По благословению Епископа Покровского и Николаевского Пахомия

Православное заволжье

Официальный сайт Покровской Епархии

Русская Православная Церковь Московского Патриархата

Зачем человеку храм?

В декабре прошлого года по благословению Епископа Покровского и Николаевского Пахомия благочинный Балаковского округа архимандрит Амвросий (Волков) совершил Чин положения антиминса в крещальном храме в честь Богоявления Господня. Это заметное в православной жизни Балакова событие послужило поводом для беседы с настоятелем храма в честь Рождества Христова священником Николаем Бильчуком.

Отец Николай, к храму в честь Рождества Христова сейчас приписан крещальный храм в честь Богоявления Господня – бывшая Христорождественская часовня. Расскажите, пожалуйста, о нем.

– Часовня была построена и освящена в честь Рождества Христова в начале 2000-х годов. С ее появления началось и рождение нашего прихода. Люди собирались на молебны, панихиды, совершали краткие молитвословия. Прихожанам, конечно, хотелось, чтобы здесь совершалась Божественная литургия, чтобы была возможность участвовать в Таинствах Исповеди и Причастия. Поэтому было принято решение пристроить к часовне алтарь, и с октября 2003 года здесь стали служить Литургию.

Но здание было все равно маленькое, людям было очень тесно – тем, кто находился внутри, из-за тесноты порой невозможно было руку поднять, чтобы перекреститься. Чтобы все пришедшие в храм имели возможность молиться, пришлось установить снаружи аудиоколонки. Поэтому служить в большом строящемся храме начали еще до того, как здание было сдано в эксплуатацию.

С началом богослужений в новом храме маленькая часовня осталась невостребованной. Мы начали совершать там Таинство Крещения. Со временем построили купель для взрослых, чтобы крестить с полным погружением. Для деток оборудовали специальные пеленальные столики. Были выполнены капитальные строительные работы: заменили потолки, паникадило, полы, установили новый иконостас, а в алтаре – новый Престол и Жертвенник. Так бывшая часовня стала крещальным храмом.

– Батюшка, приходилось слышать такое мнение: зачем еще один храм? Не лучше ли построить, например, детский дом, садик…

– Очень много бывает всяких разговоров вокруг строительства храмов – зачем их так много, зачем их так украшать, Богу это не нужно, можно ведь молиться и в более скромном помещении, лучше бы строить детские дома, приюты, помогать малоимущим… Но обычно те, кто так говорит, ничем подобным не занимаются. Надо делать и то, и другое – строить и храмы, и детские дома, и приюты. Мы тоже стараемся выделять средства на благотворительность, занимаемся социальной работой, помогаем малообеспеченным семьям и детям-отказникам. С другой стороны, не зря ведь храм называют духовной лечебницей – очень важно, чтобы человеку было куда прийти, поделиться своими проблемами, попросить совета, покаяться в грехах, чтобы изменить свою жизнь.

В свое время ныне покойному Патриарху Алексию II задали этот вопрос: зачем строить храмы, их и так много? Лучше строить приюты, больницы. Он ответил, что если будет больше храмов, станет меньше детских приютов. Ведь если люди будут ходить в храмы, они и жить станут по-другому, и детей бросать не будут. Храм облагораживает душу человека.

Священник же, в первую очередь, должен заниматься организацией прихода, строительством храма, для того, чтобы там налаживалась церковная жизнь. А строить социальные объекты должны люди, ответственные за это. Это все равно, что спросить врача: зачем он лечит людей, или преподавателя: зачем он преподает в школе, а не идет, например, заниматься строительством. Каждый должен заниматься своим делом.

– Парадокс: некоторые люди возмущаются великолепием наших переполненных храмов – это, мол, не нужно Богу, и в то же время строят для себя огромные дома-дворцы, практически невостребованные и полупустые…

– Раньше на Руси в любом месте, где селились люди, в первую очередь строили храм – величественный и красивый. Хотя большинство крестьян жили бедно и избы для себя ставили самые простые. Но ни у кого не было сомнений – храм должен быть красивым. Почему? Вспомним ветхозаветное время. Сын царя Давида, Соломон, возвел в Иерусалиме храм, равного которому по великолепию не было в мире. Храм этот строили по откровению Божию. И когда он был возведен и украшен золотом и серебром, то был отмечен особым присутствием Божиим в виде наполнившего его облака (см.: 2 Пар. 5, 13-14).

Сегодня многие строят огромные, богато обставленные дома. Каждый знает, что даже на самый скромный ремонт квартиры необходимы немалые средства, но когда речь заходит о нуждах храма, делает удивленный вид – для чего, мол, все это? Кому это нужно? Да, Богу это не нужно, это нужно нам. Через украшение храма мы пытаемся проявлять не только свою заботу о нем, но и послужить Богу. Красота – это свойство Божие, поэтому храм должен быть красив – архитектурой, росписями, иконами, молитвенным пением. Храм ведь символически изображает еще и Царство Божие, которое было утрачено Адамом, а красота его – это и некая попытка изобразить Царство Небесное, и тоска верующего человека по утраченному Раю. И если человек заботится о храме, это говорит о его устремлении к Богу.

– Нужен ли храм тому, кто уверен, что у него «Бог в душе»?

– Если человек утверждает, что «Бог у него в душе», то он просто не понимает, в чем состоит истинный смысл жизни христианина. Измениться, побороть в себе грех, возрастить добродетель – в этом заключается спасение. Когда человек по-настоящему борется с грехом, он понимает, что сам без Бога ничего сделать не может. Тогда он идет в храм, просит у Бога помощи, исповедуется в своих грехах и через таинства, установленные Самим Иисусом Христом, получает помощь Божию и жизнь вечную. Посещая храм, мы исповедуем свою веру «во Едину Святую, Соборную и Апостольскую Церковь», Главою которой является Сам Бог (см.: Еф. 5, 23).

Апостол Иаков в своем послании говорит: Вера без дел мертва (2, 26). То есть наша вера не может быть теоретической, она должна быть живой и подтверждаться жизнью. Представьте, что человек говорит, что любит своих пожилых родителей. Но при этом совсем не навещает их, не помогает, считая, что любит их «в душе». Или, например, муж бросает жену с детьми, живет в свое удовольствие, а их «любит в душе». Так и человек, говорящий о том, что у него «Бог в душе», лукавит и пытается оправдаться перед своей совестью.

Если мы действительно хотим полюбить Бога и принять Его в свое сердце, то не должны оправдывать свою леность, быть инертными в духовной жизни. Нужно следовать за Христом, помня Его слова: Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его (Мф. 11, 12).

Беседовала Валентина Николаева

Пресс-служба Покровской епархии
Оставить комментарий
Поделиться в: