Православное заволжье

Официальный сайт Покровской епархии

Русская Православная Церковь Московского Патриархата

Вспоминая VI Вселенский Собор

Каждый православный христианин в утреннем правиле читает «Символ веры». Но часто ли мы задумываемся о том, благодаря кому до нас дошло это краткое и догматически точное изложение православной веры? Кто, рискуя жизнью, защищал Богом данное учение от неправых человеческих мудрований? 5 февраля Православная Церковь празднует память святых отцов VI Вселенского Собора. О его истории расскажет нашим ученикам настоятель храма в честь Покрова Божией Матери священник Сергий Сивоплясов.


Соборное решение известно еще до создания времен, это подтверждает предвечный совет Святой Троицы. Сотворим человека по образу Нашему и по подобию Нашему (Быт. 1, 26). На этом совете было принято решение о Воплощении Сына Божия и спасении человечества.

В христианской Церкви соборное решение проблем относится к началу ее основания. В 51 году был созван первый Собор, названный апостольским. Сошедшиеся на него апостолы решали вопрос о необходимости исполнения иудейского закона для христиан.

Вселенские Соборы — собрания предстоятелей и представителей всех Поместных Церквей, созываемые для низложения ересей и утверждения истин вероучения, для установления правил, обязательных во всей Церкви, и для решения вопросов, имеющих общецерковную важность. Вселенский Собор является единственным верховным авторитетом в Православной Церкви по вопросам вероучения и законодательства и, по действию через него и в нем Святого Духа, обладает свойством непогрешимости. Определения и правила Вселенского Собора простираются на все Поместные Церкви и на все времена.

Две природы и две воли

Всего в истории Православной Церкви Вселенских Соборов было семь. Начало свое они полагают с уходом в историю времен гонений на первых христиан и с воцарением христианства как главенствующей религии Византии. Вселенские Соборы созывались лишь по очень важным причинам. Так, первые два Собора были собраны в связи с тринитарными спорами, т. е. спорами о трех Лицах Святой Троицы. Четыре последующих Собора были ознаменованы христологическими спорами, соответственно, в них шла речь о Христе, Его Лице, Его природе. Седьмой Вселенский Собор был посвящен иконоборческому спору.

VI Вселенский Собор был созван в Константинополе. Поводом к созыву послужила ересь монофелитов. Монофелиты были логическими последователями ереси монофизитов. Однако если родоначальник ереси монофизитов архимандрит Евтихий учил об одной природе Христа, Божественной, отрицая, что Спаситель был человеком, то монофелитство говорило об одной воле Бога во Христе при двух природах. Эта ересь называется ересью единовольников, признающих в лице Христа, в двух Его естествах, божеском и человеческом, одну волю и одно действие, как будто бы каждое естество не имело своего особого, свойственного ему действия и желания. Исповедующие учение монофелитов хулят Христа, признавая Его несовершенным в обоих естествах.

Особенно поддерживал эту ересь и распространял Александрийский патриарх Кир, собрав у себя Поместный Собор и повелев так веровать. Помимо этого, Кир излагал свои мысли о Христе и в менее известной еретической модификации — моноэнергизме, проповедующем одну божескую энергию в Богочеловеке Иисусе Христе. Эта ересь является как бы промежуточной между монофизитством и монофелитством. Относительно ереси монофелитства, Киру последовал и Константинопольский патриарх Сергий, тоже собрав Поместный Собор и утвердив на нем монофелитство. Сменивший на патриаршей кафедре Сергия Пирр тоже был приверженцем монофелитства. Даже и сам император Ираклий, через Сергия и Кира, прельстился и впал в эту ересь. Многие христиане тогда пострадали, не приняв ереси.

Защитники правой веры

Мартин Исповедник, Папа РимскийЕреси противостали святой папа Мартин, преподобный Максим Исповедник и святитель Софроний, патриарх Иерусалимский. Последний собрал у себя Поместный Собор, на котором проклял ересь единовольников. Списки постановлений своего Собора святой Софроний разослал повсюду. На VI Вселенском Соборе как раз и зачитывали постановления этого Собора, которые были утверждены святыми отцами и приняты как правоверные.

До этого патриарх Софроний уговаривал патриархов Кира и Сергия отстать от еретического учения. Тогда патриарх Сергий выпустил документ, где запрещал говорить вообще о воле во Христе, будь-то одна или две. Этот документ назван был псифос, что означает «авторитетное мнение». Софроний не принял псифоса. К тому времени, в 634 году, его поставили на Иерусалимскую кафедру вместо почившего патриарха Модеста.

Святитель Софроний ИерусалимскийВ 638 году патриарх Сергий пишет экфесис (изложение), где утверждается одна воля и одна энергия во Христе. В ответ на экфесис патриарх Иерусалимский Софроний написал окружное соборное послание, выражая свое несогласие с учением об одной воле. Доказывая наличие двух воль во Христе, Софроний утверждал, что в Нем каждая природа действует естественно, по своему существу, и что только из этих действий мы познаем различие природ: наличие одной энергии или воли лишает это различие всякого смысла, превращая его в чистую абстракцию.

Софроний был храбрый и независимый человек, готовый до конца бороться за чистоту Православия. Однако он умер в 638 году, не дожив до торжества православного учения. Святой Софроний за свою жизнь написал много полезных Церкви слов, поучений, гимнов и житий некоторых святых, например преподобной Марии Египетской. Он признается одним из первоклассных богословов-догматистов.

Из-за экфесиса смущалось все больше православно верующего народа. Преподобный Максим Исповедник, видя, что ересь коснулась и «царских палат», бросил службу при царском дворе, где его почитали за мудрейшего из царских вельмож, удалился в монастырь.

Преподобный Максим ИсповедникПозднее к преподобному Максиму приходил сам патриарх Пирр, который, бежав со своего престола, проповедовал монофелитство по всем городам. Преподобный Максим доказал Пирру его неправоту, убедив оставить ересь. Позже, однако, Пирр снова примкнул к ереси, убежденный приближенным царя еретиком Олимпием.

После того как патриарх Пирр оставил свой престол, на него взошел еретичествующий патриарх Павел. Император Констант II по наущению патриарха написал еретическое окружное послание — типос, в котором были запрещены всякие разговоры, как об энергиях, так и о волях.

Этому еретическому вероизложению противостал папа Мартин I. После вступления на папский престол в 649 году он немедленно созвал Собор в Латеране. На этом Соборе были единодушно осуждены монофелитское учение и связанные с ним еретические документы: «безбожнейший экфесис» и «гнусный типос».

Император и весь константинопольский двор решили подавить западную оппозицию. Папа Мартин был обвинен в политических и религиозных преступлениях. Экзарх Равенны прибыл в Латеранский дворец, объявил папу низложенным и, арестовав его, привез под конвоем в Константинополь. Мартина, к этому времени уже старого и очень больного, измучили жестоким обращением во время путешествия. Он лично предстал перед церковным судом, обнаружив необычайное мужество и стойкость в вере. Его лишили сана, пытали и приговорили к смертной казни, замененной изгнанием. Совершенно замученный старец был отвезен в крымский Херсонес, где в скором времени скончался. Папа Мартин I причислен к лику святых и латинской, и Восточной Церквами, которые чтят его память как исповедника и мученика.

Преподобный Максим также участвовал в соборе в Латерне, и так же, как и папу Мартина, его судили. Поскольку он был простым монахом, его пытали отдельно, но обвинения против него были выдвинуты те же, что и против папы, — богословские и политические. До нас дошла стенографическая запись его дела. Когда преподобного обвинили в том, что он, обыкновенный монах, восстает против мнения всех патриархов, Максим отвечал, что, если бы даже Ангел с небес проповедовал ересь, он, Максим, все равно бы отстаивал истину. Отвечая на предложение согласиться с типосом хотя бы во имя единства Византии и Рима, он заявил: «Я думаю не об единении или разъединении римлян и греков, но о том, чтобы мне не отступить от правой веры». Он бросил вызов цезаропапистскому поведению императоров византийских Ираклия и Константа II, сказав, что «не дело царей, но дело священников исследовать и определять спасительные догматы кафолической Церкви».

Преподобного Максима сослали во Фракию, откуда он продолжал писать против монофелитства и волновать умы. В 662 году его привезли обратно в Константинополь, произнесли ему, папе Мартину и патриарху Софронию анафему, снова пытали, отрезав язык и правую руку. Затем преподобный Максим был вторично изгнан, на этот раз на Кавказ, где он вскоре скончался, не дождавшись торжества Православия на VI Вселенском Соборе.

Торжество православного учения

На VI Вселенском Соборе присутствовало 170 святых отцов, которые утвердили исповедание веры о двух волях в Иисусе Христе — Божественной и человеческой. Собор открылся 7 ноября 680 года в одной из палат императорского дворца, называемой Трулл, в присутствии императора Константина IV, который лично возглавлял первые одиннадцать и заключительное заседания.

Вероопределение VI Вселенского Собора направлено против монофелитов и гласит: «Проповедуем также, по учению святых отцов, что в нем и две естественные воли или хотения, и два естественные действия нераздельно, неизменно, неразлучно, неслитно. И два естественные хотения не противоположные одно другому, как говорили нечестивые еретики, — да не будет! Но Его человеческое хотение не противоречит и не противоборствует, а следует, или лучше сказать, подчиняется Его Божественному и всемогущему хотению». Когда император поставил подпись под этим определением, епископы воскликнули: «Многие лета императору! Ты разъяснил совершенства двух природ Христа Бога! Ты разогнал всех еретиков!»

Собор принял вероопределение о двух волях. Император Константин издал эдикт, утверждающий определение Собора. Поскольку папа сам не присутствовал на Соборе, то ему было направлено послание с просьбой подтвердить соборное исповедание.

VI Вселенский Собор поставил точку не только в пятидесятилетней ереси монофелитов, но и более чем в 250-летней ереси монофизитства.


Оставить комментарий
Поделиться в: