Православное заволжье

Официальный сайт Покровской епархии

Русская Православная Церковь Московского Патриархата

Муж по сердцу Божию

Два воскресенья перед Рождеством Христовым – Неделя святых праотец (в этом году 24 декабря) и Неделя святых отец (в этом году 31 декабря) – Церковь отмечает память ветхозаветных праведников. В их числе люди, которые на протяжении всей своей жизни верили, что Бог исполнит свое обещание и в мир придет Спаситель от греха и смерти. В их сонме яркой звездой сияет имя царя Давида – пророка, псалмопевца, человека, искренне преданного Богу. Давайте в эти дни вспомним о нем вместе с клириком Свято-Троицкого кафедрального собора священником Аркадием Махсумовым.

– Отец Аркадий, начнем нашу беседу с простого вопроса: кто такой царь Давид в Библии?

– Разве этот вопрос простой? Сложно в нескольких словах выразить все те возвышенные и очень глубокие определения, которых заслуживает это величайшее не только в библейской, но и в мировой истории имя. Яркая, мощная личность. Простой мальчик-пастух, он рано прославился, храбро сражаясь с врагами своего народа во имя Господа. Но не только воинская доблесть была достоинством отважного юноши. Он был уникальным человеком и, получив Божью благодать и помазание на царство, стал самым лучшим из всех израильских правителей.

Давид обладал даром пророка, пастыря, дипломата и поэта. Он мудро управлял страной, всячески обустраивая Израильское государство, крепил у его жителей веру во Всевышнего. Это был человек, которого Бог избрал в праотцы Самого Спасителя. Первая строка Евангелия от Матфея начинается словами: Родословная Иисуса Христа, Сына Давидова… (Мф. 1, 1).

Уникальность Давида — в абсолютной покорности воле Божией. Он кроток перед словом Божиим и в своей преданности Господу, доверии Ему во всех жизненных обстоятельствах его можно сравнить только с многострадальным Иовом. Никакие труднейшие и трагические ситуации не смогли поколебать его веру. Так же, как и Иов, в дни скорби и плача царь Давид взывал к Небу: Бог мой, Помощник мой, и уповаю на Него, Защититель мой, и рог спасения моего (Пс. 17, 3).

– Но он совершил два смертных греха и по Закону Божьему должен был понести жестокое наказание. Однако Господь оставляет его живым. Почему?

– Давид был мудрым, справедливым правителем, но не безгрешным. Его самое тяжкое и известное прегрешение – незаконное сожительство с Вирсавией, мужа которой он послал на верную смерть. Давид совершил преступление, и Библия показывает нам, как низко он пал. Но надо понимать, что с человеком происходит то, что попущено Богом. На примере его жизни Господь показал, что любое невнимание, расслабленность, успокоение и мысль о том, что ты чего-то достиг в духовной жизни, – опасны. Давид впадает в грех на пике своего могущества, когда он многого уже достиг. И Господь, чтобы не дать Своему избраннику, как бы мы сегодня сказали, «забронзоветь», прийти в осознание своего могущества и силы, попускает эти грехи. Велик был грех Давида, но и раскаяние его было искреннее и великое. И Бог простил его.

– Но почему Господь попускает Своему избраннику самые тяжелые грехи – прелюбодеяние и убийство?

– Грехи не возникают вдруг. У Давида была мирская слава, затем пришло некое самодовольство и пресыщение благами этого мира. В сердце вкралась похоть, когда человек потакает ей, возникает более тяжкий грех – убийство. Господь показывает, что невозможно позволить себе какое-то прегрешение и надеяться, что этим все и закончится. Одно преступление влечет за собой другое. В этом, наверное, главный урок происшедшего с Давидом несчастья, за которое он потом жестоко поплатился гибелью сына. Давид прошел через искушения, но явил великое покаяние, и, наверное, если бы в его жизни не было такого падения, таких страшных преступлений, то никогда бы мир не услышал покаянную молитву-песнь (50-й псалом) и другие священные песни, или псалмы, в которых он взывает к Богу и кается в своих грехах перед Ним. Такое удивительное покаяние он являет, такое упование и надежду на Бога, что любой человек, взяв в руки Псалтирь, наполняется ее духовной силой.

– В покаянном псалме, о котором Вы сказали, есть слова: «Научу беззаконныя путем твоим, и нечестивии к Тебе обратятся». Что означают эти слова в устах человека, виновного в смертных грехах?

– Здесь надо точно понимать контекст. Это обещание исправления, свидетельством которого будет служить такая высокая жизнь, что она станет примером для «беззаконных». Давид молит Бога о помиловании, надеется быть помилованным и готов уже сейчас служить Господу в деле исправления человеческих душ. Даже в такой ситуации, переживая свое падение, боясь последствий своих греховных поступков, он не забывает о своем уникальном предназначении быть Божиим избранником.

Еще в юности Давид упражнялся в пении и игре на гуслях, и данную Богом способность обратил на служение Господу. В годы испытаний он изливал перед Богом свою скорбь и просил Его о помощи в покаянных молитвенных песнях. Боговдохновенные священные псалмы были собраны в одну книгу – Псалтирь. И хотя к ее написанию приложили руку и другие святые мужи, мы воспринимаем эту книгу как творение царя Давида. Это лучшая книга Ветхого Завета. Это мост, перекинутый от ранних ветхозаветных книг, книг Закона, требующих от человека только одного – их исполнения, к сердцу человеческому. Псалтирь – это хороший пример того, как религиозная жизнь человека может быть окрашена глубокими искренними переживаниями, чувствами, размышлениями. Человек начинает воспринимать эти строки, рассказывающие об испытаниях Давида, как свои собственные, написанные о нем, о его жизни. Псалмы Давидовы стали неотъемлемой частью православного богослужения и нашей христианской жизни.

– В чем уникальность псалмов, можно ли сказать, что пророк Давид стал родоначальником этого жанра церковной поэзии?

– Да, это его детище. Как оно рождалось? Давайте вспомним, что богоизбранный израильский народ был очень прост в своем жизненном укладе. Это были кочующие по пастбищам пастухи и земледельцы, их жизнь всегда была связана с природой. А природа Святой Земли необычайно красива и разнообразна. Это пышно цветущие долины и луга, горы, реки и озера, безоблачное южное небо, могучие кедры Ливанские, о которых мы слышим в Псалтири. Насыщаются древа Господа, кедры Ливанские, которые Он насадил; на них гнездятся птицы: ели – жилище аисту, высокие горы – сернам; каменные утесы – убежище зайцам (Пс. 103, 16-18). Вот с какой красотой соприкасался Давид и его соплеменники, эти люди жили тем, что посылал им Господь и давала природа. Но самое главное – в псалмах слышится голос сердца их автора. В этом и состоит их уникальность.

– Царь Давид был спасен покаянием, как и многие другие раскаявшиеся грешники. Но в чем особенность отношений царя Давида с Богом, почему в Библии он единственный, кто назван «мужем по сердцу Божию»?

– Не будем забывать, что отношения Бога с человеком строятся не по воле самого человека, он лишь отвечает на призыв Божий. Содействие воли Божественной и человеческой всегда инициировано Богом. Господь Сам выбирает сосуд Своей благодати, и этим сосудом стал Давид. На протянутую Господом руку он протянул свою ладонь, полностью предав себя в руки Богу. В Давиде живет удивительная душа, его преданность и доверие Богу безграничны. За великую веру, кротость и послушание Господь благословил его царствование и помогал ему во всем. Давид царствовал сорок лет и умер в глубокой старости.

– Прошло не одно тысячелетие с тех пор, как жил на земле святой царь и пророк Давид. Было потом много других правителей у израильского народа, однако вся символика нынешнего государства Израиль связана с его именем.

– Давид был самый лучший из всех царей израильских. С его именем связано все, что мы видим сегодня на Святой Земле. Именно царь Давид завоевал эту небольшую крепость в начале Х века до Рождества Христова и сделал ее столицей государства Израиль. И с этого момента началась история Иерусалима как священного города, места пребывания Господа. Духовная мощь этого города, которую сегодня ощущают все приезжающие в Иерусалим люди, началась с пророка Давида. Он в памяти израильтян всегда будет основателем теократического государства, во главе которого помимо земного царя был еще и Сам Бог.

Сегодня в мире очень много христианских конфессий, деноминаций, и несмотря на это мы живем в постхристианском мире и наблюдаем кризис христианской цивилизации, что очень страшно. Но в части почитания Священного Писания, Ветхого Завета все христиане солидарны. Это наше начало, основа основ, и здесь мы не имеем особых разногласий. В силу этого верующие люди во всем мире Давида помнят, чтят, и слава Богу!

– Множество художников, скульпторов, поэтов и писателей, кинематографистов вдохновлялись древней историей царя Давида, его образ многократно передавался во всех видах искусства. Привлекает ли Вас как человека творческого образ царя Давида, хотелось бы Вам тоже посвятить ему поэтические строки?

– Недавно я взялся за работу на эту тему. Вероятно, это будет пьеса в стихах. Почему фигура царя – псалмопевца Давида так привлекательна для творчества? В этом человеке интересен размах человеческих чувств, их огромная амплитуда. Сколько интриг, конфликтов, страстей, взлетов и падений было в его жизни! Давид прожил очень трудную жизнь, был гоним, испытал преследования, попытки смещения его с царского престола, предательство и гибель сына. Он все смиренно принял от Бога.

Для верующего человека в Давиде самое главное – это доверие Богу, упование на Него и великое его покаяние, излитое в псалмах. Этим он мне дорог и близок. Таким я и хочу показать святого царя Давида в будущей пьесе. Было бы слишком тривиальным, если бы я, священник, встал в ряд с теми, кого больше привлекают человеческие страсти, подробности грехопадения израильского царя. Мне, конечно, гораздо интереснее другая сторона его незаурядной личности – духовная. Даст Бог, я напишу эту пьесу. Молитвами царя Давида.

Беседовала Ольга Стрелкова

Пресс-служба Покровской епархии
Оставить комментарий
Поделиться в: