Православное заволжье

Официальный сайт Покровской епархии

Русская Православная Церковь Московского Патриархата

Молитва, объединяющая поколения

В начале ноября, в субботу, которая предшествует дню памяти великомученика Димитрия Солунского, мы собираемся на заупокойное богослужение, чтобы помянуть не только усопших родственников и знакомых, но всех «вождей и воинов, на поле брани убиенных». В этом году Димитриевская родительская суббота приходится на 3 ноября. Какова история этой традиции? Читайте об этом в нашей новой рубрике.


Вечный покой

Есть особые дни в году, когда вся Церковь с благоговением и любовью молитвенно вспоминает всех «от века», т. е. во все времена, умерших собратьев по вере. Трогательный обычай поминовения коренится в глубокой вере православных христиан в то, что человек бессмертен и душа его, однажды родившись, будет жить вечно. Что видимая нами смерть — это временный сон, сон для плоти и время ликования для освобожденной души. Смерти нет, говорит нам Церковь, есть только переход, преставление из этого мира в мир иной. И каждый из нас однажды уже пережил подобный переход. Когда в содроганиях и муках рождения человек покидает уютное лоно матери, он страдает, мучается и кричит. Но затем для него начинается новая жизнь.

Так же страдает и трепещет душа, покидающая свое тело. Но проходит совсем немного времени, и выражение скорби и страдания на лице усопшего исчезает, лик его светлеет и успокаивается. Душа родилась в иной мир! Поэтому-то мы и можем молитвой своей желать нашим умершим близким блаженного упокоения там, в покое и свете, где нет ни болезни, ни печали, ни воздыхания, но жизнь бесконечная.

По Уставу Православной Церкви особое поминовение усопших совершается по субботам. И это неслучайно. Мы знаем, что именно в Великую Субботу, накануне Своего Воскресения, Господь Иисус Христос мертвый пребывал во гробе. Потому субботний день был выбран и для соборного поминовения героев Куликовской битвы, начало которого было положено в XIV веке.

Долг памяти

В древнерусских рукописях Димитриевская родительская суббота упоминается редко, не отмечается в переводных литургических книгах (Типиконах, Минеях) и лишь изредка указывается в оригинальных русских памятниках — соборных Чиновниках и монастырских Обиходниках. Одно из первых упоминаний данного дня поминовения всех усопших содержится в сборнике новгородского происхождения XV века. Однако традиция поминовения значительно древнее.

Согласно преданию, установление Димитриевской родительской субботы связано со следующими событиями. В праздник Рождества Богородицы 21 сентября (8 по ст. ст.) 1380 года состоялась Куликовская битва, в которой русские войска под предводительством святого благоверного великого князя Димитрия Донского одержали победу над монголо-татарами.

Никогда еще русское воинство не знало такой победы. Этот бой был подобен священным войнам из истории Ветхого Завета, когда на стороне древнего Израиля сражался Сам Бог, когда победа давалась не числом и военным искусством, а верой в Его несомненную и близкую помощь. Как царь Давид, будучи еще отроком, вышел навстречу великану Голиафу с пращей в руке, с призыванием имени Божия и сокрушил нечестивца. Так и на этот раз из оробевшего русского стана навстречу татарскому богатырю Челубею, одетому в тяжелые доспехи, выехал монах Александр Пересвет с одним лишь копьем в руках. Поразив противника с одного удара, инок упал замертво и предал душу Богу, но этого было достаточно для того, чтобы русские полки с молитвой выступили вперед.

В тот день исполнилось слово преподобного Сергия Радонежского, предвозвестившего князю Димитрию Иоанновичу победу, но победу дорогой ценой. Из 150 000 ополченцев в Москву вернулось лишь 40 000. Однако с этого момента Русь начала жить надеждой на освобождение от ордынского ига. И хотя до полной победы над врагом было еще очень далеко, русские люди поверили в собственные силы.

На протяжении нескольких дней оставшиеся в живых хоронили своих павших товарищей. На этом месте был построен храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы. 27 сентября (14 по ст. ст.) в праздник Воздвижения Креста Господня поредевшее войско двинулось на Москву, а на Покров ликующая столица встречала победителей. Но праздник был поистине со слезами на глазах — наши предки потеряли на Куликовом поле большую часть своего войска.

Храм во имя прп Сергия Радонежского на Куликовом поле.jpgПо прошествии 40 дней после великого побоища, накануне дня памяти небесного покровителя великого князя Димитрия Донского, преподобный Сергий Радонежский совершил в Троицком монастыре поименное поминовение воинов, павших на поле брани. С тех пор в субботу накануне дня памяти великомученика Димитрия Солунского мы поминаем не только воинов, погибших за Отечество, но и всех усопших православных христиан.

По распоряжению князя были составлены и разосланы по приходам и обителям списки погибших. Многие ратники так и остались навсегда неизвестными, и в те дни Православная Церковь соборно молилась о даровании прощения грехов и упокоения всем русским воинам, знаемым и незнаемым, за Русь, за веру православную живот свой положивших.

Народ жил одним молитвенным воздыханием. Перед алтарями и под сводами монашеских келий, в боярских палатах и в тесных избах при огоньках грошовых свечей читались Евангение и Псалтирь с поминовением погибших воевод, тысяцких и сотников и всех православных ополченцев.

В память о погибших на том самом месте, откуда выступало русское войско на битву с татарами, был заложен храм во имя Всех святых — небесных покровителей русских ратников, павших во время битвы. Так появилась одна из самых древних московских церквей — церковь Всех святых на Кулишках.

А в 1386 году мать героя Куликовской битвы, серпуховского князя Владимира Андреевича Храброго, княгиня Мария, в благодарность за то, что Господь сохранил жизнь ее сыну, основала в Москве монастырь в честь Рождества Пресвятой Богородицы и сама приняла в нем постриг с именем Марфа. Есть также свидетельства о том, что монастырь возвели по княжескому указу. Первыми его насельницами стали вдовы русских ополченцев. В нем нашли приют те, кто потерял своих кормильцев в битве на Куликовом поле.

День общей молитвы

В древности, вплоть до конца XVII века, велись специальные синодики с именами павших на поле брани, которые зачитывались в дни особого поминовения усопших. Такая благодарная молитвенная память потомков служила не только утешением для усопших, но и серьезным воспитательным средством для живых. Вот как об этом пишет дореволюционный исследователь профессор протоиерей М. И. Горчаков: «Торжественное провозглашение и хоровое пение “вечной памяти” “мужественно поборовшим и избиенным за православную веру” (с перечислением имен) в нашествие Батыя, Мамая, Тохтамыша, Ольгерда должны были производить потрясающее впечатление на слушателей, сильным образом возбуждать и укреплять в них чувства и настроения патриотизма, запечатлевать в их памяти имена отечественных героев, положивших свою жизнь за Родину и веру, и утверждать в них мысль, что Церковь сохраняет и сохранит вечную память о заслугах, оказанных Отечеству подвижниками, на полях брани славною смертию умершими, что умирать за Отечество, за святую Русь — значит умирать за святую веру, и что сражаться за Родину — значит подвизаться за веру».

Со временем установленный обычай несколько изменился: перестали вести поименные синодики, к молитве о павших воинах стала присоединяться и молитва об усопших родственниках и обо всех от века почивших православных христианах. Но сегодня, как и в давние времена в Русской Православной Церкви, — это день общей молитвы об усопших, день надежды на милосердие Божие.

Обычай, установленный в Церкви со времен князя Димитрия Иоанновича, оказался той связующей нитью, которая объединила чувством соборности, церковного единства многие поколения русских людей. После изгнания из России остатков наполеоновской армии в Димитровскую субботу Церковь молилась и о воинах, «за веру, царя и Отечество живот свой положивших». Так же призывала она милость Божию на всех погибших православных христиан в годы Крымской войны. В царствование Александра III поминались и русские солдаты, отдавшие жизнь ради освобождения братьев по вере на Балканах. Соборная молитва не прекращалась в Димитровскую субботу и во времена Первой мировой и Великой Отечественной войн.

Олег МОРОЗОВ


Оставить комментарий
Поделиться в: