Православное заволжье

Официальный сайт Покровской епархии

Русская Православная Церковь Московского Патриархата

«Покаяние восставляет падшего»

«Свет монахов суть ангелы, а свет для всех человеков – монашеское житие, и потому да подвизаются иноки быть благим примером во всем», пишет преподобный Иоанн Лествичник в своей знаменитой «Лествице». Его жизнь – пример для многих, его труд – собрание мудрых мыслей, полезных для всех христиан. 

***

Весь мир не стоит одной души, потому что мир преходит, а душа нетленна и пребывает вовеки.

***

Посвящай начатки дня твоего Господу; ибо кому прежде отдашь их, того они и будут.

***

Любовь воина к царю показывается во время брани, а любовь монаха к Богу открывается во время молитвы и предстояния на оной.

***

Многоглаголание рождается непременно от которой-нибудь из сих причин: или от худой и невоздержной жизни и привычки (ибо язык, будучи естественным членом сего тела, чему научится, того по навыку и требует) или, что наиболее бывает в подвизающихся, от тщеславия, а иногда и от многоядения. Посему часто бывает, что многие, с некоторым насилием и изнеможением укрощая чрево, обуздывают вместе и язык и многословие.

***

Многословие и смехотворство порождают ложь.

***

Ложь есть истребление любви.

***

Стыдно тщеславиться чужими украшениями, и крайнее безумство - гордиться Божиими дарованиями.

***

Ищущий земной славы не получит небесной.

***

Как яйца, согреваемые под крыльями, оживотворяются, так и помыслы, не объявляемые духовному отцу, переходят в дела.

***

Тех мест, которые подают тебе случай к падению, убегай как бича; ибо когда мы не видим запрещенного плода, то не так сильно его и желаем.

***

Где совершилось грехопадение, там прежде водворялась гордость…

***

Гордость есть крайнее убожество души, которая мечтает о себе, что богата, и находясь во тьме, думает, что она во свете.

***

Часто Господь исцеляет тщеславных от тщеславия приключающимся бесчестием.

***

С новоначальными телесные падения случаются обыкновенно от наслаждения снедями; со средними они бывают от высокоумия и от той же причины, как и с новоначальными, но с приближающимися к совершенству они случаются только от осуждения ближних.

***

Прежде падения нашего бесы представляют нам Бога человеколюбивым, а после падения жестоким.

***

Окаянен падающий; но тот окаяннее, кто и сам падает, и другого увлекает к падению, потому что он понесет тяжесть двух падений…

***

Мы не будем обвинены, о братия, при исходе души нашей за то, что не творили чудес, что не богословствовали, что не достигли видения, но, без сомнения, дадим Богу ответ за то, что не плакали беспрестанно о грехах своих.

***

Если бы ты увидел кого-либо согрешающего даже при самом исходе души из тела, то и тогда не осуждай его; ибо суд Божий неизвестен людям.

***

За какие грехи осудим ближнего, телесные или душевные, в те впадем сами; и иначе не бывает.

***

Бог судит о покаянии не по мере трудов, а по мере смирения…

***

Не тот показывает смиренномудрие, кто охуждает сам себя (ибо кто не стерпит поношения от себя самого?); но тот, кто, будучи укорен другим, не уменьшает к нему любви.

***

Кто в беседе упорно желает настоять на своем мнении, хотя бы оно было и справедливо, тот да знает, что он одержим диавольским недугом.

***

Усердно пей поругание как воду жизни от всякого человека, желающего напоить тебя сим врачевством, очищающим от блудной похоти.

***

Кто в начале не жил в повиновении, тому невозможно приобрести смирения…

***

От послушания рождается смирение, от смирения же бесстрастие…

***

Кротость есть неизменное устроение ума, которое и в чести и в бесчестии пребывает одинаковым.

***

Когда услышишь, что ближний твой, или друг, укорил тебя в отсутствии или в присутствии твоем: тогда покажи любовь, и похвали его.

***

Не тогда узнаешь, что ты совершенно избавился от сей гнилости, когда помолишься об оскорбившем или за зло воздашь ему дарами, или пригласишь его на трапезу, но когда, услышав, что он впал в некое злоключение душевное или телесное, восскорбишь о нем, как о себе, и прослезишься.

***

Любовь есть подательница пророчества; любовь – виновница чудотворений; любовь – бездна осияния; любовь – источник огня в сердце, который, чем более истекает, тем более распаляет жаждущего. Любовь – утверждение Ангелов, вечное преуспеяние.

***

Ничто так не разоряет любви и ничто столь скоро не производит ненависти, как вольность в обращении.

***

Священная двоица — любовь и смирение; первая возносит, а последнее вознесенных поддерживает и не дает им падать.

Подготовила Марина Шмелева

 

Поделиться в: