По благословению Епископа Покровского и Николаевского Пахомия

Православное заволжье

Официальный сайт Покровской Епархии

Русская Православная Церковь Московского Патриархата

Мы созданы для любви

Для искреннего, безвозмездного служения Богу. Для труда над собой. Для спасения и Фаворского света. Для жизни с Господом. Уже здесь, на земле, нам дана возможность ощутить присутствие Бога и понять свое предназначение. Нам даны силы, чтобы исполнить его, – благодать Святого Духа. Что она собой представляет, как ее распознать, обрести и удержать, рассказывает Епископ Покровский и Николаевский Пахомий. 

– Владыка, как бы Вы объяснили верующим, что такое благодать Святого Духа?

– Согласно святоотеческому учению, Господь действует в окружающем нас мире через Божественные энергии. С их помощью Он управляет всем сущим, направляет и наставляет человека, ограждает его от искушений и трудностей. Один из святых отцов Православной Церкви – афонский монах, подвижник, исихаст по своему устроению святитель Григорий Палама, деятельным образом стяжавший благодать непрестанной умно-сердечной молитвы, – придерживался того же мнения. Он считал, что подвижника Божественные энергии осеняют нетварным Фаворским светом. Светом, который исходил от Христа во время Его преображения на горе Фавор. Светом, который видели и описали в Евангелии апостолы. По мнению святителя Григория, этот свет и является Самим Богом или благодатью. Особое действие Господа в мире, действие, оказываемое на человека и направляющее его к спасению, к Христу – и есть благодать.

– Мы знаем, что христианин призван к обожению, к приобретению духовных даров, или Даров Духа Святого. Скажите, что это за Дары?

– У апостола Павла в послании Галатам сказано: Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание. На таковых нет закона (Гал. 5, 22-23). Дары Духа Святого – это добродетели, которые Бог подает человеку, вставшему на путь духовной жизни, на путь покаяния. Апостолы, даже пребывая рядом с Христом, слыша Его проповеди, видя чудотворения, находясь в самой гуще событий, воспринимали Его очень по-человечески. До нисхождения Святого Духа они оставались плотскими людьми: радовались, расстраивались, искали исполнения земных желаний. Знаменитая ситуация – спор двух апостолов Иакова и Иоанна, братьев Зеведеевых. Дай нам сесть у Тебя, одному по правую сторону, а другому по левую в славе Твоей (см.: Мк. 10, 35-45), – просят они Христа. Они думают, что Господь станет земным Царем и потому надеются на какие-то должности. Без сомнения, они любят Христа, готовы служить Ему, убеждены в Его правоте, но не понимают Его – Его слов о грядущих страданиях и крестной смерти.

После Воскресения Господь является апостолам и обещает послать им Утешителя, Духа Святого, Который наставит на всякую истину (Ин. 16, 13). В День Пятидесятницы это случается – на апостолов сходит Святой Дух. Он чудесным образом просвещает их. Из книги Деяний апостолов мы узнаем, что ученики Христа начинают говорить на разных языках, приобретают какую-то особенную уверенность, их проповедь становится взвешенной, проникновенной. Они проповедуют Евангелие Царствия по всей вселенной (Мф. 24, 14) и добиваются невозможного – за несколько десятков лет в христианскую веру обращаются тысячи людей. Это великое чудо, которое не могло вот так просто свершиться, не будь у апостолов особой силы.

– Апостолам благодать была передана, послана Самим Господом, но в проповедях, в поучениях святых отцов сказано, что благодать нужно стяжать. Как же это сделать?

– Мы все являемся причастниками Божественной благодати. Мы все переживаем день Пятидесятницы, день рождения в жизнь вечную, когда принимаем Таинство Крещения и становимся христианами. Мы все получаем просвещение, Дары Духа Святого в Таинстве Миропомазания, совершаемом при Крещении. Но, как это часто бывает, человеку делают подарок, а он этого не понимает и потому не благодарит. Очень важно не просто стяжать благодать, Дары Святого Духа, но удержать и развить их. А для этого нужно трудиться, серьезно работать над собой, это касается и монахов, и мирян. «Дай кровь и прими дух», – как говорят святые отцы. Дух, конечно, посещает и дышит, где хочет (Ин. 3, 8), однако там, где укоренился грех, он появиться не может.

Иногда человек говорит: «Вот я тружусь, а результата нет». Результата нет потому, что мы сами его разрушаем. Мы не даем Господу руководить нами, нашей жизнью. Мы просим о чем-то, а когда Бог нам это подает, ропщем. Потому что получаем просимое не в том виде, в каком себе представляли, а в каком замыслил Господь. Часто люди этого не понимают. Например, просят научить их смирению, а в предложенных обстоятельствах не смиряются. Святые отцы говорят: если у Бога просишь смирения, то знай, ты просишь человека, который тебя смирит. Поэтому, чтобы стяжать, принять благодать, нужно трудиться, смиряться, терпеть и понимать – всему свое время, у каждого своя мера.

Преподобный Исаак Сирин говорил, что Божественная благодать, как и молитва, смирение – это дар Божий. Один человек всю жизнь чему-то учится, а у другого с первых шагов все получается. Конечно, это еще и от самого человека зависит, но все же, в большей степени – от Бога. Вот сколько послано тебе Господом, столько и прими, порадуйся, поблагодари. Если пока нисколько не послано – терпи, трудись, надейся, верь и ни в коем случае не ропщи. Каждому Господь посылает то, что полезно, то, что необходимо для спасения.

– Может ли современный человек ощутить проявление благодати Святого Духа?

– Я всегда привожу такой пример. Человек начинает искренне верить, ходить в храм, бороться со страстями, воцерковляться. У него может много времени на это уйти, он может долгое время оставаться плотским человеком, но изменение, заметное окружающим, произойдет в одночасье. Благодать посетит его и все, что вокруг, всех, кто вокруг, Самого Бога человек будет воспринимать по-другому. Он в одночасье пересмотрит свои взгляды, желания, он ощутит особую неземную радость. Это не экзальтация или прелесть, нет. Это готовность идти за Господом. Он на глазах из человека плотского превращается в человека духовного. Без сомнения, это великое таинство, которое без промысла, вмешательства Божьего, невозможно. И это только подтверждает: без Бога человек не может ничего. Он, конечно, может трудиться, но чтобы благодать себя проявила, Господь должен коснуться сердца человека, просветить, наставить, утешить.

– В Православии считается, что болезнь, скорбь – это особое посещение Божие. Почему?

– Обычно человек, передавая какие-то приятные ощущения, говорит: «Какая благодать!». Он не может, не знает, как выразить чувства по-другому, но все-таки он понимает, что его посетила какая-то особенная радость, утешение. Да, это слишком человеческое описание, но отчасти именно оно помогает объяснить, что такое Божественное посещение, что есть Бог, Который коснулся сердца человека.

У святителя Луки (Войно-Ясенецкого) есть замечательная книга «Я полюбил страдание». Жизнь святого была переполнена тяготами – бесконечные ссылки, тюрьмы… Но он действительно сумел принять и полюбить выпавшие на его долю испытания. Все почему? Святитель, находясь в таких обстоятельствах, чувствовал присутствие и помощь Господа. Многие подвижники говорят – никогда человек не ощущает такой благодати, как во времена тяжкого испытания, болезни или скорби. И действительно, в страдании человек чаще думает о Боге, лучше ощущает Его. Душа его умягчается, смиряется, а пока все в жизни хорошо и замечательно, человек занят другими вещами, на Бога времени у него не остается.

Получается, что благодать и помощь Божия одно и то же?

– Не совсем так. Бог нам всегда и во всем помогает. Если бы Бога не было, мы бы и жить не смогли. Благодать – это особое состояние, при котором человек признает – все, что с ним происходит, есть Промысл Божий. Сколько людей живет – у них все замечательно, все есть, но в Бога не верят и ничего не чувствуют. А другие радуются и благодарят Господа за любую мелочь. Во всем они найдут радость и утешение, потому что сердца их открыты Богу.

Мне кажется, лучшая возможность почувствовать благодать – это молитва. А молитва – это общение человека с Господом, во время которого и может произойти Божественное посещение. Что для этого нужно делать? Конечно же, молиться, искать Бога, стремиться к Нему… Преподобный Силуан Афонский, подвижник XX века, ревностный, целеустремленный монах, признавался, что, несмотря на труды, на молитву, сердце его изнывало от уныния и тоски, однажды мысленно он даже воскликнул: «Господи, Ты неумолим!». А после он увидел Христа. И до конца своих дней он не мог забыть Его взгляда.

Благодать, помощь Божья действует, ощущается точно так же. Почувствовав раз, человек уже не сможет ее забыть. Он будет стремиться снова обрести ее. Это очень серьезное духовное переживание, которое дает силы двигаться дальше, идти к Христу путем труда и возрастания.

– Владыка, если Господь неумолим, если благодать не помогает избежать страданий, не дает здоровья и других благ, которые так нужны человеку для нормальной жизни, зачем она?

– Страдают, болеют, переживают не только люди верующие. Все человечество смертно и немощно. Глупо признавать бытие Божие только потому, что таким образом будто бы можно улучшить свое материальное положение или состояние здоровья. Это попытка подчинить высшие силы, поставить на служение себе любимому Божественную благодать. В этом есть что-то языческое… В духовной жизни это прелестью называется. Благодать дается ради любви Бога к нам и ради нашей любви к Богу. Почему несмотря ни на что люди – супруги, дети и родители, друзья – любят друг друга? Это своего рода проявление высшего мира, некоей причастности человека к Богу, онтологическое качество, которое роднит его с Творцом. Господь создал нас для любви – для того, чтобы мы ощутили Его любовь и отдали Ему свою.

Беседовала Дарья Хохлова

 

 

Пресс-служба Покровской епархии
Оставить комментарий
Поделиться в: