По благословению Епископа Покровского и Николаевского Пахомия

Православное заволжье

Официальный сайт Покровской Епархии

Русская Православная Церковь Московского Патриархата

Игумен Синайской горы

Соорудил я лествицу восхождения…

от земного во святая.

Преподобный Иоанн Лествичник

 

Четвертая неделя (воскресенье) Великого поста, 18 марта, посвящена монаху, живущему полторы тысячи лет назад – игумену Синайской горы преподобному Иоанну Лествичнику. Церковь почитает преподобного Иоанна как великого подвижника и автора одной из самых известных духовных книг – «Лествицы». Эта книга – призыв к святости, история восхождения человека к Богу. Часто люди спрашивают: зачем им читать монашескую книгу, написанную в седой древности, в которой, казалось бы, нет и отдаленного упоминания тех проблем, с которыми сталкивается современный человек? Что в этом писании отшельника, прожившего 40 лет в пустыни, есть ценного для нас, живущих в XXI веке? И почему именно ему Церковь посвящает неделю Великого поста? Ответить на эти вопросы и рассказать о паломнической поездке на Синай мы попросили Епископа Покровского и Николаевского Пахомия.

 

– Владыка, так почему создателю «Лествицы» посвящена неделя Великого поста?

– Все недели поста посвящены памяти святых, которые являются образцами для подражания христиан. Преподобная Мария Египетская – образ страшного грехопадения, восстания и бесконечного покаяния. Святитель Григорий Палама разработал целое богословское учение о нетварном Фаворском свете и непрестанной Иисусовой молитве. Очень важна в дни поста Крестопоклонная неделя. Не взяв на себя креста, невозможно совершить никакой подвиг. И, конечно, образ великого учителя христианского аскетизма и подвижничества, он же учитель покаяния и учитель молитвы, наставник монашествующих – преподобный Иоанн Лествичник. Это очень яркий образ, который может принести огромную пользу, если мы в своей суетной жизни будем хоть немного следовать его наставлениям, его примеру. В этом нам, конечно, поможет его книга.

– Расскажите, пожалуйста, о ней. Почему «Лествица» рекомендуется всем православным христианам к обязательному чтению, особенно в дни Великого поста?

– Наши благочестивые предки любили перечитывать «Лествицу», особенно во время Великого поста. Во всем множестве духовной аскетической литературы нет более краткой, насыщенной, откровенной и мудрой книги, какой является «Лествица». В ней подробно описаны все ступени восхождения человеческой души от земли к Небу. Преподобный Иоанн всю свою жизнь посвятил познанию этого трудного, скорбного, но светлого и радостного пути, и об этом он повествует нам в своей знаменитой книге. Здесь все логично, конкретно, точно и ясно изложено. Я думаю, что ни у каких других авторов нет такого четко проработанного плана возрастания в духовной жизни, как у святого Иоанна Лествичника. Читай и познавай, какой грех из чего произрастает и чем преодолевается, какие страсти какими добродетелями можно побороть и т. д. Рассуждая о грехах и страстях, он тут же по ходу своих поучений говорит и о добродетелях, противостоящих этим порокам. Изучая «Лествицу», мы приобретаем надежное средство борьбы со своими страстями.

– Но ведь книга святого Иоанна была написана специально для иноков. Может ли она служить «пособием» духовной жизни современных мирян? К примеру, первая ступень указывает на то, что человек должен отречься от мира. Разве это возможно в нашей обычной жизни?

– Если мы внимательно будем читать Евангелие, то заметим, что Господь нигде не разделяет людей на монахов и мирян. Он ко всем обращается с одним призывом: Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное (Мф. 3, 2). Это призыв всех к совершенству, христианская религия – это вообще религия совершенства. Говоря об отречении от мира, преподобный Иоанн не имел в виду только уход за монастырские стены. Мир – понятие собирательное. Мир, который отпал от Бога, – это совокупность всех страстей. Именно от такого мира и призывает нас отречься Иоанн Лествичник. Вот что он пишет: «Некоторые люди, нерадиво живущие в мире, спросили меня, говоря: „как мы, живя с женами и оплетаясь мирскими попечениями, можем подражать житию монашескому?” Я отвечал им: „все доброе, что только можете делать, делайте; никого не укоряйте, не окрадывайте, никому не лгите, ни перед кем не возноситесь, ни к кому не имейте ненависти, не оставляйте церковных собраний, к нуждающимся будьте милосерды, никого не соблазняйте, не касайтесь чужой части» («Лествица», слово 1, ст. 21). Так что не надо думать, что «Лествица» – сугубо монашеская книга. Миряне могут черпать из нее множество душеспасительных наставлений.

– Содержание одной из ступеней лествицы раскрывает подвиг воздержания. Но монахам все-таки легче этот путь пройти, им и воздерживаться особо не от чего. У них нет таких соблазнов, которые окружают мирского человека.

– Ничего подобного. Стены монастырей уберегают инока от каких-то грубых страстей, но его духовная борьба происходит на ином уровне. Она совершается в его сердце. И эта брань требует гораздо большего напряжения. Да, сегодняшнее время называют эпохой потребления, но и в давние времена тоже были свои сложности. На мой взгляд, ничего не изменилось. Вспомните евангельскую историю с юношей, который стремился к совершенству и выполнил все Божии заповеди. Он спрашивает Христа, чего ему недостает для спасения? И Господь предлагает ему распродать все имущество и следовать за Ним. Но эта программа-максимум оказалась молодому человеку не по плечу. Христос не осудил его, но в разговоре с учениками о спасении уточняет: спастись трудно не просто богатому человеку, а тому, кто надеется на свое богатство. Христос зовет человека к Небу, пытается оторвать его от земли. Другое дело, что у каждого своя мера. Праведность монаха и мирянина – это разные величины, но цель у нас одна. И для ее достижения надо много трудиться над собой и учиться воздержанию, как тому учит преподобный Иоанн. Не надо себя жалеть, иначе в духовном смысле ничего у нас не выйдет.

– Последняя, верхняя ступень лествицы – высшая цель жизни христианина – любовь. Что значит любовь в христианском понимании и как она звучит в устах отшельника-монаха, не знавшего обычной земной любви?

– Земная любовь, о которой вы говорите, – это отголосок Неба. В Священном Писании прямо говорится, что любовь есть исполнение Закона Божьего. Это подвиг, требующий от человека огромного самоотвержения. Настоящая любовь «не ищет своего», как пишет в знаменитом гимне любви святой апостол Павел. Любовь – это отказ от себя, это всегда жертва. И Христос являет нам эталон христианской любви, принося себя в жертву за весь человеческий род, за все наши грехи. Если мы хотим быть истинными христианами, то должны научиться такой любви. И к такой любви призывает нас святой Иоанн: «Любовь по качеству своему есть уподобление Богу, сколько того люди могут достигнуть по действию своему, она есть упоение души; а по свойству источник веры, бездна долготерпения, море смирения» (Слово 30, ст. 7).

– Вспомните, Владыка, когда впервые Вы открыли для себя «Лествицу» и какое место в Вашей пастырской жизни занимает это великое духовное творение?

– Я начал читать ее в юношеском возрасте, это был период моего знакомства с трудами святых отцов. Чтение было непростое, многих вещей я тогда просто не понимал. Глубина этого творения, его величайшая мудрость стали открываться с годами, и потом эта книга сопровождала меня всю мою монашескую жизнь. Помню, что в небольшой походной сумке, с которой я пришел в монастырь, среди нескольких любимых мною книг была и «Лествица». Она была со мной в келье, читали ее за трапезой, во время богослужений. Для монаха эта книга настольная.

Она мне очень помогла и на приходе, когда я стал настоятелем Свято-Троицкого собора в Саратове и организовал цикл бесед с прихожанами по толкованию этой книги. В течение года мы собирались вместе и читали «Лествицу», обсуждая каждую ее строку. Эти беседы очень помогли понять людям смысл духовной жизни, приобщиться к ней. Так что еще раз скажу, что надо обязательно читать святых отцов – это база духовной жизни. Когда человек ставит перед собой высокую цель, то он обязательно чего-то достигнет. А если сразу опустить планку, то и на первую ступень лествицы, о которой пишет преподобный Иоанн, никогда не встать.

– Владыка, расскажите, хотя бы коротко, о Вашей поездке на Синай. Ведь мощей преподобного там нет, а что тогда осталось от пребывания отца Иоанна на этой святой горе?

– Монастырь великомученицы Екатерины в Египте на Синайской горе – удивительное место. Это один из самых древних монастырей, существующих в православном мире. Большинство его построек относятся к VI веку, и на протяжении всей своей долгой истории ни разу не был захвачен, разграблен или поврежден. Здесь сохранилась уникальная коллекция древних икон, в мире такой коллекции больше нет. Уже это производит колоссальное впечатление. Согласно Библии именно здесь, на горе Синайской, пророк Моисей получил от Бога каменные Скрижали Завета с десятью заповедями. Здесь же возле монастыря по сей день растет Неопалимая Купина – терновый куст, из которого, по преданию, Бог говорил с Моисеем. И, невзирая на запреты, паломники постоянно его «стригут», оставляя себе на память хотя бы маленькую веточку.

Само место очень аскетичное, пустынное, никакой зелени, никаких ярких красок. Только горы и облака. Хотя жизнь самого преподобного не богата фактами, но известно, что он провел в монашестве долгие 60 лет, был пустынножителем. Нам удалось побывать в том ущелье, где 40 лет святой жил в полном уединении, посте и безмолвии. Место очень суровое. Такая удивительная жизнь в постоянном иноческом подвиге требует от человека большой собранности, глубокого внутреннего содержания. К концу жизни он стал мудрым наставником восточного монашества, игуменом горы Синайской. За перо взялся, чтобы по просьбе братии передать монахам тот бесценный опыт, который стяжал в течение десятилетий строгой монашеской жизни.

Только прожив в невероятных аскетических условиях почти всю свою жизнь, святой преподобный Иоанн смог написать такую мощную по духу книгу. Всем советую обязательно ее прочитать. Эта книга – духовный ориентир, позволяющий, как по карте, идти, не сворачивая, путем познания тайн духовной жизни. Будем сверять свою жизнь с жизнью великого подвижника, игумена Синайской горы. С ним пройдем все преграды и пропасти, чтобы не сорваться и получить так необходимое нам спасение и жизнь с Богом.

Беседовала Ольга Стрелкова

Admin
Оставить комментарий
Поделиться в: