Православное заволжье

Официальный сайт Покровской епархии

Русская Православная Церковь Московского Патриархата

Хотьковский женский Свято-Покровский монастырь — образ Святой Руси

Покровский монастырь — неотъемлемая часть земли Радонежской, которая освящена молитвами преподобного Сергия Радонежского и святого благоверного князя Димитрия Донского, преподобного Андрея Рублева и преподобного Максима Грека. Эти имена очень дороги каждому православному человеку…

 

Родители преподобного Сергия

Предание говорит, что преподобный Сергий завещал, прежде чем идти к нему, помолиться об упокоении его родителей над их гробом в Хотьковской обители. Поэтому богомольцы на пути в Троицкую Лавру посещали сначала этот старейший монастырь, чтобы поклониться там могилке преподобных Кирилла и Марии и после этого только явиться их благодатному сыну как бы с напутствием от его праведных родителей. По преданию, преподобный Сергий нередко ходил к ним на могилу из своей Лавры.

Благочестивые родители преподобного Сергия в конце своей жизни, вдохновленные иноческим духом своего благодатного сына, приняли постриг в Хотьковском монастыре близ Радонежа.

Уже в XIV веке в лицевом житии преподобного Сергия родители его изображены с нимбами. Летопись монастыря приводит множество свидетельств того, как молитвенное обращение к преподобному Сергию и его родителям спасало людей от тяжких недугов. Особенно проявилось их заступничество во время народных бедствий — страшной моровой язвы 1770–1771 годов, эпидемий холеры в 1848 году и в 1871 году. Тысячи людей стекались в Хотьково. У гробницы родителей преподобного читались неусыпно Псалтирь и молитва святым схимонаху Кириллу и схимонахине Марии. И всякий раз множество людей сохранялось от губительных болезней.

Мощи схимонаха Кирилла и схимонахини Марии неизменно покоились в Покровском соборе, даже после его многочисленных перестроек. Над гробницей святых находилась старинная икона, воплотившая идею Небесного Покрова над обителью. На этой иконе изображена Божия Матерь в рост, с воздетыми молитвенно руками; под Ее стопами — гробница Кирилла и Марии; по одну сторону от гробницы — их дети: преподобный Сергий, Петр и Стефан, а по другую — супруга Стефана Анна и супруга Петра Екатерина.

В XIX веке почитание преподобных Кирилла и Марии распространилось по всей России, об этом свидетельствуют месяцесловы того времени.

Рождение обители

Семь веков отделяет нас от той далекой эпохи, когда зародилась монашеская жизнь на Хотькове, на высоком живописном берегу тихой речки Пажи, у храма в честь Покрова Пресвятой Богородицы. Место, где расположился монастырь, на древних картах имело название Обнорская гора — это недалеко от города Радонеж, в десяти километрах от Троице-Сергиевой Лавры. Основан монастырь предположительно при князе Юрии Даниловиче (1281–1322) и при святителе Петре, митрополите Московском (1308–1326). В летописных свидетельствах монастырь впервые упомянут в 1308 году, однако точная дата остается для нас неизвестной.

Скромная обитель для старцев и стариц, какой она была в начале своего существования, обрела позднее широкую известность как место упокоения преподобных Кирилла и Марии, стяжавших святость своим благочестием. Они ревностно хранили в своей семье христианский уклад жизни, всем сердцем служили своему Отечеству, учили детей своих главным добродетелям: вере, благоговению, труду и правде, и их богоносному сыну — преподобному Сергию — удалось поднять дух русского народа и этим упрочить государственный порядок

Подвиг праведной супружеской жизни часто увенчивался подвигом иночества. Характерным для того времени было образование мирских монастырей для старцев и стариц. Они создавались при содействии всего общества для тех, кто, заканчивая земной путь временной жизни, желал достойно подготовиться к жизни вечной. Так и Покровская обитель была создана жителями Радонежской волости неподалеку от села Радонеж, куда тянулись люди из разоренных ордынцами княжеств, образуя новые поселения, строя храмы и монастыри.

Расцвет

Расцвет Хотьковского монастыря пришелся на XIX век при игуменьях Евпраксии, Магдалине, Варсонофии. Тогда были привлечены средства щедрых благотворителей, на средства которых возвели Никольский собор, четырехъярусную колокольню, игуменский корпус. А на южной стороне обители построили два корпуса богадельни с арочными воротами между ними и надвратным храмом во имя святителя Митрофана Воронежского. Увеличились земельные владения обители, ей принадлежали мельница, скотный двор и обширный сад на реке Воря.

Послушниц стали обучать живописи и иконописи. В игуменском корпусе рядом с общей трапезной были устроены рукодельная мастерская и живописная школа. Большое внимание уделялось совершенствованию богослужебного пения. Все это очень обогатило духовную жизнь обители и способствовало ее дальнейшему процветанию.

В 1884 году была открыта церковно-приходская школа на 50–60 детей из окрестных селений. Школа занимала специально отстроенное двухэтажное здание, была возведена также трехэтажная гостиница, нижний этаж которой был предоставлен бедным богомольцам, с бесплатным питанием по уставу благотворения преподобного Сергия.

Монастырь регулярно жертвовал крупные суммы на содержание духовных училищ, помогал нуждающимся ученикам и учителям. 30 октября 1876 года игуменья Варсонофия обратилась к митрополиту Московскому Иннокентию с прошением разрешить взять на воспитание в монастырь болгарских девочек, осиротевших во время освободительной войны на Балканах. Разрешение было получено. Во время войны на Балканах от монастыря шли пожертвования в адрес Красного Креста для помощи раненым и больным воинам.

Обитель не осталась безучастной к горю людей в Русско-японскую и в Первую мировую войны: собирали пожертвования в пользу осиротевших детей, средства для общества Красного Креста. В годы Первой мировой войны насельницы монастыря помогали раненым в качестве санитарок.

Монастырь принимал посильное участие в духовной жизни всего великого государства, особенно если это касалось почитания преподобного Сергия Радонежского; так, была пожертвована большая сумма денег на строительство соборного храма в Риге по просьбе Рижского Троице-Сергиева женского монастыря.

Во второй половине XIX века значительно возросло число прихожан Хотьковской обители; множество паломников приезжали сюда в праздничные дни. Никольский храм не мог уже вместить такого количества молящихся, поэтому было принято решение о постройке на его месте нового храма. Был возведен огромный величественный собор по проекту архитектора А.А. Латкова. Новый храм, рассчитанный на 2000 человек, впечатлял своими размерами, нарядной внешней отделкой и богатым убранством интерьера.

Время гонений

Во время торжеств освящения храма никто не мог предполагать, что наша православная держава вступила в эпоху революционных потрясений, разрушивших вековой уклад всей российской жизни. Началось время бед и испытаний и для Хотьковского монастыря. В 1922 году монастырь закрыли, но в храмах еще продолжались службы. Власти оставили монахиням для жительства только здание богадельни, которое не могло вместить всех сестер, остальные разошлись по окрестным деревням.

Монастырь реорганизовали в артель кустарных изделий. Сестры с большим мастерством изготавливали на экспорт вышитые платки, полотенца, покрывала, игрушки и обучали своему искусству молодых артельщиц. В 1928 году всех насельниц изгнали из монастыря, многих осудили на ссылку в лагеря. Последнюю игуменью Варсонофию II арестовали в 1931 году, она скончалась на этапе в Казахстан.

В 30-е годы храмы сделали мастерскими и складами. Рабочие, которые занимались перестройкой монастырских зданий, сами предложили верующим взять из храма останки преподобных Кирилла и Марии, т.к. мощам грозило осквернение или уничтожение. Рабочие помогли вскрыть полы храма и вынести останки преподобных, которые были положены в склепе неподалеку от Покровского храма, на территории монастыря.

Возрождение

Обретены мощи святых были поистине чудесным образом. В бывших монастырских постройках жили советские граждане и среди них пожилая женщина, которая, будучи маленькой девочкой, видела, как прятали монахини мощи преподобных Кирилла и Марии. Господь благословил дожить ей в здравии и памяти до того времени, когда она смогла указать примерное место захоронения у стен Покровского храма.

В 1987 году, во время подготовки к празднованию 1000-летия Крещения Руси, склеп с мощами преподобных был раскрыт. Все ожидали начала богослужений в Покровском храме, чтобы перенести в него вновь обретенные мощи.

В 1989 году в Покровском храме бывшего Хотьковского монастыря, возвращенного Русской Православной Церкви, вновь возгорелась свеча церковной молитвы преподобному Сергию и его родителям. В том же году мощи его праведных родителей перенесли в храм в честь Покрова Пресвятой Богородицы. Возобновилось празднование памяти преподобных Кирилла и Марии 28 сентября (11 октября) и 18 (31) января. Вера в заступничество святых укрепилась после многочисленных исцелений, совершенных у гробницы.

В 2008 году Покровский Хотьков монастырь отметил 700-летие своего существования. В 2012 году исполняется 20 лет возрождения монашеской жизни после разорения, 20 лет общецерковного прославления и 675 лет со времени кончины покровителей обители преподобных Кирилла и Марии, Радонежских и Хотьковских чудотворцев.

Заботы и радости новой обители

Очень символично, что первой, после его возрождения, игуменьей монастыря стала насельница той самой обители, в строительстве которой в период своего расцвета принимал участие Хотьковский монастырь: в 1993 году Святейший Патриарх возвел в сан игуменьи матушку Олимпиаду, бывшую благочинную Рижского Троице-Сергиева монастыря.

Матушка Олимпиада вместе с игуменским жезлом получила в управление полуразрушенный разоренный монастырь, который предстояло возрождать на развалинах былого величия

Предстательством Пресвятой Богородицы, молитвами преподобных Кирилла и Марии и их сына преподобного Сергия Радонежского, чье явление в монастыре перед его открытием не раз видели многие люди, обитель вступила в пору своего возрождения.

Возвращается благолепие храмов, возрождается и внутренняя монашеская жизнь. С самых первых дней восстановления обитель, получившая статус ставропигиального монастыря, находилась под попечительством Первосвятителя Русской Православной Церкви Святейшего Патриарха Алексия II. Возрождение и укрепление монастыря совершалось при постоянном его внимании и заботе.

Много трудов несут сестры с матушкой игуменьей, чтобы восстановить прежнее благолепие поруганного монастыря и его духовные богатства, которыми он щедро делился с каждым приходящим. При монастыре действует воскресная школа, существует приют-пансион для девочек. Открыта большая библиотека духовной литературы для жителей города. Следуя прежней традиции благотворения, сестры взяли на попечение дом престарелых и детское отделение Московской областной психиатрической лечебницы. В большие церковные праздники они навещают инвалидов, ветеранов труда и многодетные семьи

Неузнаваемо изменился безлюдный, заброшенный участок земли, где когда-то было селение Горошково с храмом в честь Покрова Пресвятой Богородицы. Теперь здесь находится монастырский скит.

Выросли многочисленные хозяйственные и жилые постройки, раскинулись садовые и огородные насаждения, среди высоких цветущих трав виднеются домики монастырской пасеки. На холме, среди зелени деревьев, белеет нарядный, отреставрированный храм, в котором днем и ночью совершается молитва по заведенному здесь с первых дней особо строгому уставу. Перед восходом солнца сестры расходятся из церкви для краткого отдыха, затем их ждут различные послушания: уход за скотиной, пчельник, сад, заготовка дров, возделывание земли, приготовление пищи и многие другие хозяйственные заботы. В сенокосную пору работ прибавляется, но молитва дает сестрам силы и мужество.

В воскресные и праздничные дни в храме совершается Божественная литургия. Это всегда радость для насельниц скита и жителей окрестных деревень.

Подготовила Елена Гаазе

 

Теги: преподобные Кирилл и Мария.
Оставить комментарий
Поделиться в: