Православное заволжье

Официальный сайт Покровской епархии

Русская Православная Церковь Московского Патриархата

Вопрос священнику

— Можно ли матери или отцу, бабушке или дедушке быть крестными у своего ребенка, внука?

— Мать и отец по канонам и традициям Православной Церкви не могут стать крестными своего собственного ребенка. На них и без того возложена обязанность духовного воспитания своего чада. Задача крестных — помочь кровным родителям в христианском воспитании восприемника, а в случае смерти родителей постараться заменить их, насколько это возможно. Дедушки и бабушки могут стать крестными родителями внуков.

 — Католики в своих костёлах, соборах во время службы сидят на скамьях, мусульмане молятся, сидя на коврах… Почему христиане выстаивают долгие службы?

— Этому есть несколько объяснений. Во-первых, православные христиане на богослужении также могут в определенные моменты (например, во время чтения Псалтири) сидеть. Но дело в том, что в наших храмах просто нет места, чтобы расставить там лавочки или стулья. Тогда просто не смогут войти в храм все желающие помолиться. В православной Греции есть стулья в храмах, но там гораздо больше храмов, чем в России. Например, на греческом острове Корфу на 110 тыс. человек населения приходится 800 храмов. Как правило, это небольшие храмы, в которые ходят постоянные прихожане из близлежащих домов. Потому там у каждого есть, условно говоря, свое место. Теперь сравните с ситуацией в Покровске, где население вдвое больше, а храмов в 100 раз меньше.

В православных храмах есть скамейки, и немощные, больные или просто очень уставшие люди могут всегда присесть. Однако ревностные прихожане стараются простоять всю службу, не разговаривая и без нужды не перемещаясь по храму. Ведь это наша небольшая жертва Богу. Если мы не всегда можем отдать Богу свое сердце, внимательную молитву, тогда постараемся посвятить Ему хотя бы часть своего времени, свой труд. Кроме того, богослужение в греческих и русских монастырях, в которых монахи могут часть времени сидеть, продолжается от 5 до 9 часов. А мы приходим в храм на 1,5–2 часа. Это время можно и постоять.

По опыту знаю, что стоя молиться легче: чувствуешь себя более собранным, сосредоточенным на молитве, и как это ни покажется странным, более свободным. Наверное, поэтому у постоянных прихожан не возникает такого вопроса.

— Когда идешь в храм, около него всегда есть просящие милостыню, и часто это люди пьющие, бомжи, цыгане с малышами. Как к этому относится Церковь и надо ли им подавать?

— Относиться к этому нужно по-разному, потому что разные жизненные обстоятельства доводят человека до нищеты. У кого-то это следствие большого горя, несчастного случая, сломавшего человека. А кто-то просит милостыню, опускается из-за собственной лени, из-за нежелания трудиться или бороться со своими страстями (например, с алкоголизмом). И решить с первого взгляда, какой случай перед Вами, как правило, невозможно. Потому если есть желание помочь человеку, но Вы сомневаетесь, что деньги пойдут на благие цели, а не на очередную порцию спиртного, подайте ему лучше булку хлеба. Кстати «профессиональные» нищие, для которых милостыня — постоянный источник дохода, а не жест отчаяния, скорее всего откажутся от еды и попросят денег (а порой и сумму назовут). Таким людям подавать, я думаю, не стоит вовсе.

Если же Вы хотите кому-то по-настоящему помочь (не ограничиваясь 50 копейками, случайно найденными в кармане), обратитесь в социальную службу Свято-Троицкого собора. Руководитель этой службы Наумова Нина Алексеевна расскажет Вам о людях, у которых есть дети-инвалиды, которые сами тяжело и серьезно больны. Эти люди, как правило, никогда не встанут около храма с протянутой рукой, но их нужда не менее острая, чем у тех, кого Вы перечислили. Ваша помощь обязательно дойдет до адресата и не принесет Вам столь мучительных раздумий.

— Как часто надо исповедоваться и причащаться?

— Этот вопрос личный, ответ на него зависит от вопрошающего: как часто ходит он в храм, насколько воцерковлен? В настоящее время сложилась практика, согласно которой постоянные прихожане, которые регулярно посещают богослужение, стараются причащаться и исповедоваться не реже чем два раза в месяц, а также в дни двунадесятых, великих праздников. Но в любом случае следует спросить благословения у священника, который и определит для Вас, с какой регулярностью следует приступать к Причастию.

Что касается исповеди, тут сложно определить какую-то закономерность. Нужно исповедоваться каждый раз, как только почувствуешь, что совершил поступки, в которых следует покаяться. Причем делать это нужно довольно часто: чем чаще человек задумывается о своих поступках, приносит в них покаяние, тем внимательнее его жизнь и тем больше вероятность, что он будет реже грешить. Ведь в Таинстве Покаяния Господь не только прощает человеку грехи, но и дает силы исправить свою жизнь.

У нас родился ребенок, я хотела его покрестить, а муж говорит, что он еще мал для этого, обряд крещения нужно совершать в сознательном возрасте. Так ли это?

В Православной Церкви в настоящее время совершается Таинство Крещения и над взрослыми, и над детьми. При этом взрослый человек должен быть знаком с основами христианской веры, которую собирается принять, и с правилами жизни христианина. Для этого в наши дни люди, собирающиеся принять Таинство Крещения, обязательно должны пройти огласительные беседы.

Ребенок, особенно младенец, ни узнать, ни понять этого не может. Но Церковь крестит его по вере и молитвам родителей и восприемников. Это значит, что родители — и крестные, и кровные — дают обещание Богу, Церкви воспитать ребенка в Православии.

Конечно, есть доля истины в словах мужа. Вера осознанная, порой выстраданная, воспринимается как личный выбор. В то время как вера, приобретенная, так сказать, по традиции, не всегда ценится. Но все же если Вы с супругом люди верующие, лучше покрестись ребенка в младенчестве. Ведь тогда за него будет молиться Церковь, Вы сможете поминать его во время Литургии. А молитвы матери, соединенные с общецерковной молитвой, могут спасти ребенка от многих бед.

Сейчас много смешанных браков, когда супруги являются представителями разных вероисповеданий. Как Православная Церковь относится к переходу из одной веры в другую? Как совершается этот обряд?

Православная Церковь исповедует, что христианство есть единственно истинная религия из всех мировых религий. Это не снобизм, не пренебрежительное отношение к инакомыслящим, а просто честная позиция. Если мы внимательно познакомимся с основными положениями мировых религий, то увидим, что во многом они противоположны. Например, в христианстве есть учение о Боге-Личности, а в буддизме его вовсе нет. Христианство учит, что Бог есть Любовь, а Христос есть Сын Божий и Господь, в исламе доминирует представление о Боге — строгом Судии, а Христос воспринимается как один из пророков. Нельзя говорить на одну и ту же вещь, что она и черная и белая одновременно, также нельзя сказать, что Вы христианин и мусульманин в одном лице. Нужно что-то выбирать.

Поэтому к переходу из других религий в Православие Церковь относится хорошо. Мусульмане, буддисты, а также люди, исповедующие всевозможные оккультные представления о мире, должны познакомиться с основами христианства, исповедоваться и принять Таинство Крещения. Протестанты традиционных деноминаций и католики переходят в Православие через покаяние и участие в Таинстве Причастия, перед которым исповедуют православный Символ веры.

Когда, напротив, христиане отрекаются от исповедания Христа как Бога, Церковь относится плохо в силу выше означенных причин. Здесь никакого обряда со стороны Церкви быть, конечно, не может. Человек по своей воле отпадает от церковного общения и может быть принят обратно через покаяние.

Что касается браков, то, наверное, можно утверждать, что сейчас много семей, в которых супруги, формально принадлежа к определенной религии, жизнью своей не исповедуют ни одну из них.

Сейчас очень популярны поездки по святым местам, в частности, в Дивеево, которые всегда сопровождаются купанием в святых источниках. Хотелось бы узнать, существуют ли какие-то каноны для такого омовения? Говорят, например, что окунаться в источник надо непременно с головой.

По благочестивой традиции в источник окунаются с головой, трижды, с молитвой «Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа». Однако следует отметить, что купание в святых источниках не является непременным и обязательным атрибутом посещения святых мест, а служит лишь дополнением к паломнической поездке.

Если Вы отправляетесь в Дивеево или другое почитаемое место — в монастырь или храм, в первую очередь там стоит посетить богослужение, по возможности исповедоваться и причаститься, познакомиться с историей обители, почитать канон или акафист чтимому святому. А потом, если у Вас есть решимость, позволяет состояние здоровья, окунуться в источник. Нужно внимательно следить, чтобы купание, приобретение иконочек, маслица не заслонили в Вашем сердце главного — молитвенного обращения к Богу и святым.


Оставить комментарий
Поделиться в: