По благословению Епископа Покровского и Николаевского Пахомия

Православное заволжье

Официальный сайт Покровской Епархии

Русская Православная Церковь Московского Патриархата

Ревностный воин войска Христова

Непросто в небольшом интервью рассказать о выдающемся духовном писателе и подвижнике, архипастыре, человеке высочайшей образованности и культуры. Святитель Игнатий (Брянчанинов) оставил нам в наследство многочисленные богословские, философские и литературные произведения, указал православным людям законы духовной жизни. И хотя наше время существенно отличается от эпохи, в которой жил святой, его жизнь и богатое духовное наследие раскрывают перед православными людьми таинственный духовный мир, который хочется познать и найти в нем свое место. Каким же был путь ко Христу святителя Игнатия и почему его труды Церковь настоятельно рекомендует изучать всем, кто искренне хочет стать настоящим христианином? Побеседуем на эту тему с Епископом Покровским и Николаевским Пахомием.

Лучшего учителя для нашего времени нет.

 Игумен Никон (Воробьев)

 – Владыка, читая биографию дворянина Дмитрия Брянчанинова, мы видим, что по всем внешним обстоятельствам судьба будущего святого должна была сложиться в светском обществе, но никак не в монашеском. Скажите, каким образом умнейший человек своей эпохи становится великим служителем Церкви?

– Жизнь святителя Игнатия опровергает существовавший в российском обществе миф о том, что служить Богу шли люди низших сословий. Для Бога нет ничего невозможного. Если Господь коснулся сердца, очень важно, чтобы человек услышал голос Божий и последовал Его призыву.

Дмитрия (мирское имя святителя) с ранних лет тянуло к монашеству. Он настойчиво искал истину, читал в подлинниках творения святых отцов, любил безмолвие и часто подолгу молился в уединении. Для воспитанного в аристократической семье, одаренного многими талантами и получившего прекрасное образование молодого человека порвать с привычным кругом и уйти в монастырь было нелегко. В то время светское общество относилось к Церкви и священникам свысока, и всем казалось странным, что аристократ всеми силами пытается проникнуть в духовное сословие, чуждую для него церковную среду.

Предки святого Игнатия верой и правдой служили Отечеству. Основателем рода Брянчаниновых был боярин Михаил Бренко – оруженосец благоверного князя Димитрия Донского, который в одежде великого князя геройски погиб на Куликовом поле. Естественно, что родители желали видеть в Дмитрии Брянчанинове достойного государственного служителя, занимающего видное место в обществе, и уж никак не монаха. Он мог сделать блестящую карьеру не только как офицер, получивший военное инженерное образование, но и как философ, писатель, государственный деятель. Но вера была в нем настолько сильна и глубока, что он вопреки всему выбирает совсем иной путь – служение Богу в монашеском звании.

– Скажите, что выделяло святителя Игнатия (Брянчанинова) среди других религиозных, богословских мыслителей XIX века?

– Владыка Игнатий говорил, что мало знать Евангелие, нужно его еще понимать и жить по нему. Поэтому он в своих богословских трудах опирался на опыт отцов Церкви, чья жизнь была воплощением Евангелия. В полной мере это утверждение относится и к самому святителю. Заслуга святителя Игнатия в том, что он открыл нам Бога через свой личный опыт, и этот опыт стал близким для русского человека.

Сочинения епископа Игнатия – это не плод размышлений богослова-теоретика, а живой опыт деятельного подвижника. Все, что святитель Игнатий пытался донести до людей, он пережил лично. Нет ни одной строки в его богословских трудах, которая бы не родилась от личного опыта. Если учил молитве непрестанной, он ее прочувствовал и сам прошел этим путем. Его аскетические опыты так же были испытаны на себе самом. В его творениях – Дух Божий, как и в трудах древних отцов Церкви. Поэтому его книги постоянно изучают, всегда востребованы и всегда будут современны.

Все сочинения святителя Игнатия посвящены исключительно монахам. Почему же его книги отцы Церкви так настоятельно рекомендуют изучать каждому православному человеку?

– Если мы посмотрим на все святоотеческое наследие, то увидим, что большинство творений богословов Вселенской Церкви написаны монахами. Но эти книги написаны не только для монахов, но для всех людей, ищущих совершенства. Мирянин тоже ведь стремится к святости, и возможность достичь совершенства есть у каждого, не только у монаха. А проблемы духовной жизни, о которых писал святитель Игнатий полтора века назад, и сегодня все те же. И если мы хотим идти правильным христианским путем, то обязательно должны читать его творения. К этому призывали своих духовных чад архимандрит Иоанн (Крестьянкин), игумен Никон (Воробьев), очень почитала сочинения святителя Игнатия игуменья Арсения (Себрякова). Все оптинские старцы восхищались великим умом святителя.

К сожалению, многие наши прихожане поверхностно знакомы с этим именем, с его трудами. Это неправильно. Нельзя забывать о выдающемся проповеднике Русской Православной Церкви, который так много заботился о просвещении людей и оставил нам бесценное духовное наследие.

– Посоветуйте, Владыка, с каких произведений следует начинать знакомство с трудами святителя Игнатия (Брянчанинова)? Что, по Вашему мнению, наиболее близко и понятно современному человеку?

– Я бы рекомендовал, прежде всего, прочитать «Отечник». Это выдающийся труд святителя Игнатия, в котором собраны изречения и поучения святых отцов, повести из их жизни. Он переложил не просто творения древних отцов на современный язык, но все их учения применительно к нашим скудным духовным силам. В этой книге содержится богатейший святоотеческий материал, который дает возможность читателю лучше уяснить учения отцов Церкви, найти ответы на многие богословские и духовно-нравственные вопросы. Это своего рода компас, который дает возможность выстроить карту движения по духовной жизни, ее возрастанию.

Следующая книга, которую я также настоятельно рекомендую изучить, – «Аскетические опыты». Она дает направления духовной жизни, разъясняет тонкости духовного делания. Святитель Игнатий открывает человеку подводные камни, которые могут встретиться на его пути к совершенству, указывает на опасности в духовной жизни.

Священникам я бы советовал чаще обращаться к собранию проповедей Игнатия (Брянчанинова), а монахам следует читать «Приношение современному монашеству». Когда я пришел в монастырь, то игумен первым делом велел мне внимательно изучить это творение и сделать его своей настольной книгой.

Особое место среди сочинений писателя-аскета занимает «Слово о смерти», вызвавшее полемику еще при жизни автора. Это выдающийся богословский трактат, он предназначен для тех, кто искренне хотел бы разобраться, что же происходит с человеком после его смерти, какова наша участь в вечности. Это очень сложное духовное произведение, оно не для каждого.

– Признаюсь, пыталась его прочитать, но так и не смогла одолеть до конца.

– Я бы отнес это сочинение к литературно-духовным изыскам. Но у того, кто уже хорошо знаком с трудами святителя Игнатия, появляется личное отношение к этому святому, и хочется как можно лучше узнать его, ближе войти с ним в общение. А сделать это легче всего через творения писателя. Святитель Игнатий сам писал о том, что для возрастания в духовной жизни надо святых сделать своими друзьями, вступить в общение с ними через их книги.

– Но святитель Игнатий говорил и о том, что выбирать для чтения святоотеческую литературу нужно по себе, по своему уровню.

– Совершенно верно. Нельзя же новоначальному, только что пришедшему в храм человеку, сразу предложить «Аскетические опыты» или «Отечник», он может ничего не понять в этих книгах. Нужна определенная подготовка, нужно постоянно читать духовную литературу. Я уверен, что любой по-серьезному настроенный прихожанин рано или поздно обязательно встретится с этим удивительным святым и его творениями.

Мощная личность святителя Игнатия всегда оказывала на людей сильное влияние, это отмечали многие его современники. Одни восхищались, другие не понимали и критиковали, но известность его была необычайной. Герцен как-то в газетной полемике с владыкой презрительно назвал его «сапером во Христе», указывая на военное прошлое святителя, которое святитель Игнатий (Брянчанинов) без сожаления променял на службу Богу и действительно стал самым ревностным воином войска Христова.

Дворянин, любимец царя, он был уникальным явлением для монашеской среды. Поэтому его часто привлекали для решения самых сложных вопросов церковной жизни. Например, надо было реконструировать храм или восстановить обитель – святитель обращался в Сенат или прямо к царю, и ему выделяли нужные суммы. Таким был авторитет владыки.

– Давайте вспомним о художественном даре святителя Игнатия, о его безукоризненном владении богатым литературным языком. Что Вы скажете об этой части духовного наследия знаменитого подвижника?

– Святитель Игнатий обладал несомненным писательским талантом, это тоже очень привлекает к его творениям. Особенно ярко этот талант проявился в многочисленных письмах святого, его стихах, зарисовках, воспоминаниях. Его литературные дарования отмечали Пушкин, Крылов, Батюшков. Я думаю, что если бы он не стал монахом, то мы узнали бы его как великого русского писателя. «По изяществу и неповторимости стиля его произведения могут быть поставлены в ряд самых высоких образцов русской изящной словесности», – так писал о художественной стороне его творений один из современных исследователей творчества святителя. Владыка Игнатий был тесно связан с миром культуры, в его письмах мы находим суждения, касающиеся всех видов искусства, но величайшим Божиим даром он считал дар слова, и этим даром владел превосходно.

Беседовала Ольга Стрелкова

Пресс-служба Покровской епархии
Оставить комментарий
Поделиться в: