Православное заволжье

Официальный сайт Покровской епархии

Русская Православная Церковь Московского Патриархата

Цена нашего спасения

Удивительное время – Страстная седмица. Всего несколько дней, но столько переживаний, глубоких размышлений о Боге и человеке. На протяжении многих веков иконописцы обращались к евангельским сюжетам, чтобы рассказать об искупительном подвиге Иисуса Христа. А художники искали в них что-то очень важное о человеке…

«Христос в Гефсиманском саду»

В юности Василий Григорьевич Перов написал Распятие для храма, но то ли оно не понравилось заказчикам, то ли самому художнику, однако изображение этого произведения не сохранилось. Тридцать лет признанный русский художник не обращался к евангельским сюжетам, предпочитая обличительный пафос злободневных тем. Перов пережил жену и детей, многое выстрадал и незадолго до смерти написал картину «Христос в Гефсиманском саду».

«Он отказался без противоборства,

Как от вещей, полученных взаймы,

От всемогущества и чудотворства,

И был теперь, как смертные, как мы». (Борис Пастернак)

Это одна из самых необычных картин, посвященных предсмертному молению Спасителя. Художник отказался от самого выразительного в портрете – на картине мы не видим Лик Христа. Но это не мешает распростертой на земле фигуре выглядеть очень проникновенно – она и трагична, и величественна. В предельном напряжении молит Христос Отца, но это не отчаяние слабого, это особая сила духа – безропотно принять свой крест и пройти путь до конца.

Очень точно и тонко Перов прописывает детали. Одежда, волосы, руки, терновый венок, белесая стена, природа ближнего плана выглядят объемными. В то время как дальний план, город и деревья, поглощенный тьмой, становится плоскостным, почти двухмерным. Массивность деревьев подчеркивает лишь слабая каемочка лунного света. Мрак, поглотивший задний план, уже надвигается и на павшего ниц Христа.

«Иуда»

«Тернистый путь Спасителя спускался к закату, и страдальческие дни жизни Его готовы были смениться грозной и мрачной ночью смерти. И как с наступлением ночи из своих темных, холодных убежищ вылетают летучие мыши, совы, филины и другие ночные птицы, так и теперь около сияющего правдой и любовью образа Спасителя вырастает мрачная фигура Иуды – первая птица смерти», – пишет священномученик Василий Кинешемский.

Этот мрак, из которого проступает фигура Иуды, очень хорошо передает Илья Ефимович Репин. В наши дни есть люди, которые пытаются понять Иуду, а некоторые даже и оправдать. Репин не обличает, не оправдывает, он просто и лаконично показывает отталкивающую мерзость греха и ту нравственную деградацию, которую он рождает.

Одиночество, богооставленность, жуткая безысходность и какой-то зримый распад больной души – все это мы видим на картине Николая Николаевича Ге «Совесть. Иуда». В глубине мы видим слабые отблески света, людей, возможность иной жизни. Однако душевных сил для покаяния у Иуды уже нет.

«Несение Креста»

Но это выбор самого Иуды, ведь Господь дает каждому человеку возможность выбрать путь спасения. Цена этой возможности – Крест. Христос переживает всю мерзость, тупость, пошлость и грязь греха. Он, безгрешный и послушный воле Небесного Отца, берет на Себя все падения развращенного и строптивого человечества, чтобы исцелить, уврачевать, спасти…

Как с изображением такого сюжета может справиться художник? Одной из самых ярких и удачных, самых отталкивающих и пронзительных можно назвать картину «Несение креста» Иеронима Босха.

В ней всего один план, словно застывший кинокадр. Различить на картине можно только лица, и лица эти на редкость неприятны. Это не люди под действием страстей, это сами олицетворенные страсти, которые и составляют Крест Спасителя. Распятия почти не видно – его заслоняют жестокость, злоба, упоение чужой болью и фарисейство. Лишь в левом верхнем углу мы видим запрокинутую голову человека (Симона Киринеянина), пытающегося облегчить страшную ношу Христа.

Здесь и двое разбойников, которых должны распять вместе со Христом. Один (в нижнем правом углу), ощерив рот, злобно смотрит на своих мучителей, в верхнем правом углу – другой разбойник, замученный и желающий смерти, чье лицо кажется уже мертвым, серым.

Женщина в левом нижнем углу – святая Вероника – сохраняет человеческий облик и достоинство. Не глядя на происходящее, она держит в руках плат, с которого смотрит проступивший на ткани лик Христа.

А Господь несет Свой Крест. Его глаза закрыты, что подчеркивает непричастность разгулу страстей, облик полон благородства и покоя.

Распятие

Мы осуждаем мучителей Господа, вздрагиваем от мерзости греха, глядя на картину Босха. Но ведь в Кресте Христовом есть и наш вклад. Все мы распинаем Спасителя своими страстями и грехами. И драма эта вечна. Такие мысли рождает картина Василия Васильевича Верещагина «Распятие на кресте у римлян». Еще один необычный прием – художник рисует Спасителя у правого края полотна. Таким образом, внимание зрителя в первую очередь сосредоточено на толпе. Мы ощущает себя ее частью, а для того, чтобы разглядеть происходящее, приходится смотреть поверх голов стоящих впереди людей и лошадей. Над узнаваемыми фигурами римских солдат, торговцев, фарисеев и скорбящих последователей Христа нависают городские стены. «С кем ты?» – будто бы спрашивает нас художник. А вдоль всего горизонта раскинулось потемневшее небо...

Но вот – свершилось, умер Бог и лучший из людей, небо в кроваво-красном зареве. Люди утолили свою злобу, ангелы сострадают своему Творцу. Таков сюжет, изображенный Виктором Михайловичем Васнецовым.

Но красный цвет дарит нам надежду:

«Ты видишь, ход веков подобен притче

И может загореться на ходу.

Во имя страшного ее величья

Я в добровольных муках в гроб сойду.

Я в гроб сойду и в третий день восстану,

И, как сплавляют по реке плоты,

Ко мне на суд, как баржи каравана,

Столетья поплывут из темноты». (Борис Пастернак)

 

Марина Шмелева

Использованы картины:

В.Г. Перов. «Христос в Гефсиманском саду». 1878 год

Н.Н. Ге. «Совесть. Иуда». 1891 год

И.Е. Репин. «Иуда». 1885 год

Иероним Босх. «Несение креста». 1490–1500 годы

В.В. Верещагин. «Распятие на кресте у римлян». 1887 год

В.М. Васнецов. «Распятый Иисус Христос». Эскиз росписи Владимирского
собора в Киеве. 1885–1896 годы

 

Пресс-служба Покровской епархии
Оставить комментарий
Поделиться в: