Православное заволжье

Официальный сайт Покровской епархии

Русская Православная Церковь Московского Патриархата

Никогда не огорчать Христа

Святитель Серафим (Соболев), архиепископ Богучарский, часто говорил: «Когда мы умрем, то поймем, насколько близки были к нам Спаситель, Божия Матерь и все святые». А русские и болгары, почитающие святого, часто говорят о том, насколько он близок к тем, кто обращается к нему с молитвой.

«Сам спасайся и брата своего спасай!»

Он был родом из мещанской семьи, с детства добрый, Бого- и человеколюбивый. С ранних лет Николай (имя святого в Крещении) решил никогда не огорчать Христа. Он боялся нарушить Божью волю. К примеру, по любви и послушанию к матери он готов был вступить в брак, хотя внутренне этому противился. Но когда сорвались одна за другой помолвки, Мария Николаевна Соболева поняла, что сын должен послужить Богу в ангельском образе и благословила его на поступление в Петербургскую Духовную Академию.

Глубоко веря в то, что через послушание духовным наставникам человеку открывается воля Господа, он общался со старцем Гефсиманского скита Исидором, несколько раз посещал праведного Иоанна Кронштадтского. Но особенно близкие отношения сложились у него с преподобным Анатолием (Потаповым) Оптинским, который позже стал его духовником.

Братья-семинаристы не могли не откликнуться на доброту и искреннюю любовь, которую проявлял к ним Николай. Когда студенты хотели обличить одного сокурсника в воровстве, Николай за него заступился и выхлопотал для того увольнительную по собственному желанию, избавив от большего позора. «Они звали его “Колечкой”», – вспоминал митрополит Вениамин (Федченков), учившийся на курс старше.

Под началом инспектора Санкт-Петербургской Духовной Академии архимандрита Феофана (Быстрова) семинарист Николай занимался в кружке по изучению святоотеческой литературы. В тот период его начали мучить сомнения о том, выдержит ли он полный скорбей и лишений монашеский путь. Однажды будущий святитель, читая житие недавно прославленного преподобного Серафима Саровского, решил в молитве к святому спросить его совета. Положив три поклона перед книгой и иконой, Николай помолился, открыл наугад житие и прочел: «В 1830 году один послушник Глинской пустыни молил святого Серафима разрешить мучивший его жизненный вопрос: ″Есть ли воля Божия поступить ему и брату его в монастырь?″. Старец отвечал послушнику: ″Сам спасайся и брата своего спасай!″». Эти слова преподобного Серафима Николай воспринял, как откровение от Бога. При монашеском постриге он получил имя Саровского чудотворца.

Ректор лучшей семинарии

После того как иеромонах Серафим получил опыт преподавательской деятельности в двух духовных училищах, его возвели в сан архимандрита и поставили ректором Воронежской духовной семинарии. В вопросах дисциплины она считалась одной из худших в стране. Но новый ректор Серафим смог быстро изменить положение. Он отказался от привычной практики наказаний воспитанников, старался понять их поведение, главной причиной которого была бедность. Открыл столовые для малоимущих студентов, организовал братство, помогавшее воспитанникам оплачивать обучение, лечение и поездки домой. Через три года член Учебного комитета при Синоде П.Ф. Полянский (впоследствии священномученик митрополит Петр) назвал семинарию одной из лучших в России.

В Воронеже архимандрита Серафима застала революция и гражданская война. Большевики закрыли семинарию, здание заняли красноармейцы. Отец Серафим переехал в монастырь святителя Тихона Задонского, а вскоре по совету воронежского старца Аарона он вместе с братом – иеромонахом Сергием – отправился на юг.

В Крыму по решению Высшего Церковного управления архимандрит Серафим стал ректором духовной семинарии, а затем был рукоположен во епископа Лубенского. Но в ноябре 1920 года из-за вступления в Крым большевиков владыка был вынужден отбыть за границу.

Русский Болгарский архиепископ

В 1921 году святителя назначили настоятелем Никольского храма в Софии. Также ему подчинялись несколько приходов и Спасский монастырь в Ямболе. В сане архиепископа он был поставлен управляющим русскими приходами в Болгарии.

При Никольском храме архиепископ Серафим создал братство, которое материально помогало нетрудоспособным прихожанам. Под началом архипастыря работал комитет помощи русским монахам Афона, которые после революции были притесняемы греческим правительством и голодали. Приход помогал и русским беженцам. Сам же архиерей вместе со своим братом архимандритом Сергием снимал очень скромную квартиру. Он старался избегать роскоши и пристрастия к вещам, говоря: «Вещи меня обременяют. Они – тяжесть для души».

Рассадник истинного иночества

Несмотря на туберкулез, архипастырь служил во все воскресенья и праздники, а по четвергам читал акафист святителю Николаю. Большое внимание владыка уделял богослужебному пению, потому хор Никольского храма за годы служения со святителем стал одним из лучших в Болгарии.

Священноначалие ценило святителя за монашескую строгость. В 1935 году, передавая в ведение архиепископа Серафима монастырь Архангела Михаила, Синод Болгарской Церкви выдвинул условие, что в обитель будут приниматься не только русские, но и болгары «с целью иметь их как рассадник истинного иночества для болгарских монастырей».

Иерарх поддерживал связь с афонскими монахами. Они, проезжая Болгарию, останавливались у владыки Серафима. Один из них говорил духовным чадам епископа: «Ваш владыка – святой жизни. Никогда больше не встречал таких архиереев». Да они и сами знали, что и богослужение, и частная молитва были необходимы владыке как воздух.

Нередко во время исповеди архипастырь напоминал людям забытые грехи, а также отвечал на мысленные вопросы исповедующихся. В ответ на их недоумение он с улыбкой говорил: «Это случайно».

Замечали прихожане и силу молитв своего владыки. Приходившие к нему со скорбями уходили утешенными и окрыленными, безнадежно больные – получали исцеление. Сам святой не видел в силе своих молитв чего-то необычного.

Святитель Серафим полагал, что власть коммунистов в России не будет вечной, что она возродится. Спасение страны для него было обусловлено покаянием и возвращением народа к православной вере.

Все время пребывания на святительской кафедре владыка Серафим боролся с экуменизмом, модернизмом и софиологической ересью протоиерея Сергия Булгакова. Святой не терпел компромиссов в догматических вопросах, но умел вести взвешенный диалог с инославными.

«Сам Господь прославил этого человека»

В марте 1945 года святитель Серафим отправил поздравление недавно избранному Патриарху Алексию I, а вскоре обратился к нему же с прошением принять его в Московский Патриархат. Просьба была удовлетворена, и 30 октября 1945 года архиепископ Серафим и семь русских приходов в Болгарии были приняты в юрисдикцию Московского Патриархата.

26 февраля 1950 года он мирно скончался вдали от своей Родины, в Софии. Проститься с ним пришло множество архипастырей, пастырей, мирян. Болгары помнят его как «дедушку владыку Серафима», которому Господь даровал благодать творить чудеса. Школьники и студенты приходят к раке с его мощами, чтобы испросить хорошей оценки на экзамене, больные раком – с просьбой об исцелении, печальные и скорбящие – с надеждой на утешение.

Настоятель храма святителя Николая – Патриаршего подворья в Софии – архимандрит Филипп рассказывает, что в Болгарии нет ни одного человека, который не знал бы этого святого. «Владыка Серафим продолжает свое служение Богу и людям и после своей кончины. По его молитвам совершаются многие чудеса. За несколько месяцев на подворье пришли сотни свидетельств об исцелениях от болезней, подтвержденные медицинскими документами, о разрешении сложных жизненных обстоятельств. Они действительно свидетельствуют о том, что Сам Господь прославил этого человека».

Подготовила Татьяна Уютова

Пресс-служба Покровской епархии
Оставить комментарий
Поделиться в: