Православное заволжье

Официальный сайт Покровской епархии

Русская Православная Церковь Московского Патриархата

Широкое поле деятельности

У них – широкое поле деятельности. Это поле (точнее поля) и есть их деятельность, их служение, их образ жизни. На каждый широкий шаг по этому полю они просят благословения Бога. Потому что понимают, насколько от Него зависимы. «Русская деревня неотделима от Православия», – сходятся во мнении герои нашего материала. Есть ли жизнь на селе и почему один в поле не воин? Ответы на эти вопросы ищем вместе с фермерами и сельхозпредпринимателями из отдаленных уголков Покровской епархии. 

Александр Анатольевич Савинов, 60 лет, руководитель ООО «Краснокутская сельскохозяйственная палата», г. Красный Кут:

– Кто такой сегодняшний фермер? Как правило, это мои ровесники, организовавшие фермерское хозяйство в 90-е годы. Немолодые люди, потратившие огромные силы на сельское хозяйство. Оно является энергонасыщенным производством, которое сейчас организовать практически невозможно. Необходимо иметь специальную технику, которая работает всего несколько недель в году, но без нее невозможен сельскохозяйственный цикл. Даже самое маленькое хозяйство должно иметь два трактора, автомобиль, склады, комбайн, сеялку, культиватор и другую технику. Это десятки миллионов рублей.

Еще современный фермер – это тот, кто, ворча на правительство за необоснованно высокую цену на солярку и гигантские ставки по кредитам, тем не менее выйдет в поле, отсеется, уберет урожай. Его обманут перекупы. Он закроет полученные кредиты, расплатится за химию, ГСМ, запасные части и на будущий год все повторит сначала. Почему он так делает? И по азарту бывает, из-за конкуренции, из-за привитой с детства ответственности и самостоятельности. А еще из-за желания свободы от начальства, госпланов. Тобой никто не руководит, кроме твоей совести и Бога. Ты волен сам выбирать свой путь, заниматься тем, что интересно лично тебе и приносит пользу людям.

Трудностей полно, как и у всех. Я не «колхозник», ведь я не сею, не пашу, а просто предоставляю товары и услуги – минеральные удобрения, средства защиты растений, помогаю с подготовкой и отправкой отчетов в налоговые органы. Но когда мне звонят в 5 утра и спрашивают: «Ты не спишь? А то мне одной канистры не хватило, чтобы обработать посевы до жары, пока летчики не улетели», – понимаю, что и мой труд идет на благо урожая. С началом уборочных работ наступает ажиотаж. Звонки: «Сколько сыпет? Какой класс? По какой цене принимают?» Вроде бы и я при делах. А если еще в хозяйствах, которые применяли поставляемые мною минеральные удобрения, получили урожай выше, чем в других, то возникает ощущение, что и от меня есть какая-нибудь польза. Это придает сил.

С возрастом почти у каждого человека приходит переосмысление жизненных ценностей. Так же и фермеры. Многие бывшие атеисты начали обращаться к Богу. Если раньше молебен на поле был единичным случаем, то сейчас мы сами регулярно просим настоятеля краснокутского Свято-Троицкого храма протоиерея Александра Писларя помолиться, отслужить молебен. Это не вызывает ни у кого отторжения и насмешки.

Чтобы ни говорили в СМИ, только на фермерах держится село. Они «шумят», но поддерживают сельскую инфраструктуру: водопровод, очистку улиц, помогают школам и детсадам. Если бы не тот организационный и управленческий опыт, который дает им работа, они бы не смогли этого делать. Выращивая хлеб насущный, они стараются не забывать о Хлебе Небесном – помогают на сельских приходах.

Вера в Бога дает нам понимание того, что все образуется, уверенность, что Господь не оставит тебя, поможет в трудный момент. Просто всегда нужно о Нем помнить, доверять Ему. Вера в Бога закаляет волю, делает более организованным. Приступая к какому-то делу, соизмеряешь его с заповедями. 

Любовь Федоровна Кучмина, 51 год, индивидуальный предприниматель, фермер, с. Карпенка, Краснокутский район:

– Многие из тех, кто работает в поле, в нем практически родились, а со временем решили последовать народной мудрости: «Где родился, там и пригодился». Мы выращиваем озимые культуры: пшеницу, ячмень, нут, а также держим скотину. Хочется, чтобы жители района могли себе позволить экологически чистые продукты.

Для этого в сезон приходится ежедневно вставать не позднее 6 утра и проводить весь день в разъездах. Вечером вроде и положишь голову на подушку, но еще до ночи думаешь, строишь планы на завтра. А с петухами – опять подъем. Так неделя и проходит. Потом месяцы, годы.

Но, слава Богу, результат того стоит. Когда видишь зерно, которое станет хлебом, молоко и сметану, в качестве которых ты уверен, людей, работающих добросовестно по многу лет, – радость от этого компенсирует усталость. Так же как и общие с другими фермерами интересы, трудности и маленькие победы стоят выше, чем возможная конкуренция. Мы постоянно встречаемся с коллегами, делимся новостями, идеями. И еще шутим, что мы – ненормальные, больные. Нас часто не понимают, мы и сами иногда себя не понимаем, а по-другому не можем. Есть какая-то грань, ты ее достиг, но хочется большего. Нас так воспитали, что нельзя останавливаться, нужно развиваться. Но, конечно, если что-то не получается, то смиряться и благодарить Бога за все. Ведь у многих нет и этого.

Здесь невозможно без веры в Бога и Его Промысл. Перед посевными работами мы собираемся на молебны, убираем урожай – тоже молимся все вместе. Один ведь в поле не воин. Казалось бы, что может получить человек, работающий на земле, от простых молитв о призвании Божией помощи? Разве в земле будет больше питательных веществ, перемрут все вредители? Нет. Невозможно с помощью Бога восполнить и человеческое нерадение: некачественные семена, отсутствие удобрений, плохой полив... Но порой мы становимся свидетелями настоящих «агрономических чудес». Бывало, что у тех, кто собирался на молебен, проходил дождь, а у тех, кто не молился, продолжалась засуха. Кто-то не поверит или посмеется, а мы не сомневаемся, что Господь слышит нас, грешных. Как колосья пшеницы тянутся к солнцу и свету, так и мы должны тянуться к Богу, все в Его руках.

Иногда кажется, что нравственное спасение России отчасти в возрождении сельского хозяйства. Офисный работник не видит конечного результата своего труда и возможно поэтому реже задается вопросами о смысле жизни. А когда человек работает на природе, он имеет возможность наблюдать: сегодня посадил – завтра выросло; сегодня яйцо, завтра оно потрескалось, послезавтра из него появляется клюв… Городские дети играют в компьютерные игры, где надо стрелять, а если что-то не получилось, можно «сохраниться и сыграть заново». А сельский ребенок видит, что из яйца появляется не желтый и пушистый шарик, а маленькое живое существо в крови, склизкое и нелицеприятное. Он понимает, что процесс рождения – это мука. Что из десяти яиц вывелись не все цыплята – кто-то был слаб, задохнулся. И он осознает, что жизнь одна. И, возможно, уже не захочет разорять птичье гнездо, не причинит вреда ни животному, ни человеку. 

Надежда Михайловна Седова, 70 лет, индивидуальный предприниматель, фермер, с. Питерка:

– Часто мы даже не знаем дальнейшую судьбу нашего зерна – станет ли оно мукой на российских заводах или уйдет за границу. Не знаем, что будет завтра. Жизнь так многогранна и непредсказуема. Но в то же время, как бы парадоксально это ни звучало, жизнь здесь, в деревне, максимально проста и бесхитростна. И невозможна без Бога, потому что Он все определяет.

Мы работаем не только с техникой и землей, но и с людьми. К каждому нужен подход. Бывает, человек подведет, грешным делом, разозлишься, но потом одумаешься: «Ты же только час назад молилась, просила Божьего благословения, прощения, а сейчас о Боге забыла?». И наступает спокойствие, и сложности разрешаются.

Еще сельская, да и, наверное, любая нормальная человеческая жизнь невозможна без труда. Человек должен трудиться и физически, и умственно, должен созидать, в противном случае он не живет, а медленно умирает. Мы просто делаем, что должны, не думая о том, сколько сделали. Про фермеров иногда шутят, что им плохо, когда другим хорошо: мы не можем смотреть спокойно, когда кто-то бездельничает, сразу поручаем дело.

Но где труд, там и трудности. Сейчас из-за суховеев мое хозяйство переживает не лучшие времена. Не сдаться помогает благословение настоятеля нашего храма во имя Архангела Михаила – протоиерея Сергия Ясиновского. Батюшка говорит мне: «Будь, как лягушка из известной притчи. Барахтайся, придет время – взобьешь масло». Так в 60 лет я получила права и села за руль машины. Сейчас мне на десяток больше, но от жизни отставать нельзя. Нужно следить за новыми технологиями производства, посещать семинары. Как говорится, век живи – век учись. В том числе учись молиться и собираться с духом в любой ситуации.

У людей должен быть духовный стержень, чтобы дети ориентировались не на материальные ценности; чтобы любили страну и понимали – то, как они проживут свою жизнь, не только их проблема. Своей жизнью они влияют на друзей, на соседей. Являются или примером, или участником событий жизни другого человека.

Животрепещущим вопросом для сельчан и горожан-садоводов является проблема их участия в субботних, воскресных и праздничных богослужениях. Но главное, чтобы было желание жить в Церкви. Если такого желания не будет, а возобладают лень и нерадение о спасении, враг обязательно представит множество «других важных дел» и убедит в том, что ходить в храм необязательно и просто невозможно. В страду особенно заметно, как пустеют храмы по сравнению с зимними службами, ведь многие решают вопрос в пользу огорода. Зимой ходить в храм удается чаще.

У нас дружный приход, и ему помочь – всегда радость. Слава Богу, что иногда это получается.

 

Татьяна Уютова
Оставить комментарий
Поделиться в: