Православное заволжье

Официальный сайт Покровской епархии

Русская Православная Церковь Московского Патриархата

За веру во Христа пострадавший

Святые, а особенно святители – удивительные люди. Они сочетают в себе смирение и кротость с решительностью и твердостью, доброту и простоту сердца со строгостью и незаурядным умом. Таким был и священномученик Владимир (Богоявленский), митрополит Киевский и Галлицкий – первый в сонме замученных и убиенных в XX веке русских православных архиереев. В этом году исполняется сто лет со дня его кончины.

Простой архиерей

Веру и любовь к Богу будущий святой унаследовал от отца – священника Никифора Богоявленского. Их семья жила в деревне, и юный Василий (имя священномученика Владимира в Крещении) хорошо знал жизнь простого народа. Это стремление быть наравне с простыми людьми стало особенностью его архипастырского служения. Именно за это его так любили и любят эти самые простые люди по всей России и Украине.

Его святительское служение началось в 1888 году на Старорусской кафедре. Новопоставленный архиерей, заботясь о духовно-нравственном просвещении мирян, впервые организовал внебогослужебные беседы с прихожанами. «Простая, безыскусная речь была согрета огнем такой искренности, что производила изумительное впечатление, увлекая слушателей. Церковь, где проповедовал владыка, была всегда полна», – так говорили о нем самые разные люди.

Самое благодатное время

В 1891 году епископа Владимира назначили на Самарскую кафедру. Крайне трудное время для того края – губерния страдала от холеры и голода, власть в бессилии опускала руки. Первым поддержать народ решился правящий архиерей. На городских площадях и в местах, охваченных эпидемией, владыка служил молебны об избавлении от бедствий. Посещая холерные бараки, он поддерживал всех беседами и молитвой. На холерном кладбище святитель совершал панихиды. Одному Богу известно, как при этом он успевал содействовать распространению врачебной помощи и устраивать при храмах бесплатные столовые. Пытаясь привлечь внимание правительства к народной беде, владыка посылал в Петербург и другие города просьбы о помощи и образцы «голодного хлеба».

В то же время в Самаре молодой помощник присяжного поверенного Владимир Ульянов всеми силами боролся против комитетов помощи голодающим. Будущий «вождь» утверждал, что «голод – явление прогрессивное, ибо двигает общество к социализму»…

«Это был служитель, поражавший нас своей любовью к Божественной службе… Народ вспоминал его несколько десятков лет, и высшей похвалой служителям Церкви были слова: “Ты служишь, как владыка наш Владимир”», – так отзывался о будущем священномученике епископ Серафим (Александров). А сам святитель о времени своего пребывания в Самаре всегда вспоминал с душевной теплотой, называл его лучшим в своей жизни.

Просветитель иноверцев

Следующие шесть лет святитель управлял Грузинским Экзархатом. На Кавказе возрастали националистические идеи, особенно по отношению к русским, поэтому для управления церковной жизнью владыке пришлось проявить незаурядную рассудительность и чуткость.

За небольшой срок он открыл более 300 церковно-приходских школ, в которых вместе с православными учились мусульмане и иудеи, протестанты и армяне, старообрядцы и дети сектантов. За эти годы на Кавказе было построено и возобновлено более 100 храмов. А когда и до тех краев добралась холера, владыка устроил при храмах столовые для бедняков. Несмотря на это, на него писали доносы с клеветой, и даже было организовано покушение – несостоявшегося убийцу поймали с кинжалом возле дома экзарха.

Думать не о себе

В 1898 году священномученика Владимира возвели на Московскую кафедру, где он провел 14 лет. В годы распространения социалистических и атеистических учений среди простого народа интеллигенция проявляла равнодушие к вере и Церкви, люди начинали забывать Бога и все чаще преступали нравственные законы. На борьбу с этими явлениями и положил все свои силы будущий святой.

Он стал открывать многочисленные миссионерские курсы, народные церковные хоры, благотворительные учреждения, оказал содействие великой княгине преподобномученице Елисавете Феодоровне в основании Марфо-Мариинской обители. При его личном участии Московское епархиальное общество борьбы с пьянством спасало страдающих от алкоголизма. «Нужно прежде всего думать не о том, что взять от народа, но о том, что мы сами можем дать ему», – говорил святитель московским семинаристам, уча их собственным примером. Митрополит Владимир бесплатно распространял десятки тысяч брошюр. Особенной любовью москвичей пользовалось единственное на тот момент пособие по религиозно-нравственному воспитанию детей «Евангелие детства» – сочинение самого святого.

Москвичи оценили его за скромность, жертвенную помощь беднякам, за желание поддержать разговор об их непростой жизни. Один из его современников писал: «Кроткий и смиренный, правдолюбивый, ничего для себя лично никогда не искавший. Он привлек сердца церковной и патриотической России в дни всеобщего шатания, когда немногие оставались твердыми в защите Православной Церкви».

На Поместном Соборе

В 1912 году, после кончины митрополита Антония, владыку перевели в Петербург. Трехлетнее служение на главной кафедре России совпало с началом Первой мировой войны и осложнялось спорами о Григории Распутине. За открытое выступление против него митрополит Владимир впал в немилость и в 1915 году был переведен в Киев.

15 августа 1917 года в Москве открылся назревавший два века Всероссийский Поместный Собор. 5 ноября, когда в Храме Христа Спасителя все было готово для того, чтобы избрать Патриарха, именно митрополит Владимир после Божественной литургии вынес ковчежец с тремя жребиями на амвон. Старец Зосимовой пустыни иеросхимонах Алексий достал из ковчежца жребий и передал его митрополиту, который громко прочитал: «Тихон, митрополит Московский, – аксиос!».

После Октябрьского переворота 1917 года в Киеве епархиальный съезд клира и мирян образовал самочинное управление и призвал к созданию «независимой» Украинской Церкви. Выступая против неканонических действий по образованию автокефалии, митрополит Владимир призывал священников и народ избегать раскола, сохранять Церковь в единстве. В адрес святителя поступали оскорбления и угрозы, но он оставался непреклонен.

С началом Гражданской войны и приходом к власти большевиков в Украине начались грабежи, осквернение и разорение храмов и монастырей. Во время обстрелов Киево-Печерской Лавры пуля попала в образ Казанской иконы Божией Матери и, пробив стекло, вошла в область сердца Богородицы. Эта рана на святом образе предвозвестила грядущую трагедию.

«Господь вас благословляет и прощает»

7 февраля вооруженные люди ворвались в покои священномученика Владимира. Преступники требовали выдать «церковные капиталы», затем сорвали с владыки панагию, стали его бить и душить цепочкой от креста, а через полчаса повели на мороз. Келейник вспоминал, что «владыка был спокоен, словно шел на служение Литургии». Всех присутствующих в доме святитель благословил со словами: «Прощайте!».

Мученик помолился возле Великой лаврской церкви, затем у ворот обители перекрестился и поклонился перед иконой святителя Николая. Солдаты отвезли святителя за километр от монастыря и привели на небольшую поляну между Лаврой и Никольским военным собором. Владыка спросил: «Что, вы здесь хотите меня расстрелять?» — «А что же? Церемониться с тобою?» – ответили ему.

Священномученик Владимир молился, воздев руки к небу: «Господи! Прости мои согрешения, вольные и невольные, и прими дух мой с миром». Затем он благословил убийц и сказал: «Господь вас благословляет и прощает». Не успел он еще опустить руки, как раздались выстрелы, и святой упал, затем его добили штыками. Обезображенное ранами тело мученика утром нашли женщины, идущие в монастырь.

Продолжавшийся в те дни Поместный Собор 1918 года установил ежегодно в день смерти священномученика Владимира молитвенно поминать всех новомучеников и исповедников, «во дни гонения безбожного жизнь свою за веру во Христа положивших».

Архиерейский Собор Русской Православной Церкви в 1992 году причислил священномученика Владимира, митрополита Киевского и Галицкого, к лику святых. В тот же год 20 июля были обретены его честные мощи. Они доступны для поклонения в Ближних пещерах Киево-Печерской Лавры.

Подготовила Татьяна Уютова

Пресс-служба Покровской епархии
Оставить комментарий
Поделиться в: