По благословению Епископа Покровского и Николаевского Пахомия

Православное заволжье

Официальный сайт Покровской Епархии

Русская Православная Церковь Московского Патриархата

Освященный ученик Пахомия Великого

Преподобный Феодор, ученик преподобного Пахомия Великого, назван «Освященным» потому, что первый в своей обители был рукоположен во священники. Память святого празднуется 29 мая, на следующий день после дня памяти наставника монахов и собеседника Ангелов – преподобного Пахомия.

В стремлении к вечной жизни

Будущий святой родился в IV веке в Верхнем Египте в богатой и знатной семье. Достаток в доме не помешал его хозяевам растить детей в благочестии, потому их сын с детства пламенел любовью к Богу. Однажды 12-летний Феодор отказался разделить с близкими трапезу по случаю праздника Богоявления, подумав про себя: «Если ты будешь вкушать эти дары земной жизни, то не получишь радостей жизни вечной». С того дня он воздерживался от изысканной пищи, а вскоре отправился в Латопольский монастырь недалеко от дома.

Иноки этой обители жили по одному человеку в келье, а по вечерам собирались вместе для духовной беседы. Рассуждения об избранных местах Священного Писания предохраняли от пустых бесед и праздных помыслов. Как-то за такой встречей инок, посетивший Пахомиев монастырь, вспомнил объяснение одного места Священного Писания, услышанное им от преподобного. Обычно молчаливый Феодор стал расспрашивать монаха и загорелся желанием увидеть великого авву. Оставшись один, он молил Господа о даровании встречи с преподобным Пахомием и дал Богу обет в случае исполнения прошения: «во все дни жизни моей и не уклонюсь от Тебя до дня моей смерти. Да будет воля Твоя, но сделай меня достойным видеть Твоего служителя!». Свою молитву Феодор не прекращал несколько месяцев. В это время он заболел, и пока был без сознания, родители забрали его домой. Придя в себя, он огорчился, увидев отчий дом. Родители, убедившись в твердости решения юного инока, возвратили его в обитель, где братия усердно заботились о подвижнике до выздоровления.

Образец для опытных монахов

Шел пятый год со дня основания Пахомиева общежития, когда Феодору удалось добраться до Тавенниси. Он со слезами радости приветствовал святого Пахомия и целовал стены обители. Укрепившись в желании исполнять все правила иноческой жизни и подчиняться воле руководителей, четырнадцатилетний юноша остался в Тавенниси. С первых дней в монастыре юный Феодор старался во всем следовать примеру святого Пахомия. Внешне молодой монах был сдержан и приветлив, а в уме строго хранил чистоту помыслов. Феодор преуспевал в молитве и других иноческих добродетелях, потому, несмотря на молодой возраст, скоро стал образцом даже для более взрослых монахов.

Однажды его мать, давно желавшая повидать сына, пришла в обитель с письмом от епископа области Эсне. Святитель просил Пахомия разрешить женщине свидание с сыном. Игумен, желая исполнить волю архиерея, велел Феодору идти на свидание с матерью. Но тот рассуждал: «Не окажусь ли я согрешившим пред Господом, не повинуясь Его Евангельским словам: Кто любит отца или мать более, нежели Меня, недостоин Меня (Мф. 10, 37)». Авва Пахомий не хотел принуждать ученика нарушить обет отречения от мира, тогда некоторые из братий организовали общую работу вне монастыря. На эту работу отправился и Феодор. Мать была утешена тем, что хоть издали увидела своего сына.

По воскресным дням святой Пахомий собирал братию для наставлений. Однажды за такой беседой игумен предоставил слово Феодору. Повинуясь авве, он стал говорить то, что положил ему на сердце Господь. Некоторые из старших братий возмутились тем, что слово поучения им читает новоначальный инок, и удалились. После собрания святой Пахомий со скорбью признал, что они отстранились от милосердия Господня и, если не раскаются в гордыне, им будет нелегко достичь вечной жизни.

На правах отца и учителя

Количество иноков в монастырях, которыми управлял святой Пахомий, доходило до 7000. Основатель общежительного монашества не оставлял без внимания ни один монастырь, подавая монахам пример трудолюбия. В то же время преподобный оставался глубоко смиренным иноком, который всегда готов был повиноваться и принимать замечания от каждого брата.

Заметив, что Феодор преуспевает в смирении и полном отречении от своей воли, авва Пахомий поставил ученика строителем Тавеннисийского монастыря и назначил своим заместителем. «Феодор и я – мы несем одну и ту же службу пред Господом, и он имеет право распоряжаться как отец и учитель», – говорил святой Пахомий об ученике. Каждый день Феодор посещал Певоу, чтобы выслушать наставления Пахомия, а затем возвращался в Тавенниси, чтобы повторить их своим инокам.

Годы покаяния

Через некоторое время святой Пахомий привлек Феодора к духовному управлению всеми обителями Фиваиды. Теперь именно он принимал иноков во все монастыри, удалял недостойных и неисправимых. Святой старался быть для монахов примером во всем. Когда он накладывал епитимью на провинившегося брата, то подвергал себя такому же наказанию, чтобы не быть осужденным от Господа за то, что подвергал других тому, чего не испытал сам.

Однажды святой Пахомий занемог, и монахи уговорили Феодора в случае смерти святого отца стать его приемником. Но Пахомий оправился от болезни, после чего принял у каждого полный отчет о помыслах. Феодор признался, что помышлял стать его преемником. Тогда Пахомий лишил его начальства над иноками и отправил на несколько лет в уединенное место. Феодор несколько лет проливал слезы, каясь в грехе гордыни. Незадолго до своей смерти преподобный Пахомий восстановил его во всех правах, пояснив братии, что наложенное испытание и покаяние продвинуло Феодора в семь раз больше, нежели его предшествующая благочестивая жизнь.

После преставления святого Пахомия

Когда святой Пахомий скончался, Феодор похоронил его в тайном месте и отправился по делам в Александрию. Он посетил святого Антония Великого и познакомился со святым Афанасием, Патриархом Александрийским. Вернувшись в Фиваиду, Феодор со смирением и благоговением подчинился святому Орсисию, который управлял Хеновосской киновией.

Феодор ничуть не стремился к власти, хотя в глазах монахов он был самым достойнейшим наследником места святого Пахомия. Многие из братии часто обращались к нему за советами. Тогда святой, избегая даже случайного соперничества с другими достойными монахами, добился, чтобы его направили в Пахнумский монастырь руководить пекарней. Но случилось, что настоятель обители Монхос в Гермополе Аполлоний пожелал сделать свой монастырь независимым. Тогда Орсисий назначил Феодора своим преемником в управлении Киновией. Феодор умолил братию сохранить единство святого сообщества. Он посетил все монастыри, перераспределив в них настоятелей и послушания. При этом он считал себя только заместителем и служителем аввы Орсисия, у которого спрашивал совета перед всяким решением, касающимся жизни монастырей.

Преподобный Феодор часто обращался к инокам с речами, в которых обличал распространенные недостатки или проступки отдельных лиц, не называя виновных по имени. Нередко после этого виноватые прилюдно приносили покаяние. Святой Феодор прилежно и много трудился, благодаря чему удалось восстановить порядок в монастырях и укрепить усердие насельников. Он беседовал с каждым из них отдельно, помогая сопротивляться дьявольским помыслам, терпеливо исправлял заблуждавшихся, молился об их исправлении. К монастырям, основанным святым Пахомием, он прибавил новые, основав еще три мужских и две женских обители. За усердные молитвы Господь наградил своего угодника даром чудотворений и исцеления болезней. Эти дары сделали монаха известным всему Египту.

Переселение в Обитель праведников

Когда Феодор занемог, Орсисий молил Господа, чтобы Он ему первому послал смерть и сохранил жизнь Феодору. Но воля Господа была иной, и Феодор мирно упокоился. «Мы осиротели, ибо именно сегодня наш праведный отец Пахомий покинул нас в лице Феодора!» – горевали братия.

После прощания со святым авва Орсисий похоронил его останки рядом с тайной могилой святого Пахомия. Получив известие о кончине подвижника, святой Афанасий отправил братии послание, в котором писал, что Феодор продолжает жить среди них, ибо он составлял единое целое с аввой Орсисием, и просил их не оплакивать того, кто отныне пребывает в Обители праведников.

Подготовила Татьяна Уютова

 

 

Пресс-служба Покровской епархии
Оставить комментарий
Поделиться в: