Православное заволжье

Официальный сайт Покровской епархии

Русская Православная Церковь Московского Патриархата

Символ жизни

Праздничная, немного детская радость охватывает сердце, когда видишь храм, украшенный цветами и зеленью, прикладываешься к иконе в цветочной раме. Ощущение красоты, изящества, живости дарят нам эти творения Божии. А на Троицу, которую наши предки называли «зелеными святками», храм становится прямо-таки уголком живой природы. В чем смысл этой традиции? Можно ли достойно украсить храм растениями из сада или с поля? Поищем ответы вместе.

Посмотрите на цветы

Настоящий христианин всю жизнь остается учеником. Через обстоятельства жизни, беседы с людьми, а самое главное – чтение Евангелия учит его Господь. Учит на примерах окружающего мира. Посмотрите на полевые лилии, как они растут: ни трудятся, ни прядут; но говорю вам, что и Соломон во всей славе своей не одевался так, как всякая из них (Мф. 6, 28-29), – наставляет нас Спаситель.

Его верные ученики – святые нашей Церкви – из наблюдения за цветами делают свои выводы, полезные для духовной жизни. В одной из проповедей святитель Димитрий Ростовский говорит: «Как же растут сельные крины – цветы? Они растут и раскрываются к Небу! Не к земле трава обращает свой цветок, а раскрывает его к Небу, раскрывает, распростирает внутренности свои – Самому Создателю Богу. А Господь велит нам смотреть на сие и учиться у цветов тому, чтобы наши помыслы сердечные, наши желания, наши привязанности обращать не к земным пристрастиям, но к Единому Богу, чтобы любить не тварь, а Творца, желать не земного, а Небесного».

В своей книге «О Боге – Творце мира» святой праведный Иоанн Кронштадтский напоминает: «Можно еще учиться смирению при виде красоты и нежности у цветов и их скорого увядания, при виде красоты и стройности деревьев и их падения под секирою человека или от напоров ветра. Хороши и нежны цветы, но нечем им гордиться: они не свои, а Божии, и притом скоро увядают; прекрасны и стройны деревья, но и им нечем похвалиться: Бог их и насадил, и напоил, и возрастил. Точно так же и красивые люди, и величественные мужи, как цветы полевые и стройные дерева, – ничем не могут похвалиться: Божие творение – их тело; ничего в нем нет у них своего; Бог его возрастил и дал пищу и питье для его питания; о душе и говорить нечего, она также – вся Божия».

Отец Иоанн называл цветы «остатками Рая на земле». Их красота скоротечна, но радость, которую они приносят, остается в сердце вместе со щемящей грустью по Небесному Отечеству. Стремление к красоте и гармонии заложено в сердце человека, поэтому мы и дарим друг другу по сути бесполезные, но такие прекрасные цветы.

Знак весны духовной

Федор Михайлович Достоевский писал: «Красота Лика Христова спасет мир». С древности люди стремились сделать убранство дома Божия прекрасным, чтобы рассказать людям, в него приходящим, о Том, Кто есть источник красоты, любви и смысла.

Один из способов сделать убранство храма красивым, праздничным – украсить его цветами. Согласно самому раннему документу по истории монастырских садов, украшение сообразно христианской флоросимволике распространилось с VIII века. До XIV века украшение цветами и само их разведение было связано с монастырями и служило только для украшения храмов. Поэтому в Средние века декоративным садоводством занимались преимущественно в монастырских садах.

Традиция цветочного украшения православных храмов на Руси также насчитывает несколько столетий. На фотографиях начала ХХ века мы видим, как живыми цветами украшены иконы, ковчеги с мощами святых. Воспоминания о Саровских торжествах 1903 года рассказывают нам о том, что святые образы «окружали цветущими цветами».

На Троицу храм утопал в молодой зелени березок. Полевые цветы и устилающие пол луговые травы наполняли его благоуханием. Этот обычай пришел к нам из ветхозаветных времен. На пятидесятый день после Исхода на горе Синай Бог даровал Моисею десять заповедей. В память завета между Богом и Его народом люди украшали свои жилища ветвями деревьев и цветами. А еще зеленые ветки – это знак весны духовной, обновления нашей жизни во славу Пресвятой Троицы, для соединения с Богом. Живые листья и цветы – символ жизни – в честь Жизни Подателя.

Атмосфера Троицына дня прекрасно передана в книге «Лето Господне» И.С. Шмелева: «Мы идем все с цветами. У меня ландышки, и в середке большой пион. Ограда у Казанской зеленая, в березках. Ступеньки завалены травой так густо, что путаются ноги. Пахнет зеленым лугом, размятой сырой травой. В дверях ничего не видно от березок, все задевают головами, раздвигают. Входим как будто в рощу. ...Лики икон, в березках, кажутся мне живыми – глядят из рощи. Березки заглядывают в окна, словно хотят молиться. Везде березки: они и на хоругвях, и у Распятия, и над свечным ящиком-закутком, где я стою, словно у нас беседка».

«Когда я была девочкой, мои родители украшали нашу московскую квартиру березовыми ветками, и даже иногда целыми деревцами. И это действительно чудесно – просыпаться на Троицу, жить на Троицу в зеленых листочках!» – вспоминает наша современница Анна Сопрыкина. Теперь она сама – многодетная мама – старается сделать каждый церковный праздник незабываемым для своих детей. Вспоминая о древних русских традициях, связанных с Троицей, она отмечает, что некоторые из них чисто языческие, которые уводят нас от Бога. Но есть и такие, что помогут нам и вспомнить «преданья старины», и выделить праздник из череды будней. «Девочки могут сплести веночки из цветов и зеленых веток, развесить эти венки по дому. В некоторых русских губерниях на Троицу так же, как и на Пасху, красили яйца – но не в красный, а в зеленый цвет. Делалось это при помощи все тех же березовых листочков. Мы красим яички покупной зеленой краской», — делится опытом Анна.

Секреты церковного флориста

В наши дни для цветочного оформления применяют современные материалы, позволяющие создавать красивые элементы, гармонирующие с убранством православного храма. «Задача церковного флориста – сделать так, чтобы при всем многоцветии украшения главной оставалась икона. Чтобы оформление помогало молитве, а не отвлекало от нее. Все должно быть гармонично. Должно глаз резать, когда украшения нет, а не когда оно есть», – рассказывает руководитель курса «Флорист» Покровского епархиального образовательного центра Ю.И. Цыганкова.

Уже несколько лет Юлия Ивановна украшает храмы, и в каждое украшение вкладывает душу. А на вопрос: «Что дает эта работа лично Вам?» — отвечает: «Для меня это способ общения с Богом». Ни больше, ни меньше. А еще способ послужить Господу, Церкви и средство воспитания. «Самое главное для вас – научиться смирению. Надо видеть, что делают другие, и учиться работать в команде», – говорит она слушательницам своего курса. Согласитесь, непривычно услышать такие слова от флориста, который сам себя называет светским.

Юлия Ивановна следит за тем, как украшают сегодня храмы в других епархиях и даже конфессиях, отмечает для себя замечательные работы флористов московского Сретенского монастыря. И считает, что церковные флористы должны постоянно совершенствовать свои навыки: «Певчие ведь готовятся к службе, учитывают пожелания настоятеля. Почему у нас должно быть по-другому?» Тем более что возможности сегодня большие – круглый год доступен очень разнообразный растительный материал.

«Возможности-то большие, да средства редко позволяют ими воспользоваться», – подумают скептически настроенные читатели, считающие флористику признаком роскоши. Но Юлия Ивановна уверена: было бы желание и навыки, можно сделать недорогое, но изящное украшение. Для этого нужно на прихрамовом участке посадить цветы, которые можно будет использовать для украшения. Можно набрать растения в поле или попросить у прихожан. Но при этом очень важно соблюдать одно правило: прежде чем оформлять подручным растительным материалом храм, нужно проверить его на вазостойкость. Есть растения, которые месяцами цветут в огороде или в поле, но совершенно не стоят в вазе. Также нужно проверить, как они стоят в оазисе – специальной флористической губке для создания композиций. Для начинающих флористов отмечу – использовать оазис можно только один раз.

Из зелени хорошо стоят ветки сирени, листва пионов, туя, листья хосты. У березы должны быть полноценно сформированы веточки и листва. Листики светло-зеленого цвета сразу скрутятся. При выборе цветов нужно срезать те, что набрались сил на корню. Долго стоят колокольчики, подсолнух, цинии, бархотки, хризантемы, астры, гортензии, рудбекии, плоды калины, бульданеш. Сирень, если она полностью раскрыта. Юлия Ивановна делится необычным секретом: чтобы дольше сохранить ветки сирени, нужно срезы веточек отбить молотком и запарить в крутом кипятке на два-три часа.

Как и в любом деле, во флористике есть свои правила. «Нельзя в украшении использовать одни цветы без зелени. В композиции не должно быть жестких геометрических фигур. Это тяжело смотрится и отвлекает от иконы. Растительный материал должен быть разного размера и выставлен на разном уровне», – поясняет Юлия Ивановна.

На Троицу в оформлении должно преобладать пестроцветие. «Очень понравился наш опыт с пионами. Но все равно нужно подбирать сочетание цветов, которое не режет глаз. Если есть темные растения бордового или фиолетового цвета, добавляем и кремовый, и белый, и лимонный. На Троицу оформление должно быть приближено к нашей природе, к лугу, на котором растут цветы разного размера и разных цветов».

«Говорят, храм скучен. Скучен, потому что не заботятся о нем. Вот он и кажется не своим, а чужим. Хотя бы цветов принесли или зелени для украшения, приняли бы участие в хлопотах по украшению храма – не был бы он скучен», – этот совет преподобный Анатолий Оптинский адресовал не профессиональным флористам или любителям-новичкам, а всем прихожанам. Ведь стоит нам немного потрудиться, и дом Божий станет и нашим домом. Красивым, уютным, родным.

Марина Шмелева

 

Пресс-служба Покровской епархии
Оставить комментарий
Поделиться в: