По благословению Епископа Покровского и Николаевского Пахомия

Православное заволжье

Официальный сайт Покровской Епархии

Русская Православная Церковь Московского Патриархата

Прислушайтесь к себе

Именно в этих невероятно простых словах – рецепт качественного отдыха и полноценного восстановления сил. После трудовой недели, рабочего или учебного года – не важно. Важно – уметь переключаться, давать себе передышку и не расстраиваться, если что-то из бесконечного списка отпускных дел «не успелось» или «не захотелось». Прислушайтесь к себе – ответ, лежащий на поверхности, простой и мудрый совет, которым с нами поделилась психолог Татьяна Анатольевна Твердохлебова.

Талант отдыхать

– Часто в отпуске человек пытается наверстать упущенное и заняться всем тем, на что в течение года не было ни времени, ни сил. Татьяна Анатольевна, скажите, можно ли это считать отдыхом?

– Отдых – это смена ритма, смена деятельности. Человеку, занимающемуся физическим трудом, может быть, хочется покоя, а человеку, работающему с людьми, – уединения. Но все люди разные: по возрасту, темпераменту, профессии, интересам, а значит, и представления об отдыхе у них будут разными. Самое главное, чтобы отдых приносил удовольствие, чтобы человек чувствовал, что он отдыхает, и чтобы после этого отдыха ему не захотелось… отдохнуть. 

– Современный темп жизни приучил нас постоянно что-то делать, куда-то бежать. Даже в выходные, в отпуске человек нередко думает, что его отдых должен быть насыщен событиями. Как избавиться от этого комплекса?

– Всегда нужно спрашивать себя: «Действительно ли я этого хочу?», «Для чего я это делаю?». Ведь можно пойти на какое-то мероприятие просто для галочки, а можно что-то полезное для себя вынести. Во всем нужно знать меру. Рассчитывайте свои силы, получайте удовольствие от того, что делаете. Не заставляйте себя насильно чем-либо заниматься. В противном случае, один стресс сменит другой. 

– Что подсказывает Ваш профессиональный опыт: умеют ли люди отдыхать?

Многие отдыхать действительно не умеют. Работа, повседневный быт – у нас множество обязанностей и дел, поэтому зачастую на отдыхе, в свободное время мы не знаем, чем себя занять. Мне вспоминается психологическая теория о природе таланта, которую в 70-80 годах прошлого века разработал писатель Игорь Акимов совместно со специалистом по психологии подростков и спортивной психологии Виктором Клименко. Они условно разделили людей на три группы. К первой группе они отнесли талантливых людей. По их мнению, талантливый человек – это норма, у него хорошая жизненная энергетика, у него множество интересов, к любому делу он подходит нестандартно, всегда старается выполнить его качественно, с душой. Такой человек и на отдыхе не теряется. У людей из второй группы с жизненной энергетикой похуже. Они привыкли получать от жизни удовольствие – сливки снимать с поверхности и ни во что не погружаться. Походы в музеи, картинные галереи – для них это энергия, которая не находит выхода, подпитка, которая приводит к пресыщению, поскольку нельзя питаться одними удовольствиями.

У людей из третьей группы с жизненной энергетикой совсем плохо. Они живут стереотипно, с мыслью: «Только бы нас не трогали!». Что касается отдыха, то они и не задумываются, умеют ли они отдыхать, приносит ли им удовольствие то, что они делают. Карты, телевизор, компьютер, болтовня, бесконечные походы по торговым центрам, лежание на пляже… Им важно просто убить время стандартным, принятым в обществе способом. 

– Получается, качество отдыха измеряется жизненной энергетикой? А воспитание?

– Воспитание как раз и формирует эти три группы. Родители передают детям то, чем сами обладают. Часто взрослые жалуются, что ребенок все время сидит за компьютером. Но они-то сами что делают? Смотрят телевизор и едят. Поэтому компьютер – это не зло и не добро, это вещь, с которой можно работать. Просто сегодня компьютер доступен практически каждому, и сидение за ним – это бесцельное, не приносящее никому пользы времяпровождение. Человек вроде бы получает удовольствие, но после чувствует опустошение. 

– Можно ли научиться отдыхать качественно, со смыслом и пользой?

– Все возможно – было бы желание. 

– Что же нужно делать?

– Во-первых, не лениться и работать. Работа – это жизнь. Есть такая притча: троих человек спросили, что они делают. Один ответил, что кладет кирпичи, другой – что строит стену, а третий – что строит храм. Одну и ту же работу люди понимают по-разному, но вне зависимости от этого ее нужно стараться делать качественно, с душой, а не для того, чтобы скорее закончить и забыть. Во-вторых, нужно избегать всего стереотипного, пошлого. Нужно воспитываться на хорошей литературе, музыке, живописи. Когда человек видит хорошие примеры, он и сам постепенно возвышается. Порой это не так просто, ведь новая информация ранит, причиняет неудобства, но этого не нужно бояться. Наоборот, это нужно принять и переосмыслить, переработать. 

– Пока одни мучаются вопросом: «Как в отпуске успеть все?», другие вообще ни к чему не могут себя подвигнуть. Как встряхнуться и взяться за какое-нибудь дело?

Сегодня люди работают на пределе своих возможностей, и физических, и эмоциональных. Усталость накапливается, и неудивительно, что в отпуске ничего не хочется делать. Так зачем себя заставлять? Если человек по жизни не ленивый, а чувствует, что он устал, почему бы не отстраниться от всего и отдохнуть? Нет ничего плохого в том, чтобы поспать подольше, восстановить силы. Появятся силы – появится и желание что-то делать. 

– Давайте суммируем сказанное: хорошо отдыхать — значит…

– Отдыхать по интересам, прислушиваться к себе, делать то, что хочется, что приносит пользу, радость и не изматывает. 

Игра на интерес

– Лето – это голодные дни и бессонные ночи, проведенные за компьютерными играми и в соцсетях. Многие специалисты говорят о том, что дети, выросшие за компьютерами и другими чудесами техники, разучились общаться, разучились играть. Как все обстоит на самом деле?

– В 2012 году в Санкт-Петербурге проводили интересный эксперимент: добровольцам в возрасте от 12 до 18 лет предложили на 8 часов отказаться от телефонов, планшетов, компьютеров и телевизора. Вместо этого они могли заниматься чем угодно, но в одиночестве. Из 67 человек до конца эксперимента дошли только трое ребят, остальные его прервали по собственному желанию. У них наблюдалась самая настоящая ломка: головная боль, тошнота, чувство страха и тревоги. Чем дети пытались заняться? Кто-то делал уборку, ел, ездил в общественном транспорте, пробовал читать книги и даже молиться. Что делали те, кто прошел эксперимент? Это девочка и два мальчика. О девочке известно мало – вероятно, она выдержала испытание из чувства долга. Один мальчик весь день клеил модель корабля с перерывом на еду и прогулку с собакой, другой – сортировал свои коллекции и пересаживал цветы… Так что проблема компьютерной зависимости существует, она не надумана. 

– Как объяснить ребенку, что сидение за компьютером – не единственный способ отдохнуть?

– В том случае, если зависимость развилась, поможет только психотерапевт. Существенную роль играет профилактика, ее необходимо проводить с раннего возраста. Во-первых, родителям и ребенку нужно знать, что в соответствии с санитарными нормами за компьютером нельзя находиться долго. Во-вторых, просмотр телепередач, игры за компьютером – все это развлечение, которое должно быть под родительским контролем и которому должно быть отведено определенное время. Объясните ребенку, что сначала он должен сделать уроки, погулять с собакой, помочь по дому, а вечером можно и отдохнуть – фильм посмотреть, в игру поиграть. Полностью исключать компьютер, Интернет из жизни нельзя – это ведь еще и общение со сверстниками. А игры и фильмы могут быть разными, не только страшными и бессмысленными, но и развивающими. Главное – контролировать, во что играет и чем занят на отдыхе ребенок. 

– Что если ребенку ничего не интересно, кроме компьютера?

– А почему? Ребенок ведь не рождается таким. Это привычка, воспитание. Порой взрослые культивируют зависимость. Чтобы ребенок не мешал, ему включают телевизор или компьютер. Там красочная картинка, все мигает, движется, персонажами, сюжетом можно управлять – естественно, это затягивает. В нормальной семье у ребенка всегда есть альтернатива, и она ему нравится. Родителям нужно формировать вкус и интересы детей. Чем больше мы предложим разных занятий ребенку, тем шире будет круг его интересов. Приучите его читать книжки, играть в игрушки, бегать во дворе, а компьютер оставьте в качестве дополнения, тогда он не займет главенствующего места.

–Из-за компьютера можно вырвать собственного ребенка, но как быть, если его друзья остаются за компьютерами, в Интернете?

– Нужно искать ребят со схожими интересами. Это, наверное, единственный выход. Ребенок ограничен в своих возможностях, поэтому помочь ему должен взрослый – найти друзей, клубы по интересам, посоветовать, с кем лучше общаться, а каких компаний стоит избегать.

– Как Вы думаете, ребенку лучше отдыхать с родителями или ему полезнее пообщаться со сверстниками, бабушками-дедушками, может, наоборот, стоит побыть наедине с собой?

– Это зависит от возраста, характера ребенка. Вообще, отдыхать с родителями – хорошо и полезно. Это здорово. Но ничего страшного не будет, если ребенок проведет время с бабушкой и дедушкой. Это огромная радость для всех. Со сверстниками тоже нужно общаться, особенно подростку. Что касается родителей, то им иногда необходимо отдыхать вдвоем. Такой отдых поддерживает отношения семейной пары и благотворно сказывается на детях. 

– Татьяна Анатольевна, что должен получить ребенок за лето?

– Отдохнуть, набраться сил. Учеба – это тяжелый труд. Неправильно заставлять ребенка заниматься уроками все лето. Нужно вспоминать школьную программу, но ближе к началу учебного года. Неправильно наказывать ребенка за плохие оценки лишением летнего отдыха. Такими методами положение не исправить. Нужно просто отдохнуть.

 

Беседовала Дарья Хохлова

 

Пресс-служба Покровской епархии
Оставить комментарий
Поделиться в: