Православное заволжье

Официальный сайт Покровской епархии

Русская Православная Церковь Московского Патриархата

Лучезарный старец

Есть такие святые подвижники, значение и роль которых осознается со временем, даже порой спустя много лет, тогда возрождается память о них. Но есть и те, которые еще при жизни в народе слывут святыми людьми. Одним из таких святых был самый знаменитый старец дореволюционной России преподобный Амвросий Оптинский. 23 октября — день памяти этого удивительного святого Русской Православной Церкви.

История его жизни — яркий пример того, как неисповедимы пути Господни, и только Ему Одному ведомо — кого, как и где призвать на служение Себе. 30 лет старец был практически прикован к постели. Трудно представить себе, как он мог, будучи пригвожденным к такому страдальческому кресту, в полном изнеможении сил принимать ежедневно толпы людей и отвечать на десятки писем. На нем сбылись слова Господа: Сила бо Моя в немощи совершается (2 Кор. 12, 9). Он стал прототипом старца Зосимы из романа «Братья Карамазовы», написанного Ф. М. Достоевским под впечатлением от посещения Оптиной пустыни и бесед с отцом Амвросием.

Александр Гренков, будущий отец Амвросий, родился 23 ноября 1812 года в селе Большие Липовицы Тамбовской губернии. Перед рождением ребенка к деду-священнику съехалось так много гостей, что родильницу, Марфу Николаевну, перевели в баню, где она и родила сына. Позднее Александр, став уже старцем, шутил: «Как на людях я родился, так всё на людях и живу».

Окончив духовное училище, с 1830 по 1836 год юноша учился в Тамбовской семинарии. Некоторое время он был домашним учителем в одной помещичьей семье, а затем преподавателем Липецкого духовного училища, где оставил о себе память как о внимательном воспитателе.

В последнем классе семинарии ему пришлось перенести опасную болезнь, и он дал обет постричься в монахи, если выздоровеет. По выздоровлении он не забыл своего обета, но несколько лет откладывал его исполнение, «жался», по его выражению. Изнемогая от своей нерешимости, Александр Михайлович отправился за советом к проживавшему в той местности известному подвижнику Илариону. «Иди в Оптину, — сказал ему старец, — будешь опытен. Ты там нужен». Гренков послушался.

Осенью 1839 года он прибыл в Введенскую Оптину пустынь, когда в ней подвизались и жили оптинские старцы Макарий и Лев. Он стал их учеником. Преподобный Лев очень любил Александра, и хотя в воспитательных целях часто в лицо называл его «химерой» и говорил с ним гневно, но другим признавался: «Великий будет человек».

Вскоре, в 1842 году, он принял постриг и был наречен Амвросием в память святителя Медиоланского, в 1843 году был рукоположен в иеродиакона и в 1845 году — во иеромонаха. За этими краткими строками — пять лет трудов, аскетической жизни, тяжелой физической работы.

Вскоре после своего рукоположения он заболел. Болезнь была настолько тяжела и продолжительна, что навсегда подорвала здоровье отца Амвросия и почти приковала его к постели.

О том, как страдал старец, видно из его слов, которые однажды невольно вырвались у него: «Если я скажу иногда про свое здоровье, то только часть. А если б знали все, что я чувствую… Иногда так прижмет, что думаю, пришел конец». Старец терпеливо и со смирением переносил все испытания. Часто от него можно было слышать: «Терпел Моисей, терпел Елисей, терпел Илия, так потерплю же и я».

В 36 лет он был выведен за штат монастыря по болезни. И оптинские старцы доверили ему отвечать на письма, принимать народ, который во множестве притекал в Введенскую Оптину пустынь. С сентября 1846 года состояние здоровья отца Амвросия было настолько угрожающим, что он в келье был пострижен в схиму с сохранением прежнего имени. Впоследствии отец Амвросий говорил: «Монаху полезно болеть. И в болезни не надо лечиться, а только подлечиваться!».

Старец принимал людей порой до поздней ночи. К нему приходили келейники, звонили в колокольчик и говорили: «Отче, уже двенадцать часов ночи, день закончился». А он отвечал: «Да? Неужели мы тут так долго принимали народ? Что-то мы сегодня задержались. А ну-ка, братья, передвиньте-ка часы еще на часочек назад».

По благодати Божией его проницательность переходила в прозорливость. Отец Амвросий источал неиссякаемую жизнерадостность и умел давать свои наставления в такой простой и шутливой форме, что они легко и навсегда запоминались слушающим. Каждый имел к нему доступ и мог говорить с ним: петербургский сенатор и старая крестьянка, профессор университета и столичная модница.

Что касается исцелений, им не было числа. Эти исцеления старец всячески прикрывал. Иногда он, как бы в шутку, стукнет рукой по голове, и болезнь проходит. Больные после посещения старца выздоравливали, у бедняков налаживалась жизнь. Старец Амвросий знал, что, если не укрепить дух и душу человека, дай ему хоть горы денег, у него не будет ни радости, ни счастья до тех пор, пока человек не обретет правую, здравую и истинную веру. Потому что, если человек потеряет деньги — это не беда. Если человек потеряет здоровье — это полбеды. Если человек потеряет веру — это настоящая беда. И наоборот, если человек имеет истинную веру как крепкий фундамент своей жизни, то он уже в своей жизни имеет все, потому что он имеет в душе Бога.

В последние десять лет своей жизни он взял на себя еще одну заботу: основание и устройство женской обители в Шамордине, в 12 верстах от Оптины, где кроме 1000 монахинь имелись еще приют и школа для девочек, богадельня для старушек и больница.

Старец по возможности склонял некоторых благочестивых состоятельных лиц к устроению женских общин и сам, сколько мог, содействовал этому. Его попечением устроена также Предтеченская женская община в г. Кромы Орловской губернии. Особенно много забот он употреблял на благоустройство Гусевской женской обители в Саратовской губернии. По его благословению устроились также Козельщанская община в Полтавской губернии и Пятницкая в Воронежской.

1891 год был последним в земной жизни старца. Все лето этого года он провел в Шамординской обители, как бы спеша закончить и устроить там все незаконченное. И 10 октября (ст. ст.) преподобный Амвросий отошел ко Господу. Гроб с телом старца под моросившим осенним дождем был перенесен в Оптину пустынь, и ни одна из свеч, окружавших гроб, не погасла.

15 октября тело старца было предано земле с юго-восточной стороны Введенского собора, рядом с его учителем старцем Макарием. Именно в этот день в 1890 году старец Амвросий установил праздник в честь чудотворной иконы Божией Матери «Спорительница хлебов», перед которой он сам много раз возносил свои горячие молитвы.

В июне 1988 года Поместным Собором Русской Православной Церкви преподобный Амвросий, первым из Оптинских старцев, был причислен к лику святых. На мраморном надгробии выгравированы слова апостола Павла: Бых немощным, яко немощен, да немощныя приобрящу. Всем бых вся, да всяко некия спасу (1 Кор. 9, 22).

У мощей старца и сегодня происходят чудеса, И в конце рассказа об этом удивительном человеке хотелось бы напомнить наставление преподобного Амвросия всем нам:

Если хочешь жить легко

И быть к Богу близко,

Держи сердце — высоко,

А голову — низко.

Подготовила Наталия Бондаренко.


Оставить комментарий
Поделиться в: