Православное заволжье

Официальный сайт Покровской епархии

Русская Православная Церковь Московского Патриархата

Сербский златоуст

О святителе Николае Сербском (Велимировиче) как о святом первым заговорил преподобный Иустин (Попович), а святитель Сан-Францисский Иоанн (Максимович) назвал его «Златоустом ХХ века и вселенским учителем Православия». 3 мая Церковь празднует память этого удивительного подвижника.

Сила благодарности

Будущий святитель родился в 1880 году в крестьянской семье в самом центре Сербии. С детства игре со сверстниками он предпочитал уединенное общение с книгами. «На переменах он бегал на колокольню читать и молиться», – вспоминали его современники. Лучший гимназист, а потом семинарист всегда помнил, насколько великим грехом будет закопать талант Божий, и неустанно трудился, чтобы его преумножить: «Притча о талантах побуждает нас к действию и торопит, чтобы мы не опоздали совершить дело, для которого посланы Господином на торжище этого мира».

По окончании семинарии он учительствует на Родине, потом продолжает образование в Европе. Осенью 1909 года Никола (имя святого в миру) возвращается в Сербию, где тяжело заболевает. Прося Господа об исцелении, он дает обет посвятить Ему жизнь. Вскоре болезнь отступила. Тогда Никола принял монашество с именем Николай и был рукоположен в священнический сан. Впереди святого ожидали скорби и лишения, но он все принимал с благодарением Богу. «Ничего нет в этом мире отвратительнее неблагодарности. Благодарность человеческая не сделает Бога ни более великим, ни более могущественным, ни более славным, ни более богатым, ни более живым; но она сделает более великими, могущественными, славными, богатыми и живыми самих людей. Ибо благодарность Господу освобождает нас от привязанности к тому, с чем должны будем расстаться, и прилепляет к Живому и Бессмертному Богу, близ Которого мы никогда не будем в жизни вечной, если не прилепимся к Нему в жизни временной», – писал святой.

«Сквозь тюремное окно»

Молодой ученый иеромонах преподает в Белградской семинарии философию, логику, психологию, историю и иностранные языки, постоянно публикует исследования на философско-богословские темы. Любя свой народ и заботясь о его просвещении, по всей Сербии он выступает с лекциями и беседами о различных сторонах жизни. Его оригинальная ораторская манера привлекает и простецов, и интеллигенцию.

Во время Балканских и Первой мировой войн святой проповедует не только словом, но и делом: он помогает раненым и обездоленным, а в сентябре 1914 года на короткое время принимает командование небольшим военным отрядом. Благодаря деятельности отца Николая немалое число добровольцев отправилось сражаться на Балканы, за что один английский офицер назвал святого «третьей армией». «Разве возможно радоваться миру, когда Вы слышите о войне в любой части света? Следовательно, не ликованию время, а печали. И это печаль не одного или двух человек, но печаль государств. Если бы европейские народы были просвещенными, они установили бы траур по поводу любой войны в любой точке мира. Закрывались бы рестораны и кинотеатры, запрещались бы развлечения, пока проливается братская кровь. Как бы радовались небеса, если бы славяне первыми установили такой порядок!» – пишет святой, переживший позже еще не одну войну.

Епископом Жичским иеромонах Николай избран 25 марта 1919 года, а в конце 1920 года переведен в Охридскую епархию. Он восстанавливает монастыри, кладбища, строит детские дома и приюты. Так, по отзывам современников, он становится обновителем евангельской, литургической, подвижнической и монашеской жизни в традициях православного Предания.

Накануне Второй мировой святитель вместе с патриархом Сербским Гавриилом сыграл значительную роль в отмене антинародного пакта правительства с гитлеровской Германией, благодаря чему стал еще более любим народом и ненавидим оккупантами. Весной 1941 года епископа Николая арестовали немцы. Полтора года владыка провел в монастыре Любостиню, откуда давал инструкции и распоряжения приезжавшим священнослужителям. В середине декабря 1942 года он был перевезен в Войловицу, куда позже был доставлен патриарх Сербский Гавриил. Здесь узникам запрещали принимать посетителей и почту.

В те годы владыка отредактировал сербский перевод Нового Завета и исписывал целые тетради поучениями, стихотворениями, миссионерскими письмами, песнями, которые он посвящал разным духовным лицам. По воспоминаниям очевидцев, он вырезал из газет некрологи умерших с фотографиями и молился об их упокоении. С сентября 1944 года и до конца войны владыка Николай и патриарх Гавриил находились в концлагере Дахау. «Сквозь тюремное окно» (книга, написанная в лагере) он утешал сербов: «Там, где самая черная тьма – Христос светит. Где самое тяжкое горе – Христос дает утешение. Там, где самое опасное бездорожье – Христос выводит на истинный путь. Там, где коса смерти снопами уносит людей – Христос приходит как Податель Жизни».

Возвращение

После освобождения епископ Николай не вернулся на Родину – коммунисты, ставшие во главе сербской власти, лишили его гражданства. Миссионерскую, писательскую и богословскую деятельность он продолжил в США и Канаде. Оттуда он всегда находил возможность помогать сербским монастырям и знакомым, посылал им посылки, пожертвования, переписывался со всеми, кто нуждался в слове ободрения. Сербы, как и христиане других Поместных Церквей, следили за деятельностью владыки, отыскивали, переводили и пересказывали его творения.

Почитание владыки росло, его труды активно издавали во многих странах и после того, как он отошел ко Господу 18 марта 1956 года в русском монастыре в Пенсильвании. Но в 1991 году нетленные мощи святителя были принесены на Родину. В аэропорту Сербии их встречали Сербский Патриарх Павел, многочисленные архиереи, духовенство и народ. В мае 2003 года епископа Николая Охридского и Жичского причислили к лику святых.

 

Татьяна Уютова
Оставить комментарий
Поделиться в: