Православное заволжье

Официальный сайт Покровской епархии

Русская Православная Церковь Московского Патриархата

Воспитание с любовью

Воспитание, образование детей святые отцы сравнивают с искусством, с непростым, полным скорбей и радостей путешествием. На этом пути очень важно не заблудиться, не потерять верные ориентиры. Потому так важны родителям, старающимся воспитывать детей церковными, духовный совет и наставление. На вопросы родителей воспитанников воскресной школы Свято-Троицкого кафедрального собора г. Покровска (Энгельса) отвечает Епископ Покровский и Николаевский Пахомий.

– Мы знаем, что Спаситель сказал: «Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною
» (Мф. 16, 24). Владыка, можно ли сказать, что дети — это наш крест? Что в этом случае значит фраза «нести свой крест»?

– Можно ли назвать детей крестом для родителей? Скорее всего да, ибо Господь в Евангелии крестом называет все то, что человеку приходится переносить в этой жизни. Это могут быть и внешние скорби, и внутренние, и какие-то труды. Поэтому, безусловно, дети – это крест. Человек, который выбирает путь семейной жизни, должен понимать, что в его жизни будут дети, и ему предстоит их воспитывать, терпеть какие-то поражения, достигать определенных побед. И если он будет все это делать ради Бога, ради спасения своей души, ради ближнего своего, то в таком случае родительство можно назвать крестоношением.

В Евангелии еще сказано «отвергнись себя», то есть нужно отложить в сторону свое человеческое, как говорят святые отцы, «плотское мудрование» и искать того, что полезно для нас и для наших детей. Если христианин таким образом подходит к своей жизни, старается Богу послужить, то это его крест, но он не будет тяжелым. Ведь Господь говорит: Иго Мое благо, и бремя Мое легко (Мф. 11, 30). Не стоит забывать, что дети ведь не всегда только крест, не всегда с ними связаны искушения и трудности. Это ведь еще и утешение, и радость, и надежда.

Порой родители видят в своей жизни какие-то промахи, ошибки. И начинают усиленно наверстывать то, что было упущено в юности, в молодости, воспитывая своих чад по всем правилам строгости, какие только могут быть. В такие моменты очень важно вспомнить самих себя в возрасте своих детей и отнестись к ним со снисхождением и любовью.

Вообще, не надо воспринимать крестоношение как скорбь и тяжесть. Это ведь еще и радость: взять крест и пойти за Христом, послужить своему Господу. Семейному человеку – в семье, в воспитании своих детей; монашествующему или служителю Церкви – на церковном поприще. Одним словом, каждый человек может найти радость и утешение в жизни, если относиться к ней как к служению, как к возможности принести пользу своей душе, своему сердцу, ближним и, кончено, нашей Церкви.

– В наши дни распадается огромное количество семей. Как правило, мама остается одна с ребенком. Стоит ли ей стремиться второй раз выйти замуж? Или не стоит, потому что, как известно, искушений во втором браке может быть очень много?

– Знаете, совершая в жизни какие-то ошибки, теряя что-то, мы порой спохватываемся и стараемся усиленно исправить ситуацию. А решить эту проблему полностью уже невозможно. Если ваза разбилась, сколько ее не клей, новой из нее уже не получится. Так и семья – если она рассыпалась, если муж с женой расстались, то дети, конечно, будут испытывать эту трагедию, может быть, даже больше, чем родители. Вернуться в прежнее состояние уже не получится, но пытаться что-то сделать, как-то облегчить собственную участь и участь своих чад, безусловно, нужно.

Что касается второго брака, я думаю, что здесь невозможно дать один какой-то совет, все это очень лично. Мне кажется, каждая женщина должна все много раз обдумать и взвесить. Но прежде всего — понять, а есть ли в принципе человек, который предлагает руку и сердце и готов позаботиться не только о ней, но и о ее детях. Если такой человек есть, то тогда можно этот вопрос обсуждать. А если такого человека нет, то и обсуждать нечего.

Апостол Павел советует тем, кто остался без жены, не искать брака. Но, с другой стороны, он же советует молодым вдовицам вступать в брак, чтобы не впадать в искушения. Господь установил брачную жизнь для того, чтобы человек не побеждался грубыми плотскими падениями, а хранил себя в целомудрии семейной жизни. Но если по каким-то причинам семья распалась, то женщина или мужчина должны посмотреть: полезно ли будет вступить в новый брак? Помолиться, посоветоваться со своим духовником, обратиться к опыту Священного Писания. И если появляется в жизни человек, который предлагает руку и сердце, наверное, женщине нужно выходить замуж. Если, конечно, она не дала каких-то обетов и не решила полностью посвятить свою жизнь служению Христу. Потому что, безусловно, детям нужен отец. Тем более, если в семье растет мальчик, которого должен воспитывать мужчина.

Сегодня педагогика фактически полностью стала женской профессией. Практически поголовно в любой школе, в техникумах, даже в вузах подавляющее число педагогов — женщины. Наших деток с самого раннего детства воспитывают женщины: детский сад, начальная, средняя школа, потом специальное образование ребенок получает под женским надзором. Я нисколько не умаляю значения женщин-педагогов, я прекрасно знаю, что среди них есть замечательные люди. Но когда на протяжении многих лет наши дети находятся под женской опекой, из них вырастают добрые, замечательные, очень искренние, любвеобильные юноши и девушки, однако в их жизни не хватает мужской руки, мужского воспитания. Поэтому, мне кажется, очень важно, чтобы мальчика отдавали на какие-то прикладные курсы, на спортивные секции, кружки, где хотя бы отчасти за ним будет мужской пригляд.

Более глубокие советы относительно создания семьи нужно спрашивать у священника в личной беседе. Я помню, как в семинарии одного юношу спросили на экзамене: «Что нужно сделать, чтобы хорошо жениться или выйти замуж?». Он ответил: «Молиться, конечно, чтобы Господь послал человека по сердцу, который действительно будет близок по духу». Мне кажется, это очень правильный ответ.

– Владыка, каково Ваше личное мнение о преподавании «Основ православной культуры» в школе? Не является ли это профанацией какой-то? Ведь предмет преподают в 4 классе, а не в 11-м, и выделяют на него один-два часа в неделю. Получается, как у католиков: они проходят в школе что-то мельком, а потом думают, что знают о своей вере все.

– Для начала я несколько слов в защиту католиков скажу. Действительно, во многих европейских странах есть вероучительные предметы в школьной программе. Они, конечно, могут повлиять на ребенка таким образом, как Вы сказали. Ему кажется, что он все знает, все прошел, и серьезно он к этому не относится. Но поверьте, количество людей, считающих христианство своей национальной культурой, в Европе на порядок больше, чем у нас. В Германии, Франции, Италии, Испании есть проблемы, очень сложные, тяжелые. Но если как-то обобщать, то на самом деле там не все так плохо, как нам кажется отсюда. У нас количество людей, способных отличить Иисуса Христа от Николая Чудотворца, на порядок меньше, чем в той же Италии, Германии или Франции.

Безусловно, предмет, о котором мы говорим, может принести определенную пользу. Говорят, на безрыбье и рак рыба. Когда этот предмет задумывался, хотелось сделать так, чтобы у детей наших была возможность на самом элементарном уровне знакомиться не с верой, не с духовной жизнью, а с культурой, которая в России основана на Православии. Чем дальше мы будем прятать свою веру, свое христианство в какой-то темный чулан, тем в большей степени мы будем становиться людьми бескультурными. Потому что трудно перекраивать тысячелетнюю историю. И, кстати, европейские проблемы, о которых мы сегодня слышим, во многом связаны с тем, что люди пытаются отказаться от своей веры. Это будет очень пагубно действовать на них, на их детей, на будущие поколения.

Предмет «Основы православной культуры» был задуман для того, чтобы дети из церковных и нецерковных, в том числе мусульманских, например, семей знакомились с традициями Православной Церкви, христианства и как-то могли себя соотносить с этой культурой. Но, к сожалению, есть очень серьезные противники, которые всячески стараются не допустить этот предмет в школу. Вы абсолютно правы, в четвертом классе невозможно ребенку дать полное представление об этом курсе. Задумывался-то этот предмет с первого по одиннадцатый класс. Ведь если мы в школе изучаем литературу, физику, математику на протяжении нескольких лет, то и «Основы православной культуры» хорошо бы изучать так же. Этого делать не дают. Но, может, и мы пока к этому полностью не готовы. Мы – это не духовенство, мы – это педагогическое сообщество. Но это не повод вовсе убрать предмет из школьной программы и лишить детей хотя бы такой возможности знакомиться с Православием, с культурой своего народа.

Если бы я был педагогом по этому предмету, то о сугубо духовных, церковных вещах на уроке не говорил бы. Я вынес бы все вопросы-ответы на эти темы за дверь класса. Но я нашел бы, о чем рассказать детям, даже не употребляя слова «Церковь» и «церковность». Потому что вся наша культура, вся наша национальная традиция, вся наша государственность — всё пропитано христианством. И масса есть интереснейших тем, которые стоило бы обсудить, над которыми стоило бы подумать. Просто педагогу надо найти нужные слова – для разных возрастов, для разных групп детей. Поэтому здесь многое зависит от преподавателя.

Я надеюсь, что со временем этот предмет появится и в других классах. Знаете, за последние четыре года подвижки, безусловно, есть. Появились наработки, появились педагоги, методисты, которые знают толк в этом предмете. Есть, конечно, и проблемы, но нужно двигаться дальше.

Записала Марина Шмелева

Оставить комментарий
Поделиться в: