году. Поздравляю всех вас с грядущими новогодними и Рождественскими праздниками.

Пресс-служба Покровской епархии
Оставить комментарий
Поделиться в: