По благословению Епископа Покровского и Николаевского Пахомия

Православное заволжье

Официальный сайт Покровской Епархии

Русская Православная Церковь Московского Патриархата

Носящий в сердце Христа

Кратко о святом Игнатии можно сказать так: именно его взял на руки Христос, произнося слова, что не войдет в Царство Небесное тот, кто не будет, как дитя. Еще он установил антифонное пение в церковной службе. Богоносцем же он назван потому, что имя Спасителя всегда носил в своем сердце. Но обо всем по порядку.

Свидетель Небесного Царства

Предположительно священномученик Игнатий Богоносец был родом из Сирии. О его детстве известно мало, но не мог не отразиться на всей его последующей жизни один важный момент. В Евангелии от Матфея есть эпизод, где апостолы спрашивают своего Учителя о том, кто больше в Царствии Небесном. Как известно, тогда Христос, призвав дитя, поставил его посреди них и сказал: истинно говорю вам, если не обратитесь и не будете, как дети, не войдете в Царство Небесное (Мф. 18, 3). По преданию этим ребенком был именно святой Игнатий Богоносец.

В зрелом возрасте вместе со святым Поликарпом, епископом Смирнским, святой Игнатий стал учеником апостола и евангелиста Иоанна Богослова. А от епископа Евода, апостола от 70-ти, он принял архиерейскую кафедру в Антиоихии.

Несмотря на гонения на христиан, святой активно проповедовал Евангелие и словом, и делом. Он полагал своей пастве укрепляться в вере, а сам горел желанием пострадать за Христа.

Известное и нам церковное антифонное пение, которое предполагает исполнение песнопений на два хора, установил именно святой Игнатий. Согласно преданию, он в тонком сне удостоился увидеть небесное богослужение и услышать ангельское пение. По образцу ангельского мира святой ввел на богослужениях антифонное пение, в котором два хора чередуются и как бы перекликаются. Это пение из Сирии быстро распространилось по всей ранней Церкви.

«Ожидай Того, Кто выше времени»

Сохранились послания, в которых священномученик Игнатий Богоносец обращался к христианским общинам I-II веков, они входят в литературное наследие святых отцов:

— «Чаще собирайтесь для богослужения, для евхаристии и славословия Бога. Ибо, если вы часто собираетесь вместе, то низлагаются силы сатаны, и единомыслием вашей веры разрушаются гибельные его дела. Нет ничего лучше мира между людьми, ибо им уничтожается всякая брань небесных и земных духов»;

— «Храните веру и любовь и на деле показывайте себя христианами. Никто, исповедующий веру, не грешит, и никто, стяжавший любовь, не ненавидит. Дерево познается по плоду своему: так и те, которые исповедуют себя христианами, обнаружатся по делам своим»;

— «Для Бога мы должны все терпеть, чтобы и Сам Он терпел нас. Вникай в обстоятельство времени. Ожидай Того, Кто выше времени – безвременного, невидимого, но для нас сделавшегося видимым; неосязаемого, бесстрастного, но для нас подвергшегося страданию, все ради нас претерпевшего».

И смерть – приобретение

В начале II века императору Траяну – ярому гонителю христиан – донесли, что епископ Игнатий открыто исповедует Христа, учит бороться со страстями, не скапливать богатств, приобретать добродетели. Епископ добровольно явился к императору, чтобы защитить свою паству. Он решительно отверг уговоры императора Траяна принести жертву языческим идолам. Тогда Траян решил отдать его на съедение зверям в Риме. Святитель Игнатий обрадовался такому приговору. Очевидцы, сопровождавшие святого из Антиохии в Рим, и стали свидетелями его готовности пострадать за Христа.

На пути в Рим корабль остановился в Смирне, где святой Игнатий встретился со своим другом епископом Поликарпом Смирнским. Священнослужители и верующие, узнав о святом, стали стекаться к нему из окрестных городов и сел. Будущий священномученик наставлял их не бояться смерти и не скорбеть о нем.

Продолжая путь в Рим через Троаду, Неаполь и Филиппы, святой Игнатий посещал храмы, произносил поучения и наставления. Тогда же он написал еще шесть посланий: к ефесянам, магнезийцам, траллийцам, филадельфийцам, к епископу Смирнскому Поликарпу.

Одновременно с великой радостью и тяжелой скорбью встретили святого римские христиане. Некоторые из них старались уговорить язычников отказаться от кровавого зрелища, но святитель Игнатий умолил их не делать этого. Вместе с верующими он на коленях молился о Церкви, о любви между братиями и о прекращении гонений на христиан.

20 декабря, в день языческого праздника, святого Игнатия вывели на арену цирка, и он обратился к народу: «Римские мужи, вы знаете, что я осужден на смерть не ради злодеяния, но ради Единого моего Бога, любовью к Которому я объят и к Которому стремлюсь. Я Его пшеница и буду смолот зубами зверей, чтобы быть Ему чистым хлебом». Сразу же после этого были выпущены львы.

Идя на казнь, святой Игнатий непрестанно повторял имя Иисуса Христа. Когда его спросили, почему он это делает, святой отвечал, что носит это имя в своем сердце, «а Кто запечатлен в моем сердце, Того я устами исповедую». Существует предание, что когда святой был растерзан, оказалось, что сердце его нетронуто. Но язычники решили сердце разрезать и увидели золотую надпись: «Иисус Христос». В ночь после казни святитель Игнатий являлся многим верующим во сне, молился, утешал и укреплял их.

Услышав о великом мужестве святителя, Траян пожалел о нем и прекратил гонение на христиан. Мощи святого Игнатия перенесены в Антиохию, а впоследствии со славою возвращены в Рим и положены в церкви во имя священномученика Климента, папы Римского.

Пещерный храм

В г. Валуйки Белгородской области есть необычный храм в честь священномученика Игнатия Богоносца. Деревянная церковь является входом в целый пещерный комплекс.

Устройство пещерного храма началось в 1897 году и стало возможным благодаря настоятелю и монахам местного Успенского Николаевского монастыря. Сначала был устроен скитский домик для монахов, желающих уединения и безмолвия. Недалеко находился вход в меловую пещеру, где иноки совершали уединенную молитву. Затем в пещерах провели комплекс строительных работ: замазали трещины, расчистили коридоры.

Место для скита святого Игнатия Богоносца было выбрано весьма удобно для уединения монахов-отшельников, ведь доступ мирян сюда затруднен. Но весть об этом строительстве разлетелась по окрестностям, появились желающие немедленно посетить пещеры. Однако это было небезопасно и противоречило замыслу пещерного монастыря – уединенному пребыванию иноков в молитве. Вход в пещеры был закрыт для посторонних, а монахи и строители проникали туда по тайным ходам.

К 1914 году, когда монастырь открыли, в пещерах был устроен храм, хранились чудотворные иконы и мощи святых, горели лампады, в летнее время здесь подвизались до 10 иноков. Помещение пещерного храма вытесано так, что повторяет внутреннее убранство любого надземного храма, а вокруг него сделаны проходы для совершения крестного хода.

В 20-е годы прошлого века подземный храм разграбили и засыпали мусором. А после войны в пещерных галереях уничтожали боеприпасы с близлежащих полей.

Второе рождение пещерный комплекс священномученика Игнатия Богоносца пережил в июне 2005 года. Были расчищены и укреплены подземные ходы, облагорожена прилежащая территория, возведен храм. В октябре 2007 года при большом стечении народа была совершена первая Божественная литургия и второе открытие пещерного комплекса с деревянным храмом в честь и славу Игнатия Богоносца.

Подготовила Татьяна Уютова

Пресс-служба Покровской епархии
Оставить комментарий
Поделиться в: